91RS0003-01-2020-004718-65
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-4431/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Федоренко Э.Р.
2-648/2021 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 мая 2021 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | Подлесной И.А. |
судей: | Чистяковой Т.И., Шестаковой Н.В. |
при секретаре: | Никифорове О.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Алимова Константина Юрьевича, действующего в интересах несовершеннолетней Алимовой Екатерины Константиновны к Министерству здравоохранения Республики Крым, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Крым о понуждении обеспечить необходимым лекарственным препаратом, третье лицо: Министерство финансов Республики Крым, по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 января 2021 года,
УСТАНОВИЛА
Истец Алимов К.Ю. действующий в интересах Алимовой Е.К. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Крым в котором просил: обязать Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечить Алимову Екатерину Константиновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимым лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), производимым компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ консилиума врачей <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ и инструкцией по медицинскому применению препарата «Спинраза», решение суда обратить к немедленному исполнению.
Исковые требования мотивированы тем, что дочь истца Алимова Е.К. ребенок-инвалид, в связи с имеющимся у неё заболеванием: <данные изъяты>, инвалидность установлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ, достижения 18 лет.
В соответствии с <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и инструкцией по медицинскому применению препарата «Спинраза», Алимовой Е.К. назначен по жизненным показаниям показан препарат «Спинраза» (Нусинерсен).
С целью получения необходимого лечения и обеспечения лекарственным средством, родители Алимовой Е.К. обратились в Министерство здравоохранения Республики Крым с просьбой об обеспечении данным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен). Ответ на письмо получен не был, Алимова Е.К. лекарственным препаратом не обеспечена.
Определением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 29 декабря 2020 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство здравоохранения Российской Федерации, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Крым, в качестве третьего лица: Министерство финансов Республики Крым (л.д. 49 - 51).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 января 2021 год исковые требования Алимова Константина Юрьевича, действующего в интересах несовершеннолетней Алимовой Екатерины Константиновны, ДД.ММ.ГГГГ, к Министерству здравоохранения Республики Крым - удовлетворены.
Обязано Министерство здравоохранения Республики Крым обеспечивать бесплатно Алимову Екатерину Константиновну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), производимого компанией Биорен Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке в соответствии с <данные изъяты> 3» № от ДД.ММ.ГГГГ и инструкцией по медицинскому применению препарата «Спинраза».
Решение подлежит немедленному исполнению. К действиям, связанным с немедленным исполнением, отнести, в том числе, организацию мероприятий по закупке лекарственного препарата в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Крым - отказано.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Крым просит указанное решение отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Алимова К.Ю., действующего в интересах Алимовой Е.К. отказать в полном объеме.
В обосновании своих требований ответчик ссылается на то, что в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, Правительством Российской Федерации от 26.04.2012 № 403 утвержден Порядок ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента», и Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который заболевание ребенка Алимовой Екатерины Константиновны – <данные изъяты> не входит.
В приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 1691н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при спинальных мышечных атрофиях» (условия оказания медицинской помощи: стационар) и от 29 декабря 2012 года № 1741 н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при спинальных мышечных атрофиях» (условия оказания медицинской помощи: амбулаторно) лекарственный препарат «Нусинерсен» не включен.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Поскольку препарат не включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, но в соответствии с заключением Консилиума необходим больной по жизненным показаниям, и обеспечение им в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 января 2019 года № 4н на льготных условиях при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях невозможно, то в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2011 года № 323-ФЗ препарат может быть закуплен за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Лица, участвующие в деле в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению и не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено и из материалов дела следует, что истец Алимов Константин Юрьевич является отцом несовершеннолетней Алимовой Екатерины Александровны. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10).
Согласно справке серии №, выданной <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, Алимова Е.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является «<данные изъяты> установлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
В соответствии с протоколом консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ № «<данные изъяты> Алимовой Екатерине Константиновне ДД.ММ.ГГГГ. рода рождения, разрешен к индивидуальному применению препарат «Спинраза (Нусинерсен)» по жизненным показаниям (л.д. 15).
Протоколом <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ решено назначить Алимовой Е.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по жизненным показаниям препарат Нусинерсен (Спинраза) по схеме, указанной в протоколе консилиума врачей от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.16).
Согласно указанному Протоколу, лекарственный препарат Нусинерсен (Спинраза) является в настоящее время единственным препаратом с зарегистрированными на территории Российской Федерации показаниями для лечения <данные изъяты>. На сегодняшний день препарат Нусинерсен (Спинраза) не входит в Перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов. При этом, согласно п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ предусмотрена возможность бесплатного обеспечения препаратами, назначенными пациенту по решению врачебной комиссии (л.д. 16 об.).
В соответствии с письмом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ поликлиникой в адрес Министерства здравоохранения Республики Крым было направлено ходатайство на закупку лекарственного препарата Нусинерсен (Спинраза) для обеспечения Алимовой Е.К. (л.д.17).
Разрешая спор и удовлетворяя требования Алимова К.Ю. в интересах Алимовой Е.К. суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 г.) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет" (ч. 2 ст. 44 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно п. 180 Перечня, к орфанным (редким) заболеваниям отнесено заболевание «другие спинальные мышечные атрофии и родственные синдромы», код по МКБ-10 G12.8
В соответствии с ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
При этом в силу положений Федерального закона № 184-ФЗ от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по организации медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Министерство здравоохранения Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым наделенным полномочиями по организации медицинской помощи на территории Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 года № 149 утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Республики Крым.
Согласно пункту 5 Положения к полномочиям Министерства здравоохранения Республики Крым в числе прочих относится осуществление от имени Республики Крым управление и регулирование в сфере охраны здоровья; разработка и реализация социально-экономической и ином государственной политики в сфере охраны здоровья; разработка и реализация программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разработка и реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования.
Подпунктом 14 пункта 5 Положения установлено, что Министерство здравоохранения организует обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, лиц после трансплантации органов и (или) тканей, лекарственными препаратами по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Распоряжение Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.1 1.2020 года № 3073-р вступившим в силу с 01.01.20201 года, внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р, которыми в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения включен лекарственный препарат Нусинерсен.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от 10.12.2018 № 1506 «О Программе государственных гарантий - бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи. В разделе 5 названной программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой со свободных цен, предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно Перечню 1 (Приложении № 1) к вышеуказанному постановлению, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств.
Учитывая вышеприведенное судом сделан обоснованный вывод о том, что отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Решением консилиума врачей <данные изъяты> лекарственный препарат «Спинраза» назначен к применению Алимовой Е.К. по жизненным показаниям, следовательно у нее имеется право не его получение.
Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" установлено право на бесплатное получение всех лекарственных средств детям - инвалидам в возрасте до 18 лет.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что исковые требования Алимова К.Ю. были удовлетворены обоснованно.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 января 2021 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: