ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело 91RS0003-01-2023-000358-98 №2-3053/2023 №33-10833/2023 | Председательствующий судья первой инстанции | Злотников В.Я. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 ноября 2023 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Готовкиной Т.С.,
судей – Любобратцевой Н.И., Морозко О.Р.,
при секретаре – Затонском М.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
В марте 2023 года ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, в котором просила обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж трудовой деятельности ФИО1 периоды работы: с 01.03.1965 по 15.07.1965 - в должности секретаря машиниста Джаркурганском Райпо, с 16.07.1965 по 17.08.1968 - в должности машинистки в Джаркурганской КРБ треста «Бухарабурнефть», с 16.09.1968 по 16.06.1969 - в должности секретаря-машинистки в Джаркурганской КРБ «Н.П.У. Джаркрганнефть», с 19.06.1969 по 05.09.1969 - в должности техника графиста в Душанбинском объединении пассажирского транспорта, с 16.09.1969 по 03.09.1970,- в должности няни уборщицы детского сада в Товаро-Транспортном цеху НПУ «Джаркурганнефть», с 09.09.1970 по 27.07.1971 - в должности лаборанта в Геологопоисковой экспедиции УБР, с 28.07.1971 по 06.02.1976 - в должности машинистки в Орджоникидзеабадский домостроительный комбинат треста Таджикгидроэнергострой, с 17.02.1976 с 17.08.1978 - в должности ткачихи в Душанбинском производственном хлопчатобумажном объединении Минлегпрома Таджикской ССР, с 24.08.1978 по 01.09.1980 - в должности машинистки в Объединении «Таджикатлас» и произвести перерасчет пенсии ФИО1 с 01.01.2015 с учетом всего стажа ее трудовой деятельности, в том числе с учетом вышеуказанных периодов.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является получателем страховой пенсии по старости с 01.01.2015г. бессрочно.
Согласно ответа на обращение истца от 15.06.2022 года, пенсионным органом разъяснено, что вышеуказанные периоды работы не учтены в стаж, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие смену фамилии истца.
Истец с таким решением пенсионного органа не согласна указывая на то, что исключение из стажа указанных выше периодов работы привело к уменьшению размера страховой пенсии по старости.
Данные действия ответчика истец считает незаконными и нарушающими право на пенсионное обеспечение, поскольку в трудовую книжку были внесены сведения о смене фамилии, в связи со сменой паспорта и переменой фамилии в 1966 г. после регистрации брака.
Кроме того истец указывает, что ею направлялись запросы в Республику Узбекистан с целью получения документов, подтверждающих заключение брака и смену фамилии, однако какие-либо ответы истец не получила, кроме того, ответчиком не предпринимались какие-либо действия для истребования соответствующих документов.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2023 года удовлетворены исковые требования ФИО1; на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в стаж ФИО1 периоды работы: с 01.03.1965 по 15.07.1965; с 16.07.1965 по 17.08.1968; с 16.09.1968 по 16.06.1969; с 19.06.1969 по 05.09.1969; с 16.09.1969 по 03.09.1970; с 09.09.1970 по 27.07.1971; с 28.07.1971 по 06.02.1976; с 17.02.1976 по 17.08.1978; с 24.08.1978 по 01.09.1980 и осуществить перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1 с 01 января 2015 года.
Не согласившись с решением Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым в лице представителя ФИО4 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.
Доводы жалобы сводятся к нарушению и неправильному применениюсудом норм материального права.
Автор жалобы указывает, что не представляется возможным включить в страховой стаж периоды работы ФИО1 по трудовой книжке до 15.09.1980 года, так как нет документов, подтверждающих смену фамилии на Савенкова, а именно отсутствует свидетельство о заключении и расторжении брака. Также, на титульном листе трудовой книжки сведения о смене фамилии не заверены должным образом.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО3, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы, решение суда просит оставить без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым ФИО4, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала, ссылаясь на незаконность решения суда первой инстанции.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась. О дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке ст.ст.167, 327 ГПК РФ.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика, приходит к нижеследующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является получателем страховой пенсии по старости с 01.01.2015г. бессрочно (л.д. 91).
27 мая 2022 года ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением, в котором просила разъяснить порядок расчета ее страховой пенсии по старости (л.д. 17, 17 оборот).
Согласно ответу пенсионного органа от 15 июня 2022 года на указанное выше заявление, ФИО1 разъяснено, что указанные выше спорные периоды ее работы по трудовой книжке до 15.09.1980 года не учтены в страховой стаж, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие смену фамилии с ФИО1 на ФИО1 (л.д. 18, 18 оборот).
Согласно трудовой книжке без номера, заполненной 01.03.1965 года на имя ФИО1 (Кирдяшевой, Савенковой) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец 01.03.1965 зачислена на должность секретаря машиниста в Джаркурганское Райно, 15.07.1965 освобождена от занимаемой должности; 16.07.1965 зачислена на должность машинистки в Джаркурганскую КРБ треста «Бухарабурнефть», 17.08.1968 освобождена от занимаемой должности по собственному желанию; 16.09.1968 зачислена на должность секретаря- машинистки в Джаркурганскую КРБ «Н.П.У. Джаркрганнефть», 16.06.1969 освобождена от работы по собственному желанию; 19.06.1969 принята на должность техника графиста в Душанбинское объединение пассажирского транспорта, 05.09.1969 уволена по собственному желанию; 16.09.1969 временно зачислена няней-уборщицей детсада в Товаро-Транспортный цех НПУ «Джаркурганнефть», 03.09.1970 уволена по собственному желанию; 09.09.1970 зачислена лаборантом Геолого-поисковой экспедиции УБР, 27.07.1971 освобождена от занимаемой должности; 28.07.1971 зачислена машинисткой в Орджоникидзеабадский домостроительный комбинат треста Таджикгидроэнергострой, 06.02.1976 освобождена от занимаемой должности, в связи с переводом; 17.02.1976 зачислена ткачихой в Душанбинское производственное хлопчатобумажное отделение Минлегпрома Таджикской ССР, 17.08.1978 уволена по собственному желанию; 24.08.1978 зачислена на должность машинистки в отделение «Таджикатлас», 01.09.1980 уволена по собственному желанию (л.д. 9-14).
Внутренняя сторона обложки и титульный лист трудовой книжки содержат следующие записи: «В связи с заменой паспорта и переменой фамилии считать ФИО1 основание: паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ (запись заверена подписью должностного листа и печатью организации); «На основании свидетельства о браке № считать фамилию Кротова» (запись заверена подписью должностного листа и печатью организации); «Фамилия ФИО1 изменена на ФИО1 на основании паспорта №, выданного <адрес>» (запись заверена подписью должностного листа и печатью организации); «Фамилия ФИО1 изменена на ФИО1 на основании свидетельства о браке П-АП № выданного <адрес>» (запись заверена подписью должностного листа и печатью организации) (л.д. 9).
Согласно вкладышу в трудовую книжку истца *БТ-I №, заполненному на имя ФИО1 14.04.1987г., все личные данные истца записаны верно, исправлений и неточностей не содержат; вкладыш в трудовую книжку содержит сведения о трудовой деятельность истца с 14.04.1987г. (л.д. 15-16).
Ввиду отсутствия у истца свидетельства о заключении брака, свидетельствующего о перемене фамилии истца с Кирдяшевой на Савенкову, истцом 08.11.2022г. направлен запрос в Отдел ЗАГС Джанкургонского района Республики Узбекистан, однако ответ до настоящего времени не поступил (л.д. 19).
В подтверждение фамилии Савенкова истцом в материалы дела представлены свидетельства о рождении детей ФИО1ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 21, 131).
Ввиду отсутствия у истца свидетельства о заключении брака, свидетельствующего о перемене фамилии истца с Савенковой на Кротову, истцом 08.11.2022г. направлен запрос в Отдел ЗАГС исполнительного органа государственной власти района И. Сомони Республики Таджикистан, однако ответ до настоящего времени не поступил (л.д. 20).
Согласно свидетельства о расторжении брака серии № выданного 04.07.1980г. брак межу ФИО2 и ФИО1 расторгнут, последней присвоена фамилия ФИО1 (л.д. 22).
Согласно свидетельства о заключении брака серии №, выданного 07.09.1984г. зарегистрирован брак межу ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., последней присвоена фамилия ФИО1 (л.д. 132).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части возложения обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым включить в страховой стаж ФИО1 периоды работы: с 01.03.1965 по 15.07.1965; с 16.07.1965 по 17.08.1968; с 16.09.1968 по 16.06.1969; с 19.06.1969 по 05.09.1969; с 16.09.1969 по 03.09.1970; с 09.09.1970 по 27.07.1971; с 28.07.1971 по 06.02.1976; с 17.02.1976 по 17.08.1978; с 24.08.1978 по 01.09.1980, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их обоснованности исходя из нижеследующего.
Пенсионным органом вышеуказанные периоды работы не были включены в подсчет страхового стажа для назначения страховой пенсии ФИО1, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие фамилию Савенкова, а именно отсутствует свидетельство о заключении и расторжении брака; на титульном листе сведения о смене фамилии не заверены должным образом.
Согласно вышеуказанной трудовой книжке истца в ней отражены все периоды работы истца; записи являются последовательными; в трудовой книжке имеются указания на номера приказов и даты их вынесения; все записи заверены подписями уполномоченного работника отдела кадров и печатями предприятий; на внутренней стороне обложки и титульном листе трудовой книжки внесены сведения, подтверждающие перемену фамилии истца, в связи с регистрацией брака.
В силу ст. ст.66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно п.п.2.3.,2.5.,2.7.,4.1. Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР № 162 от 20.06.1974 г., действовавшей на момент заполнения трудовой книжки и в дальнейшем, все записи в трудовой книжке о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу или увольнении вносятся администрацией предприятия после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а при увольнении - в день увольнения и должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).
В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того предприятия, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если предприятие, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии - вышестоящей организацией, которой было подчинено ликвидированное предприятие.
При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Согласно п.18 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 сентября 1973 г. N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих» ответственность за организацию работ по ведению, учету, хранению и ведению трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия, учреждения, организации. Ответственность за своевременное и правильное заполнение трудовых книжек, за их учет, хранение и выдачу несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя предприятия, учреждения, организации. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут дисциплинарную, а предусмотренных законом случаях, иную ответственность.
Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В силу ч.1 ст.28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно п.2 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н, - для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу п.п.6,12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
Как установлено п.22 Правил N 884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил N 884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (пункт 65 Правил N 884н).
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на пенсионный орган обязанности включить спорные периоды работы ФИО1 в ее страховой стаж, суд первой инстанции учел вышеприведенные положения действующего законодательства, то, что периоды работы истца подтверждены надлежащим образом записями в трудовой книжке, которая является основным документом о трудовой деятельности работника, а потому периоды работы истца подлежат включению в трудовой/страховой стаж истца, поскольку подтверждены документально.
Анализируя документы, предоставленные истцом, а также приведенные нормы закона, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, изложенными в мотивировочной части судебного решения, о том, что указанные периоды работы ФИО1 нашли свое подтверждение представленными суду документами.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности учесть спорные периоды работы истца по трудовой книжке, в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих смену фамилии на Савенкова, отклоняются судебной коллегией как необоснованные, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции. Кроме того, как было указано судебной коллегией выше, в трудовой книжке (на внутренней стороне обложи) содержится запись о смене фамилии на Савенкова (л.д. 9).
Кроме того, пенсионным органом в бесспорном порядке учтен ряд иных периодов трудовой деятельности истца на основании этой же трудовой книжки.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1 о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет пенсии по старости ФИО1 с учетом включения спорных периодов ее работы с 01 января 2015 года, суд первой исходил из их обоснованности.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и подтверждены доказательствами, оцененными судом на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Согласно материалов пенсионного дела ФИО1, последняя является получателем страховой пенсии по старости с 14.09.2000 года; с 01.01.2015г. пенсия истцу установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При обращении за назначением пенсии истцом, в том числе была предоставлена трудовая книжка, содержащая сведения о работе ФИО1 до сентября 1980 года; материалы данного пенсионного дела были в распоряжении пенсионного органа при разрешении вопроса о назначении страховой пенсии ФИО1 по нормам Российского законодательства в 2015 году.
При этом, материалы пенсионного дела не содержат, ни суду первой, ни апелляционной инстанции пенсионным органом не предоставлено доказательств того, что пенсионный орган исполнил возложенные на него обязанности и своевременно, то есть на момент назначения пенсии по нормам Российского законодательства с 01.01.2015 года разъяснил в установленном порядке истцу, как лицу, претендующему на назначение пенсии, о необходимости предоставления документов, подтверждающих перемену фамилии; не оказал содействие путем направления соответствующих запросов в компетентные органы Республики Узбекистан и Таджикистан об истребовании свидетельств о заключении брака.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывал, что пенсионным органом ей не было разъяснено о необходимости предоставления документов, подтверждающих перемену фамилии в 2015 году; о необходимости предоставления указанных документов ФИО1 стало известно из ответа на ее обращение в июне 2022 года.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Для реализации гражданами прав на социальное обеспечение меры социальной защиты (поддержки) могут устанавливаться указами Президента Российской Федерации в пределах его полномочий, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ), действовавшее на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии, Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Исходя из изложенного, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения он имеет право в соответствии с установленными нормативными предписаниями на получение от пенсионного органа информации и разъяснений о его пенсионных правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа в целях правовой и социальной защиты предоставить гражданину указанную информацию, а также провести с ними информационную работу по вопросам правового регулирования их пенсионного обеспечения.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении пенсии по старости обязан не только разъяснить гражданину права, связанные с его пенсионным обеспечением, а также необходимость подачи заявления в пенсионный орган для ее назначения, либо возобновления, но и предпринимать все иные возложенные на них меры, направленные на реализацию гражданами прав на социальное и пенсионное обеспечение.
В противном случае будут нарушены цели и задачи социального государства, основанные в том числе на конституционных принципах справедливости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, и не обеспечена защита интересов граждан, достигших пенсионного возраста, которые вправе рассчитывать на осуществление уполномоченными органами пенсионного обеспечения на основе строгого исполнения законодательных предписаний, внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии, а также на выполнение со стороны этих органов возложенных на них обязанностей по информированию граждан об их пенсионных правах, с тем чтобы гражданин, достигший пенсионного возраста, мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
Законом о страховых пенсиях предусмотрено, что заявление о назначении страховой пенсии рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема этого заявления органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного закона, которые он вправе представить по собственной инициативе с учетом положений части 8 статьи 21 этого закона, либо со дня представления дополнительно документов в соответствии с частями 3 и 4 указанной статьи, либо со дня поступления документов, запрошенных органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях (часть 7 статьи 22).
В случае если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 3 статьи 22).
В случае проведения проверки документов, необходимых для установления страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе приостановить срок рассмотрения заявления до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца (часть 8 статьи 22).
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Следовательно, гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о необходимости предоставления документов, подтверждающих перемену фамилии.
В противном случае, при невыполнении пенсионным органом названной обязанности, возможно нарушение установленного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
Установив отсутствие законных оснований для не включения спорного периода в страховой стаж истца суд обоснованно возложил на ответчика обязанность осуществить перерасчет размера пенсии Гончаровой В.Н. с учетом спорных периодов с 01.01.2015 года (с даты назначения страховой пенсии по нормам Российского законодательства).
Так, в силу положений п.1 ч.1 ст.23 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Как было указано судебной коллегией выше и установлено при рассмотрении спора, страховая пенсия по старости ФИО1 назначена в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01.01.2015г. бессрочно.
Поскольку, при назначении пенсии в распоряжении пенсионного органа (в материалах пенсионного дела) имелась вышеуказанная трудовая книжка со сведениями о периодах работы ФИО1 до сентября 1980 года, на основании трудовой книжки пенсионным органом учтен и включен в общий стаж истца ряд иных периодов, исходя из положений ч.1 ст.23 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пенсия ФИО1 подлежит перерасчету с 01.01.2015г. (даты назначения страховой пенсии по старости) с учетом сведений, содержащихся в трудовой книжке.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют правовую позицию, выраженную в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, и переоценке исследованных судом доказательств, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым судом даны надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 25 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.11.2023.
Председательствующий – Т.С. Готовкина
Судьи – Н.И. Любобратцева
О.Р. Морозко