Дело №12-61/2022
Р Е Ш Е Н И Е
20 апреля 2022 года пос.Калевала
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Бакулин И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Юшкозерского сельского поселения Соболевской М.В. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия от 04.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Юшкозерского сельского поселения Соболевской М.В.,
установил:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия Шварченко С.Ю. от 04.03.2022 глава Юшкозерского сельского поселения Соболевская М.В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе глава Юшкозерского сельского поселения Соболевская М.В. просит состоявшееся по делу постановление отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что на момент принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении - 31.01.2022 администрация Юшкозерского сельского поселения не являлась стороной по исполнительному производству (должником), ОСП по Калевальскому району было известно, что 11.12.2021 администрация Юшкозерского сельского поселения обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве, определением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20.12.2021 заявление удовлетворено, произведена замена должника администрации Юшкозерского сельского поселения на администрацию Калевальского муниципального района. Обращает внимание, что с 01.01.2015 в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, из полномочий сельских поселений были исключены вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. В связи с чем с 2015 года администрация Юшкозерского сельского поселения не должна и не могла исполнить требования судебного решения от 15.03.2010 об организации строительства очистных сооружений ввиду отсутствия законных полномочий и соответствующей материально-технической базы. Указывает, что судебный пристав-исполнитель мог обратиться с заявлением в суд о замене стороны в исполнительном производстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ. В постановлении от 04.03.2022 не указаны дата вынесения постановления по делу об административном правонарушении в отношении нее по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, даты вступления в законную силу и исполнения данного постановления, что является существенным с учетом положений ст.4.6 КоАП РФ, так как исчислить срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, не представляется возможным. Обращает внимание, что протокол об административном правонарушении в ее адрес не направлялся, о времени и месте рассмотрения дела не извещалась, при рассмотрении дела не были исследованы обстоятельства, которые имеют значение для назначения наказания, в частности, характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также обстоятельства, исключающие состав правонарушения в соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ (в случае, когда главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, вносились или направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись).
В судебное заседание глава администрации Юшкозероскго сельского поселения Соболевская М.В. не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель ОСП по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия извещена о времени и месте судебного заседания, в отзыве просила в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную решением Костомукшского городского суда от 15.03.2010 на администрацию Юшкозерского сельского поселения возложена обязанность построить очистные сооружения в пос.Новое Юшкозеро Калевальского района Республики Карелия в срок до 31.12.2012. На основании исполнительного листа, выданного Костомукшским городским судом, 25.11.2010 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 1180/10/04/10 (впоследствии присвоены № 4575/15/10013-ИП; № 5235/17/10004-ИП). 12.02.2013 в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Юшкозерского сельского поселения в размере 5000,00 рублей. Требованием от 06.05.2019 предложено в трехмесячный срок исполнить решение суда - построить очистные сооружения в пос. Новое Юшкозеро Калевальского района. В связи с тем, что требование не исполнено в установленный срок, постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия от 14.10.2020 администрация Юшкозерского сельского поселениябыла привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, постановление исполнено 01.12.2020. Требованием заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскомй району от 16.12.2020 назначен новый срок исполнения решения суда - до 01.02.2021. Постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Калевальскомй району от 09.03.2021 глава администрации Юшкозерского сельского поселения была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб., постановление исполнено 11.05.2021. Требованием заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскомй району от 26.03.2021 назначен новый срок исполнения решения суда - до 15.07.2021. Постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Калевальскомй району от 20.08.2021 глава администрации Юшкозерского сельского поселения была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб., постановление вступило в законную силу 30.08.2021, исполнено 02.11.2021. Требованием от 05.10.2021 установлен новый срок исполнения решения суда - 15.12.2021.
31.01.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Калевальскому району УФССП России по РК в отношении главы администрации Юшкозерского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. 04.03.2022 постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Калевальскомй району УФССП России по Республике Карелия глава администрации Юшкозерского сельского поселения была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ является факт привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ КоАП РФ и со статьей 4.6 того же Кодекса, лицо может быть подвергнуто административному наказанию по части 2 статьи 17.15 при условии, что не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Принимая во внимание факт истечения срока, в течение которого глава администрации Юшкозерского сельского поселения считалась подвергнутой административному наказанию по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (01.12.2021), квалификацию бездействия главы администрации Юшкозерского сельского поселения по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ нельзя признать обоснованной.
Вместе с тем, судьей принимается во внимание следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьями 24.1, 26.11, 29.10 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в постановлении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
В связи с чем, довод жалобы о вступлении в законную силу 21.01.2022 определения Костомукшского городского суда от 22.12.2021 №13-261/2021, на основании которого произведена замена должника администрации Юшкозерского сельского поселения на администрацию Калевальского муниципального района, заслуживает внимания.
Указанным определением установлено, что имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения по организации водоснабжения и водоотведения на территории Юшкозерского сельского поселения, передано в муниципальную собственность МО «Калевальский национальный район» на основаниирешения Совета Юшкозерского сельского поселения от 28.02.2018 и Совета Калевальского муниципального района от 01.03.2018.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что исполнить решение суда администрацией Юшкозерского сельского поселения в срок, установленный судебным приставом -исполнителем (15.12.2021), в силу указанных обстоятельств являлось невозможным. Обращение 11.12.2021 с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве рассматривается судом как способ принятия мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия Шварченко С.Ю. от 04.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Юшкозерского сельского поселения Соболевской М.В. - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение в течение десяти суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд.
Судья подпись И.В. Бакулин
Подлинник решения находится в деле № 12-61/2022 Костомукшского городского суда Республики Карелия.
Р Е Ш Е Н И Е
20 апреля 2022 года пос.Калевала
Судья Костомукшского городского суда Республики Карелия Бакулин И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главы Юшкозерского сельского поселения Соболевской М.В. на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия от 04.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Юшкозерского сельского поселения Соболевской М.В.,
установил:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия Шварченко С.Ю. от 04.03.2022 глава Юшкозерского сельского поселения Соболевская М.В. привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе глава Юшкозерского сельского поселения Соболевская М.В. просит состоявшееся по делу постановление отменить, считая его незаконным и необоснованным. Указывает, что на момент принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении - 31.01.2022 администрация Юшкозерского сельского поселения не являлась стороной по исполнительному производству (должником), ОСП по Калевальскому району было известно, что 11.12.2021 администрация Юшкозерского сельского поселения обратилась в суд с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве, определением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 20.12.2021 заявление удовлетворено, произведена замена должника администрации Юшкозерского сельского поселения на администрацию Калевальского муниципального района. Обращает внимание, что с 01.01.2015 в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения, в частности, из полномочий сельских поселений были исключены вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения. В связи с чем с 2015 года администрация Юшкозерского сельского поселения не должна и не могла исполнить требования судебного решения от 15.03.2010 об организации строительства очистных сооружений ввиду отсутствия законных полномочий и соответствующей материально-технической базы. Указывает, что судебный пристав-исполнитель мог обратиться с заявлением в суд о замене стороны в исполнительном производстве в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ. В постановлении от 04.03.2022 не указаны дата вынесения постановления по делу об административном правонарушении в отношении нее по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, даты вступления в законную силу и исполнения данного постановления, что является существенным с учетом положений ст.4.6 КоАП РФ, так как исчислить срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, не представляется возможным. Обращает внимание, что протокол об административном правонарушении в ее адрес не направлялся, о времени и месте рассмотрения дела не извещалась, при рассмотрении дела не были исследованы обстоятельства, которые имеют значение для назначения наказания, в частности, характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также обстоятельства, исключающие состав правонарушения в соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ (в случае, когда главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, вносились или направлялось предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись).
В судебное заседание глава администрации Юшкозероскго сельского поселения Соболевская М.В. не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель ОСП по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия извещена о времени и месте судебного заседания, в отзыве просила в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную решением Костомукшского городского суда от 15.03.2010 на администрацию Юшкозерского сельского поселения возложена обязанность построить очистные сооружения в пос.Новое Юшкозеро Калевальского района Республики Карелия в срок до 31.12.2012. На основании исполнительного листа, выданного Костомукшским городским судом, 25.11.2010 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 1180/10/04/10 (впоследствии присвоены № 4575/15/10013-ИП; № 5235/17/10004-ИП). 12.02.2013 в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в установленный срок, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Юшкозерского сельского поселения в размере 5000,00 рублей. Требованием от 06.05.2019 предложено в трехмесячный срок исполнить решение суда - построить очистные сооружения в пос. Новое Юшкозеро Калевальского района. В связи с тем, что требование не исполнено в установленный срок, постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия от 14.10.2020 администрация Юшкозерского сельского поселениябыла привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, постановление исполнено 01.12.2020. Требованием заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскомй району от 16.12.2020 назначен новый срок исполнения решения суда - до 01.02.2021. Постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Калевальскомй району от 09.03.2021 глава администрации Юшкозерского сельского поселения была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб., постановление исполнено 11.05.2021. Требованием заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскомй району от 26.03.2021 назначен новый срок исполнения решения суда - до 15.07.2021. Постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Калевальскомй району от 20.08.2021 глава администрации Юшкозерского сельского поселения была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб., постановление вступило в законную силу 30.08.2021, исполнено 02.11.2021. Требованием от 05.10.2021 установлен новый срок исполнения решения суда - 15.12.2021.
31.01.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Калевальскому району УФССП России по РК в отношении главы администрации Юшкозерского сельского поселения составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ. 04.03.2022 постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Калевальскомй району УФССП России по Республике Карелия глава администрации Юшкозерского сельского поселения была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ и ей было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Обязательным условием привлечения лица к административной ответственности по ч.2 ст.17.15 КоАП РФ является факт привлечения к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, предусмотрена частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ КоАП РФ и со статьей 4.6 того же Кодекса, лицо может быть подвергнуто административному наказанию по части 2 статьи 17.15 при условии, что не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Принимая во внимание факт истечения срока, в течение которого глава администрации Юшкозерского сельского поселения считалась подвергнутой административному наказанию по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ (01.12.2021), квалификацию бездействия главы администрации Юшкозерского сельского поселения по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ нельзя признать обоснованной.
Вместе с тем, судьей принимается во внимание следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьями 24.1, 26.11, 29.10 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в постановлении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
В связи с чем, довод жалобы о вступлении в законную силу 21.01.2022 определения Костомукшского городского суда от 22.12.2021 №13-261/2021, на основании которого произведена замена должника администрации Юшкозерского сельского поселения на администрацию Калевальского муниципального района, заслуживает внимания.
Указанным определением установлено, что имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения по организации водоснабжения и водоотведения на территории Юшкозерского сельского поселения, передано в муниципальную собственность МО «Калевальский национальный район» на основаниирешения Совета Юшкозерского сельского поселения от 28.02.2018 и Совета Калевальского муниципального района от 01.03.2018.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что исполнить решение суда администрацией Юшкозерского сельского поселения в срок, установленный судебным приставом -исполнителем (15.12.2021), в силу указанных обстоятельств являлось невозможным. Обращение 11.12.2021 с заявлением о замене стороны в исполнительном производстве рассматривается судом как способ принятия мер по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Принимая во внимание изложенное, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Калевальскому району УФССП России по Республике Карелия Шварченко С.Ю. от 04.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Юшкозерского сельского поселения Соболевской М.В. - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение в течение десяти суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд.
Судья подпись И.В. Бакулин
Подлинник решения находится в деле № 12-61/2022 Костомукшского городского суда Республики Карелия.