Дело № 2-3727/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2016 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего Анчи Н.М., при секретаре Шыырап М.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУС к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья,
установил:
Истец КУС обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (с учетом уточнения) об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья, указав на то, что является инвали<адрес> группы. Состоит на учете очередников из числа ветеранов, инвалидов и семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В связи с этим, считает, что имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение (строительства) жилья.
Просит обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья.
Истец КУС в судебном заседании поддержал исковые требования, дав пояснения соответствующие доводам иска.
Представители ответчика Министерство труда и социальной политики Республики Тыва ДЮД и ХАХ действующие на основании доверенностей, просили отказать в удовлетворении иска за необоснованностью исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДД.ММ.ГГГГ, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии со ст. 28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее – Порядок).
Согласно п. 3 указанного Порядка правом на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья обладают категории граждан в соответствии с положениями федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов (пп. «м» п.3 Порядка).
В соответствии с п. 5 Порядка очередность предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, определяется уполномоченным органом исполнительной власти в хронологической последовательности в зависимости от времени поставки их на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 4 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в части предоставления мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа ветеранов и инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социальной политики Республики Тыва (далее - уполномоченный орган исполнительной власти).
Согласно п.6 Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляются в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее - ЕДВ). ЕДВ носит целевой характер, использование на другие цели не допускается. ЕДВ в соответствии с настоящим Порядком предоставляется только один раз.
В силу п. 2 Порядка реализация на территории Республики Тыва государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций и передаваемых в республиканский бюджет Республики Тыва в виде субвенций на указанные цели.
Согласно справке серии № № от ДД.ММ.ГГГГ, КУС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы, инвалидность установлена бессрочно по результатам повторного освидетельствования.
Из вышеизложенного следует, что КУС является инвали<адрес> группы, поэтому он в силу вышеизложенных положений нормативно-правовых актов имеет право на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья, предусмотренных для инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Из ответа заместителя Председателя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва КО № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно информации Министерства здравоохранения и социального развития Республики Тыва КУС включен в реестр очередников республики из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 28.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под №.
Согласно справки министра Министерства труда и социальной политики Республики Тыва ТЛШ. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КУС ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно состоит в сводном республиканском реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году на основании сведений, предоставленных органами местного самоуправления, как инвалид 2 группы. По состоянию размер единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья составляет 609984 рубля.
Из ответа и.о. начальника Департамента земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> ДС № от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца следует, что КУС действительно состоит на учете, также сообщает, что данные истца не значатся в списке очередников мэрии <адрес>.
Согласно ответа на судебный запрос начальника Департамента экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии <адрес> ОУ № от ДД.ММ.ГГГГ, КУС состоит в реестре лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, сформированном в 2005 году. В данный реестр включаются очередники, состоящие на учете до 2005 года в качестве инвалидов, детей-инвалидов и ветеранов боевых действий. В настоящее время данные КУС не значатся в реестре очередников мэрии <адрес>.
Как следует из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, права КУС в ЕГРП на объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
В соответствии со справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУ РТ «БТИ» следует, что по данным архива ГУП Республики Тыва «БТИ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированные права по адресу: <адрес>, <адрес> КУС отсутствуют.
Также согласно ответа начальника отдела учета и распределения муниципального жилищного фонда мэрии <адрес> КН № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что КУС жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, не является нанимателем жилого помещения.
Согласно п. 13 вышеуказанного Порядка для получения ЕДВ граждане, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, обращаются в Уполномоченный орган исполнительной власти и представляют заявление на имя министра труда и социальной политики Республики Тыва о предоставлении ЕДВ и другие перечисленные документы.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее – Правила).
Согласно п. 3 и 5 указанных Правил субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Согласно п. 5 указанных Правил форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке представления сведений по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», принятым во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № на Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию возложены функции по сбору, обобщению и хранению вышеназванных сведений, представленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также проведение их сверки с информацией об указанных льготных категориях граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № «О способах и порядке направления сведений о ветеранах, инвалидах и семьях, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получивших жилье» Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию (далее – Росздрав) во исполнение указанных нормативных документов информирует об установленных способах и порядке направления в Агентство сведений о ветеранах, инвалидах и семьях, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и получивших жилье. В целях создания реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ (далее - Реестр граждан), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ представляют в Агентство списки указанных категорий граждан. Сведения представляются в электронном виде в соответствии с форматом, приведенном в приложении № к настоящему письму по электронной почте и на бумажном носителе, заверенные подписью руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На основании представленных сведений в Агентстве формируется сводный Реестр граждан (Web-pecypc), в котором отражается актуальное состояние реестра в разрезах по субъектам Российской Федерации и по категориям граждан. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации определяют и в письменном виде в срок до ДД.ММ.ГГГГ доводят до Росздрава список ответственных лиц по работе с Реестром граждан для получения доступа в программный комплекс ведения Реестра, а также лиц, ответственных за исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и Приказа Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № с указанием фамилии, имени, отчества, занимаемой должности, контактного телефона и адреса электронной почты. Добавление новых записей в Реестр граждан осуществляется структурными подразделениями Росздрава по факту предоставления дополнительных сведений от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в бумажном и электронном виде в соответствии с прилагаемым форматом.
Исходя из содержания указанных правовых актов следует, что предоставление за счет средств федерального бюджета жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения заинтересованных лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина из числа инвалидов нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Также следует, что без внесения по сведениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации гражданина в реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, реализация им права на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья невозможна, поскольку порядок их предоставление предполагает поступление от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации заявки на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья и принятие соответствующими федеральными органами исполнительной власти данной заявки путем включения в реестр, единственной целью создания и ведения которого является реализация инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ, права на приобретение (строительство) жилья за счет средств федерального бюджета.
Тот факт, что истец КУС. не значится в реестре очередников мэрии <адрес> не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку как установлено выше он относится к категории лиц из числа инвалидов и имеет право на получение такой субсидии, а также судом установлено, что состоит в реестре очередников республики из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, установлено, что КУС относится к категории лиц из числа инвалидов. Первоначально инвалидность КУС установлена ДД.ММ.ГГГГ году. Истец не имеет в собственности жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, состоял в очереди на получение жилого помещения в администрации <адрес> на момент постановки на учет по улучшению жилищных условий.
Установленное нормами федерального, республиканского законодательства право заявителя на получение указанной льготы является непосредственно действующим в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Своевременная и полная реализация прав гражданина не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, вытекающих из ненадлежащего осуществления своих полномочий органами муниципальной и государственной властей.
При указанных выше обстоятельствах иск КУС к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретения (строительства) жилья, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление КУС к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва об обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной политики Республики Тыва предоставить КУС единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в месячный срок со дня составления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней – ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий Н.М. Анчи