Решение по делу № 2а-548/2022 от 20.06.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2022 года                                                               рп Арсеньево Тульской области

Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Деркача В.В.,

при секретаре Миляевой Е.Н.,

с участием представителя административного истца - прокурора Арсеньевского района Тульской области, в лице его помощника Соломатина В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-548/2022 по административному исковому заявлению прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании бездействия незаконными и возложении обязанности,

установил:

прокурор Арсеньевского района Тульской области, выступающий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на очистку пруда, расположенного на территории муниципального образования рп Арсеньево Арсеньевского района Тульской области между домами №№ 12, 14, 16, 18, 20, 22 по ул. Халтурина и домами №№ 23, 25, 27 29 и 31 по ул. Хорева в кадастровом квартале , от объектов механического загрязнения, а также в неликвидации несанкционированной (стихийной) свалки в границах береговой полосы указанного пруда, и возложении обязанности по принятию комплекса мер, направленных на очистку этого пруда и ликвидацию указанной свалки в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и водных объектов, в результате которой было установлено, что указанный пруд засорен отходами производства и потребления – пластиковой и стеклянной тарой, крупногабаритными отходами, а также в пределах береговой полосы имеется несанкционированная (стихийная) свалка таких же отходов, таким образом пруд и прилегающая к нему территория находятся в состоянии, нарушающим требования санитарно-эпидемиологического законодательства. 21 марта 2022 года прокурором района внесено представление об устранения выявленных нарушений в месячный срок, однако до 31 мая 2022 года нарушения не устранены.

Просит признать незаконным бездействие административного ответчика по непринятию мер, направленных на очистку пруда, расположенного на территории муниципального образования рп Арсеньево Арсеньевского района Тульской области между домами №№ 12, 14, 16, 18, 20, 22 по ул. Халтурина и домами №№ 23, 25, 27 29 и 31 по ул. Хорева в кадастровом квартале № 71:02:010711, от объектов механического загрязнения, а также по непринятию мер, направленных на ликвидацию несанкционированной (стихийной) свалки в границах береговой полосы этого пруда, и возложить обязать принять комплекс мер, направленных на очистку пруда и ликвидацию указанной свалки в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Арсеньевского района Тульской области Соломатин В.С. суду пояснил, что исковые требования поддерживает в полном объеме по указанным в иске обстоятельствам и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте его слушания извещался надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, своей позиции по административному иску не выразил.

Заслушав представителя административного истца, изучив в совокупности все материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статья 2 Конституции Российской Федерации предусматривает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением прав человека на благополучную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Из ст. 11 того же закона следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых связана с обращением бытовых отходов, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с ФЗ № 89-ФЗ.

Согласно п. 17 ст. 1 Водного кодекса РФ охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 6 и 8 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.

Из п.п. 15, 18, 19 и 26 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится: - создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; - утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; - осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на территории рп Арсеньево Арсеньевского района Тульской области, между домами №№ 12, 14, 16, 18, 20, 22 по ул. Халтурина и домами №№ 23, 25, 27 29 и 31 по ул. Хорева в кадастровом квартале , расположен водоем - пруд без имени, территория которого засорена отходами производства и потребления, в частности: пластиковой и стеклянной тарой, крупногабаритными отходами. Также, в границах береговой полосы указанного пруда образована несанкционированная (стихийная) свалка, состоящей также из отходов производства и потребления.

Муниципальное образование рп Арсеньево Арсеньевского района является городским поселением входящим в состав муниципального образования Арсеньевский район и своего административного аппарата не имеет, а исполнения его обязанностей возложено непосредственно на администрацию муниципального образования Арсеньевский район.

Таким образом, реализация полномочий по решению вопросов местного значения, указанных в перечисленных выше пунктах ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена на администрацию муниципального образования Арсеньевский район.

21 марта 2022 года прокуратурой Арсеньевского района Тульской области внесено предписание о ликвидации в течении месяца сора из пруда и расположенной в границах его береговой полосы несанкционированной (стихийной) свалки.

Однако, несмотря на ответ административного ответчика от 16 мая 2022 года № 07-01-1372 о принятии мер к очистке пруда и прилегающей к нему территории, повторная прокурорская проверка, проведенная 31 мая 2022 года показала, что сор из пруда не удален, а также не ликвидирована расположенная в границах его береговой полосы несанкционированная (стихийная) свалка.

В соответствии с п. 17 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

Согласно п. 92 того же СанПиНа 2.1.3684-21, в водные объекты, на поверхность ледяного покрова поверхностных водных объектов и водосборную территорию не допускается сбрасывать отходы.

В соответствии с п. 8.2.17 Правил благоустройства и озеленения территории муниципального образования рабочий посёлок Арсеньево Арсеньевского района, утвержденных Решением Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Арсеньево № 19/70 от 27 декабря 2017 года на территории муниципального образования запрещается, в том числе оставлять мусор на улицах, площадях, участках с зелеными насаждениями, в скверах, парках, на газонах, на пляжах и других территориях общего пользования.

Согласно п. 8.5.9.1 указанных Правил благоустройства не допускается сброс, складирование и (или) временное хранение мусора, порубочных остатков деревьев, кустарников, а также листвы и других остатков растительности на территориях общего пользования населенных пунктов муниципального образования вне мест (площадок) накопления ТКО.

В соответствии с п. 4.2.1 тех же Правил благоустройства общественные пространства на территориях жилого назначения формируются системой пешеходных коммуникаций, участков учреждений обслуживания жилых групп, микрорайонов, жилых районов и озелененных территорий общего пользования.

Согласно п. 9.1.2 Правил благоустройства озелененные территории муниципального образования всех категорий и видов, образующие систему местного озеленения в пределах черты поселения признаются его зеленым фондом.

Из п. 9.8.1 Правил благоустройства следует, что владельцы озелененных территорий при наличии водоемов и других водных сооружений на озелененных территориях обязаны содержать их в чистоте, производить их капитальную очистку.

В соответствии с п. 9.8.2 Правил благоустройства на озелененных территориях запрещается устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.

Кроме того, письмом Минприроды России от 10 декабря 2018 года № 03-14-29/31164 «Об очистке водоемов от мусора» дано разъяснение, что регулярную очистку берегов и акватории водных объектов от мусора надлежит осуществлять органам местного самоуправления за счет собственных средств и средств лиц, виновных в нарушении водного законодательства.

Таким образом, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку соблюдение санитарно-эпидемиологических правил на водных объектах и на прилегающих к ним территориях, расположенных в пределах муниципального образования, законодательно возложено на исполнительный орган этого муниципального образования, а соблюдение этих правил и регулярное принятие мер по недопущению их нарушения, является прямой обязанностью административного ответчика и должна соблюдаться постоянно, а не зависеть от проверок надзорных органов.

Следовательно, незаконное бездействие административного ответчика имеет место быть.

Учитывая, что для устранения указанных недостатков, административному ответчику уже давалось время, однако эти недостатки так и небыли устранены, то суд соглашается с размером предлагаемого административным истцом срока для исполнения настоящего решения, полагая его обоснованным и соразмерным возлагаемым обязанностям.

Таким образом, административный иск прокурора Арсеньевского района Тульской области является обоснованным и подлежит полному удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 178 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

    административный иск прокурора Арсеньевского района Тульской области к администрации муниципального образования Арсеньевский район о признании бездействия незаконными и возложении обязанности, удовлетворить.

    Признать бездействие администрации муниципального образования Арсеньевский район по непринятию мер к очистке пруда, расположенного на территории муниципального образования рп Арсеньево Арсеньевского района Тульской области между домами №№ 12, 14, 16, 18, 20, 22 по ул. Халтурина и домами №№ 23, 25, 27 29 и 31 по ул. Хорева в кадастровом квартале , от объектов механического загрязнения, а также по непринятию мер к ликвидации несанкционированной (стихийной) свалки в границах береговой полосы этого же пруда, незаконным.

    Обязать администрацию муниципального образования Арсеньевский район очистить пруд, расположенный на территории муниципального образования рп Арсеньево Арсеньевского района Тульской области между домами №№ 12, 14, 16, 18, 20, 22 по ул. Халтурина и домами №№ 23, 25, 27 29 и 31 по ул. Хорева в кадастровом квартале , от объектов механического загрязнения, а также ликвидировать несанкционированную (стихийную) свалку в границах береговой полосы этого же пруда, в течении 2 (двух) месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционных жалобы, представления через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2022 года.

Председательствующий                                          В.В.Деркач

2а-548/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Арсеньевкого района
Ответчики
администрация МО Арсеньевский район
Суд
Одоевский районный суд Тульской области
Судья
Деркач Виталий Владимирович
Дело на сайте суда
odoevsky.tula.sudrf.ru
20.06.2022Регистрация административного искового заявления
20.06.2022Передача материалов судье
21.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2022Судебное заседание
12.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее