Дело № 33-1995
Карабудахкентский районный суд РД
судья Арсланалиев А.Х.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Махачкала 21 мая 2013 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей Ибрагимовой А.М., Омарова М.К.,
при секретаре Шуаеве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации МО «Карабудахкентский район» Ильясова А.А. по гражданскому делу по иску прокурора Карабудахкентского района РД в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Карабудахкентский район» и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> СОШ» об обязании их оборудовать здание школы кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт дежурного ОМВД по Карабудахкентскому району РД на решение Карабудахкентского районного суда РД от 10 апреля 2013 года, которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района РД удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<адрес> СОШ» и администрацию МО «Карабудахкентский район» оборудовать здание школы, расположенной по адресу: селение <адрес> <адрес> кнопкой тревожной сигнализации в соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 01 сентября 2009 года №390) с выводом на пульт дежурного ОМВД по Карабудахкентскому району РД, установив срок до 01.09.2013 г.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Губденская СОШ» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей».
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав мнение прокурора Гасанова Г.П., просившего решение суда оставить без изменения, объяснения представителя ответчика – директора МБОУ «<адрес> СОШ» Исмаилова М.-А.С., просившего решение суда отменить, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Карабудахкентского района РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Карабудахкентский район» и муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> СОШ» об обязании их оборудовать здание школы кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт дежурного ОМВД по Карабудахкентскому району РД.
В обоснование заявленных требований указывалось, что прокуратурой Карабудахкентского района РД проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Карабудахкентского района. В ходе проведенной проверки установлено, что в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «<адрес> СОШ», не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений. Так, здание образовательного учреждения не оборудовано кнопкой тревожной сигнализации, для своевременной передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, что является нарушением требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении. Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона № 384 от 30 декабря 2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В соответствии с п. 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (утв. приказом Министерства регионального развили РФ от 01 сентября 2009 года № 390) для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны). Подобные требования указаны и в письмах Минобрнауки России «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от 12.03.2008 № АФ-102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23 от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС-343/09 и № ЮС-350/09.Выявленные нарушения - отсутствие кнопки тревожной сигнализации не позволяет обеспечить постоянный контроль и предупреждение террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью как учащихся, работников, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение.
Согласно Уставу, МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа им. Алиева О.А.» является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по оборудованию образовательного учреждения кнопкой тревожной сигнализации возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО «Карабудахкентский район» и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрацию МО «Карабудахкентский район» следует привлечь в качестве ответчика.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации МО «Карабудахкентский район» Ильясов А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления прокурора района.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что в бюджете района на 2013 г. не заложены средства на установку в школах кнопок тревожного вызова с выводом в дежурную часть ОМВД Карабудахкентского района, а потому решение суда не исполнимо. Указанные требования возможно исполнить в случае, если Правительство РД выделит районной администрации соответствующие деньги на эти цели.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пункту 5.39 "СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения" утвержденного Приказом Минрегиона от 1 сентября 2009 года N 390 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
Судом первой инстанции установлено, что в здании МБОУ «<адрес> СОШ», расположенном по адресу: <адрес> <адрес>, отсутствует система (канал) передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны). Это нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.
В силу пункта 1 части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 32 Закона образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на учебное заведение обязанность по оборудованию здания кнопкой тревожной сигнализации.
Согласно Уставу МБОУ «<адрес> СОШ» учреждение является муниципальным, а учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является администрация <адрес> «<адрес>».
Пункт 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по оборудованию здания муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> СОШ» кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт дежурного ОМВД по Карабудахкентскому району РД, как на учебное заведение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учебного учреждения.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности,
Довод жалобы об отсутствии финансовых средств на установку в школах кнопок тревожного вызова, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает МБОУ «<адрес> СОШ» и администрацию МО «Карабудахкентский район» от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 10 апреля 2013 г. постановлено без нарушений норм материального и процессуального права, с учетом всех юридически значимых по делу обстоятельств, доводов сторон и представленных сторонами в суд первой инстанции доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Карабудахкентского районного суда РД от 10 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО «Карабудахкентский район» Ильясова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: