Копия
2-1274/2024 (2-9602/2023)
56RS0018-01-2023-011790-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 15 февраля 2024 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Астафьевой А.С.,
при секретаре Белой И.С.,
с участием представителя истца Маркелова А.В.,
представителя ответчика Кожемякиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Маркеловой Н. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области о признании незаконным решения, включении в стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛ:
Маркелова Н.В. обратилась в суд с иском, указав, что решением ОСФР по Оренбургской области от 10.10.2022 г. ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. ОСФР по Оренбургской области не засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы с 01.03.2015 г. по 25.07.2022 г. – воспитатель МАОУ «...».
С данным решением истец не согласна, полагает его незаконным.
С учетом уточнения заявленных требований истец окончательно просит суд признать решение ГУ ОСФР по Оренбургской области от 10.10.2022 г. незаконным в части отказа включить в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, период работы с 01.03.2015 г. по 25.07.2022 г. включительно в качестве воспитателя МАОУ «...».
Зачесть Маркеловой Н.В. в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы с 01.03.2015 г. по 25.07.2022 г. включительно в качестве воспитателя МАОУ «Володарская средняя общеобразовательная школа».
Истец Маркелова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена о нем надлежащим образом.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца Маркелов А.В., действующий на основании ордера, уточненное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Кожемякина О.В., действующая на основании доверенности, против удовлетворения уточненных исковых требований возражала, просила отказать.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений ч. 1.1 настоящей статьи, не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Согласно указанному Приложению 7, срок выхода на пенсию в 2022 г. увеличивается на 48 месяцев.
В целях реализации ст. 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительство РФ приняло постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с п. 1 «м» Правил, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется Список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Маркелова Н.В. обратилась 26.07.2022 г. в ОСФР по Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по Оренбургской области от 10.10.2022 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила 13 лет 07 месяцев 14 дней, требуется 25 лет.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не засчитан период работы с 01.03.2015 г. по 25.07.2022 г. – воспитатель МАОУ «...».
Записями в трудовой книжке ... на имя Маркеловой Н.В. за спорный период подтверждается, что 01.11.2002 г. истец принята воспитателем ГПД в ... ... от 29.10.2002 г.).
01.03.2015 г. наименование должности «воспитатель ГПД» с 01.03.2015 г. переименовано в «воспитатель» (приказ N от 01.03.2015 г.).
Согласно трудовому договору N, заключенному между МАОУ «...» ...» (работодателем) и Маркеловой Н.В. (работником) работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности воспитателя ГПД в начальных классах.
В соответствии с п. 4.1 Трудового договора продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для работника устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Приказом директора МАОУ «...» N от 01.03.2015 г. в штатное расписание внесены изменения: должность «воспитатель группы продленного дня» переименована в должность «воспитатель».
Согласно штатному расписанию МАОУ «...» с 01.03.2015 г. имеется должность воспитатель.
Согласно Должностной инструкции воспитателя (профстандарт) ... от 30.08.2021 г. воспитатель школы должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу педагогической работы.
Воспитатель школы выполняет трудовые функции: общепедагогическая функция. Обучение. Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность.
Согласно справке N от 04.04.2022 г., уточняющей занятость в соответствующих должностях и в учреждениях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, Маркелова Н.В. работает в МАОУ «...:
в штатной должности воспитатель группы продленного дня на 1 ставку с 01.11.2002 г. (приказ N от 29.10.2002 г. по 28.02.2015 г.),
в штатной должности воспитатель на 1 ставку с 01.03.2015 г. (приказ N от 01.03.2015 г. по настоящее время.
С учебной педагогической нагрузкой:
воспитатель группы продленного дня: 01.11.2002 г. – 28.02.2015 г. – 36 часов,
воспитатель: 01.03.2015 г. – по настоящее время – 36 часов.
Данная работа дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно справке N от 12.02.2024 г., выданной директором МАОУ «...», Маркелова Н.В., работает в МАОУ «... с 01.03.2015 г. по настоящее время, в штатной должности воспитатель на полную ставку (1 ставка), при которой, норма рабочего времени (педагогической нагрузки) за 1 ставку заработной платы составляла (составляет) 36 часов в неделю. В августе 2023 г. по требованию прокуратуры ... МАОУ «...» направляло в адрес УПФР России в ... информацию для внесения корректировки по ранее направленным сведениям о трудовом стаже Маркеловой Н.В. О льготном характере ее педагогической деятельности за период с 01.03.2015 г. по август 2023 г. (должность соответствует льготе с ко...-ПД), однако был получен отказ со ссылкой на необходимость рассмотрения данного вопроса в судебном порядке.
В соответствии со справкой N от 12.02.2024 г., выданной директором МАОУ «...», Маркелова Н.В. работает в МАОУ «... с 01.03.2015 г. по настоящее время. Индивидуальные сведения за указанный период сдавались Муниципальным казенным учреждением «Единая централизованная система учета» .... МАОУ «...» направляло в адрес УПФР России в ... информацию для внесения корректировки по ранее направленным сведениям о трудовом стаже Маркеловой Н.В. в период с 01.03.2015 г. по настоящее время, а именно то, что должность «воспитатель» соответствует льготе, обусловленной ко...-ПД.
Согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Список N) в стаж педагогической деятельности для досрочного назначения трудовой пенсии по старости засчитывается работа воспитателем, учителем в общеобразовательных учреждениях, в том числе школах всех наименований и лицеи.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Таким образом, с учетом положения пункта 4 Правил, условием для зачета периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, является занятие должности в учреждении, предусмотренных Списком от 29.10.2002 г. № 781, а с 1 сентября 2000 г. - выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.07.2005 г. № 440 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации установлено тождество наименований должностей воспитатель группы продленного дня наименованию должности воспитатель.
Таким образом, Министерством здравоохранения и социального развития РФ в рамках предоставленной ему компетенции Постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516 признано, что должностные обязанности воспитателя группы продленного дня совпадают по характеру и функциям с должностными обязанностями воспитателя.
Отказывая во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости спорного периода, ответчик также указывает на то, что в выписке из индивидуального лицевого счета сведения представлены работодателем без указания льготы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.
Из положений ст. 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее Федеральный закон № 27-ФЗ) следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учёта, а сведения о страховом стаже — на основании приказов и других документов по учёту кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона № 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчётности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготой профессии человеку.
По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем то обстоятельство, что работодателем индивидуальные сведения представлены с общими условиями труда, не может служить основанием для отказа в зачете периода работы в специальный стаж, поскольку в соответствии со статьями 8 и 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
Таким образом, именно на работодателя возложена обязанность по предоставлению в Пенсионный фонд необходимых сведений и отчислению взносов. Непредоставление работодателем таких сведений не может влиять на пенсионные права истца, вины которой в этом не имеется.
Как следует из ответов МАОУ «...» на запросы суда, работодатель подтверждает, что должность «воспитатель», занимаемся Маркеловой Н.В., соответствует льготе, обусловленной кодом 28-ПД, однако внесение корректировок ранее направленных сведений о трудовом стаже Маркеловой Н.В. во внесудебном порядке невозможно.
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что истец в спорные периоды выполняла работу, непосредственно связанную с педагогической деятельностью в учреждении для детей на 1 ставку. При этом должностные обязанности воспитателя группы продленного дня совпадают по характеру и функциям с должностными обязанностями воспитателя. Должность воспитателя имеет общее понятие, дополнение к должности воспитатель (группа продленного дня) не образует новой должности, а указывает на специфику работы в этой должности.
При таких обстоятельствах, суд считает решение ответчика об отказе во включении в стаж периода работы с 01.03.2015 г. по 25.07.2022 г. – воспитатель МАОУ «...» незаконным, и, как следствие, данный период подлежащим включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Маркеловой Н. В. – удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области от 10.10.2022 г. в части невключения в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода с 01.03.2015 г. по 25.07.2022 г. – воспитатель МАОУ «...».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости Маркеловой Н. В. период с 01.03.2015 г. по 25.07.2022 г. – воспитатель МАОУ «...».
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.С. Астафьева
В окончательной форме решение принято 14 марта 2024 года.
Судья подпись А.С. Астафьева
Копия верна.
Судья:
Секретарь: