Дело ХХХ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос. 15 февраля 2018 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Федотовой М.В.,
при секретаре Камалендиновой В.С.,
с участием истца Кузнецовой Г.Е.,
ответчиков Панюкова А.Е., Казаковой С.Е., Лобановой Л.Е., Королевой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецовой Г.Е. к Панюкову А.Е., Казаковой С.Е., Лобановой Л.Е., Королевой В.Е., администрации муниципального района «Корткеросский» об установлении факта принятия наследства и признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Кузнецова Г.Е. обратилась в суд с заявлением, в котором просит установить факт принятия наследства после смерти брата ФИО2, умершего <дата> в д. <адрес> РК, и признать право пожизненного наследуемого постоянного владения на земельный участок площадью <...>м. для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером - ХХХ, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти брата ФИО2, умершего <дата> в <адрес>.
Требования мотивированы тем, что <дата> умер её отец ФИО1, после смерти которого открылось наследство в виде права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, указанный выше. На данном участке находится жилой дом. Принадлежность земельного участка ФИО1 подтверждается свидетельством на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей ХХХ от <дата>, выданным по решению Кересской сельской администрации <дата>. Совместно с ФИО1 на день смерти проживал сын ФИО2, который умер позже <дата>. После смерти отца и брата наследство никто не принимал, в родительском доме никто не проживал и не был там прописан. Наследников первой очереди, после смерти брата, не имеется. С лета <дата> она приезжала в дом отца на выходные дни, повесила на двери замки, ключи от дома находятся у неё, каждый год на участке сажает картофель, пользуется домом, постройками. Считает, что данные действия с её стороны свидетельствуют о фактическом принятии наследства. Спора о наследстве не имеется, никто из братьев и сестер на имущество после смерти отца и брата не претендует.
В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении требований.
Ответчики Панюков А.Е., Казакова С.Е., Лобанова Л.Е., Королева В.Е. по иску не возражали, признали иск. Последствия признания иска разъяснены и понятны.
Представители администрации муниципального района «Корткеросский» и администрации сельского поселения «Керес» надлежаще извещены о времени месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав истца Кузнецову Г.Е. и ответчиков Панюкова А.Е., Казакову С.Е., Лобанову Л.Е., Королеву В.Е., свидетеля ФИО3, изучив доказательства по делу, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты. Суд рассматривает дела об установлении родственных отношений.
По свидетельству на право пожизненного наследуемого и постоянного владения землей ХХХ, выданному <дата> Кересской сельской администрацией на основании решения от <дата>, ФИО1 предоставлен земельный участок общей площадью <...> кв.м. и с целевым назначением для подсобного личного подворья.
Согласно акту установления адреса ХХХ, утвержденному <дата> главой сельского поселения «Керес», земельному участку, принадлежащему ФИО1, расположенному в <адрес> присвоен адрес: <адрес>.
На основании данных документов в Едином государственном реестре недвижимости об объектах недвижимости учитывается земельный участок с кадастровым номером – ХХХ, поставленный на кадастровый учет <дата>, с месторасположением: <адрес>. При этом, на земельном участке расположено здание - жилой дом. Учитываемая площадь участка значится <...> кв.м., разрешенное использование для ведения личного подсобного хозяйства.
Из справки администрации сельского поселения «Керес» от <дата> ХХХ следует, что по адресу: <адрес>, помимо жилого дома <дата>., имеются надворные постройки – баня, летняя кухня, принадлежащие ФИО1
Согласно действовавшему на момент предоставления земельного участка Земельному кодексу РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 №1103-1, (статье 7), граждане РСФСР в соответствии с настоящим Кодексом имели право бесплатно по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков, в том числе для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах на основе заявления, поданного в соответствующие муниципальные или государственные органы. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в сельских населенных пунктах передавались по желанию граждан в собственность, пожизненное наследуемое владение местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией (ст.30, 64 ЗК РСФСР).
Аналогичная норма содержалась в Земельном кодексе Республики Коми от 20.03.1991 (ст. 8), предусматривающая, что земля для ведения личного подсобного хозяйства предоставлялась гражданам в пожизненное наследуемое владение.
ФИО1 умер <дата>.
Согласно п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Как установлено судом, наследниками первой очереди после смерти ФИО1 являются истец Кузнецова Г.Е. и ответчики Панюков А.Е., Казакова С.Е., Лобанова Л.Е., Королева В.Е.
При этом, отчества ответчиков Панюкова А.Е. и Королевой А.Е. в личных документах последних записаны как «Е.», «Е.», в отличии от остальных у которых оно записано как «Е.» и их умершего брата ФИО2 – «Е.».
Родство между указанными выше лицами не опровергается, подтверждается материалами дела; кроме того, разночтения в отчестве ответчиков Панюкова А.Е. и Королевой А.Е. не влияют на возникновение правоотношений, устанавливаемых судом по иску Кузнецовой Г.Е. по отношению к умершему ФИО2
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из наследственного дела, представленного нотариусом Койгородского нотариального округа к имуществу умершего ФИО1, следует, что в наследование после смерти последнего вступила дочь Казакова С.Е., которой выдано <дата> свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады отца. Кроме того, в наследственном деле имеется справка администрации сельского поселения «<адрес>» ХХХ (б/д) о том, что ФИО2 на момент смерти проживал по адресу: <адрес>.
При этом, истцом представлена справка администрации сельского поселения «Керес» от <дата> ХХХ о том, что последним место жительства ФИО1 является адрес: <адрес>, <адрес>, где совместно с умершим был зарегистрирован и проживал сын - ФИО2, умерший <дата>.
Установлено, что запись акта о смерти ФИО1 зарегистрирована в <адрес>, соответственно сведения администрации сельского поселения «<адрес>» противоречивы и не могут быть приняты судом во внимание в данной части.
Истец и ответчики, в том числе Казакова С.Е., суду пояснили, что ФИО2 проживал с Казаковой С.Е. на момент смерти, по месту нахождения его имущества проживал сын ФИО2
Данное обстоятельство никем не опровергается и подтверждается материалами дела.
Учитывая, что на день открытия наследства ФИО1 принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения земельный участок, а также жилой дом, суд считает данное имущество входящим в состав наследственного имущества.
Согласно ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом признается, что умерший ФИО2 вступил во владение и управление жилым домом и земельным участком, находящимся по адресу: <адрес>, оставшихся после смерти ФИО1, т.к. продолжал пользоваться домом и земельным участком, проживая в нем, т.е. фактически принял наследство, не оформив свои наследственные права в установленном порядке своевременно. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами по делу и подтверждается материалами дела.
Таким образом, ФИО2 фактически вступил в права наследования имуществом отца и, соответственно, наравне с Казаковой С.Е. является наследником принявшим наследство ФИО1
По информации нотариуса Корткеросского нотариального округа наследство после смерти ФИО2 никем не принято.
На момент смерти ФИО2, как следует из справки администрации сельского поселения «<адрес>» ХХХ от <дата>, проживал один в жилом доме своего наследодателя.
Согласно справке Корткеросского ОПиОК Центрального филиала АО «Коми энергосбытовая компания» от <дата> ХХХ задолженности за электроэнергию по адресу: <адрес>, не имеется. Последняя оплата за потребленную электроэнергию произведена <дата> истцом.
Наследников первой очереди после смерти ФИО2 не установлено судом.
Согласно ч. 1 ст. 1143 ГК РФ если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Истец указывает, что является наследником брата ФИО2, поскольку фактически приняла наследство, поскольку с лета <дата> г. она приезжала в дом отца на выходные дни, повесила на двери замки, ключи от дома с момента смерти брата ФИО2 находятся у неё, каждый год на участке истец выращивает овощные культуры, одновременно пользуется домом, хозпостройками.
Данные доводы нашли свое подтверждение в пояснениях ответчиков Панюкова А.Е., Казаковой С.Е., Лобановой Л.Е., Королевой В.Е., свидетеля ФИО3
Таким образом, факт принятия наследства Кузнецовой Г.Е. на земельный участок подтвержден в судебном заседании, спор о праве между наследниками ФИО1, ФИО2 отсутствуют, суд считает возможным установить факт принятия истцом наследства, оставшегося после смерти брата ФИО2, умершего <дата>, фактически принявшего наследство после смерти отца ФИО1, умершего <дата>.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях только земельные участки, принадлежавшие наследодателю на праве собственности или праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, что также следует из разъяснений в п. 74 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании".
На основании изложенного, суд считает, что за истцом Кузнецовой Г.Е., с учетом фактически принятого ею наследства после смерти ФИО2 и признания иска ответчиками, следует признать право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО2, умершего <дата>, фактически принявшего наследство после смерти отца ФИО1, умершего <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить.
Установить факт принятия Кузнецовой Г.Е., <дата> г.р., наследства после смерти ФИО2, умершего <дата> в д. <адрес>.
Признать за Кузнецовой Г.Е., <дата> г.р., право пожизненного наследуемого владения земельным участком площадью <...> кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, после смерти ФИО2, умершего <дата> в д. <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК в течение месяца через Корткеросский районный суд со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Федотова М.В.
В окончательной форме решение изготовлено: 20.02.2018.