Решение от 29.08.2023 по делу № 8Г-18828/2023 [88-19855/2023] от 01.06.2023

I инстанция – Анисимова Г.Е.

II инстанция – Рязанцева Л.В. (докладчик), Рожкова Т.В., Сорокина С.Л.

Дело №88-19855/2023

Уникальный идентификатор дела 68RS0013-01-2022-002584-45

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 августа 2023 года город Москва

Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Захаровой С.В.,

судей Матушкиной Н.В., Курчевской С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мичуринска Тамбовской области, действующего в интересах Российской Федерации, к Главе города Мичуринска Тамбовской области, Администрации города Мичуринска Тамбовской области, Малюкову Василию Вячеславовичу о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности изменить формулировку распоряжения и расторгнуть трудовой договор (контракт), (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-1516/2022)

по кассационным жалобам Малюкова Василия Вячеславовича и Администрации города Мичуринска Тамбовской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 29 марта 2023 года,

Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Матушкиной Н.В., объяснения представителя Малюкова Василия Вячеславовича ФИО21, поддержавшего доводы своей жалобы, представителя Администрации города Мичуринска Тамбовской области ФИО22., поддержавшего доводы своей жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО23, возражавшего против доводов жалоб,

судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

установила:

прокурор города Мичуринска Тамбовской области, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Главе города Мичуринска, Администрации города Мичуринска о признании незаконным распоряжения от 16 августа 2022 года № 363-рк «О применении дисциплинарного взыскания в части привлечения Малюкова В.В. к дисциплинарной ответственности в виде выговора, возложении обязанности на главу города Мичуринска изменить формулировку распоряжения о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора на увольнение в связи с утратой доверия на основании части 6 статьи 11 ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, возложить на главу города Мичуринска обязанность расторгнуть трудовой договор (служебный контракт) с первым заместителем главы города Мичуринска Тамбовской области на основании части 2.3 статьи 14.1, части 2 статьи 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия, обращении решения к немедленному исполнению.

Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 28 ноября 2022 года, исковые требования прокурора города Мичуринска в интересах Российской Федерации к главе города Мичуринска, Администрации города Мичуринска о признании незаконным распоряжения главы города Мичуринска, возложении обязанности изменить формулировку распоряжения и расторгнуть трудовой договор (контракт) удовлетворены.

На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 6 марта 2023 года в связи с существенными нарушениями норм процессуального права, допущенными судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения, дело рассмотрено апелляционной инстанцией по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве соответчика привлечен Малюков В.В.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 29 марта 2023 года, решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 28 ноября 2022 года отменено и принято новое решение. Исковые требования прокурора города Мичуринска, действующего в интересах Российской Федерации, удовлетворены.

Признано незаконным распоряжение главы города Мичуринска Тамбовской области Харникова М.В. от 16 августа 2022 года № 363-рк «О применении дисциплинарного взыскания» в части привлечения Малюкова Василия Вячеславовича к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

Возложена на главу города Мичуринска Тамбовской области обязанность изменить формулировку распоряжения «О применении дисциплинарного взыскания» в виде выговора на увольнение в связи с утратой доверия на основании части 6 статьи 11 ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Возложена на главу города Мичуринска Тамбовской области обязанность расторгнуть трудовой договор (служебный контракт) с Малюковым Василием Вячеславовичем, первым заместителем главы города Мичуринска Тамбовской области на основании части 2.3 статьи 14.1, части 2 статьи 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пункта 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия.

В кассационной жалобе Малюков В.В. выражает несогласие с апелляционным определением, считает, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что суд апелляционной инстанции по сути разрешил вопрос о правомерности изменения вида наложенного на работника дисциплинарного взыскания по заявлению лица, не являющегося стороной трудовых отношений – прокурора города Мичуринска. Кроме того, положения закона, регулирующие порядок, в том числе, сроки привлечения муниципального служащего к дисциплинарной ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, не были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. Помимо этого, Распоряжением главы города Мичуринская от 16.08.2022 № 363-рк Малюкову В.В. за несоблюдение ограничений и требований о предотвращении или об урегулировании ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции ФЗ «О противодействии коррупции» объявлен выговор. Судом был удовлетворен иск об изменении вида налагаемого на Малюкова В.В. взыскания. По мнению Малюкова В.В. требование прокурора и решение суда указывают на превышение этими органами своих полномочий и нарушение норм материального и процессуального права.

В кассационной жалобе представитель Администрации города Мичуринская Тамбовской области Шишкараев Э.А. также выражает несогласие с апелляционным определением, ссылаясь на аналогичные по существу доводы. Указывает, что работодатель вправе применить к работнику дисциплинарное взыскание только при условии соблюдения порядке и сроков его наложения. Между тем, суд по существу разрешил вопрос о дисциплинарной ответственности Малюкова В.В., при этом сроки наложения дисциплинарного взыскания не были предметом рассмотрения при разрешении спора по существу. Применение мер дисциплинарной ответственности производится в законодательно установленном порядке и является исключительным правом работодателя, а не судом. Указывает на превышение судом своих полномочий и нарушение норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения и апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 27 декабря 2018 года между администрацией города Мичуринска и Малюковым В.В. заключен трудовой договор № 19, в соответствии с которым Малюков В.В. принят на должность заместителя главы администрации города Мичуринска (т.2 л.д. 3-7).

Согласно дополнительному соглашению от 7 мая 2020 года к трудовому договору № 19 и распоряжению главы города Мичуринска от 7 мая 2020 года Малюков В.В. переведен на должность первого заместителя главы администрации города - главная группа должностей с 7 мая 2020 года на неопределенный срок (т.1 л.д.26, т.2 л.д.8).

В должностные обязанности первого заместителя - главы администрации города Малюкова В.В. на основании должностной инструкции входит исполнение полномочий в соответствии с распределением обязанностей, согласно правовому акту администрации города (пункт 3.1.) (т.2 л.д. 80). В частности, в силу пункта 3.12 инструкции он обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (т. 2 л.д. 81).

Малюков В.В. не отрицал, что был ознакомлен с инструкцией и достоверно знал о положениях ФЗ «О противодействии коррупции» и ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии с распоряжениями администрации города Мичуринска от 11 августа 2020 года №98-р, от 5 апреля 2021 года №34-р «О распределении обязанностей между заместителями главы администрации города» Малюков В.В. координирует вопросы проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок цен для заключения муниципальных контрактов. В силу "пункта 1.6.2 непосредственно координирует деятельность управления муниципальными активами и доходами, отдела реализации проектов администрации города (т.1 л.д. 28-41).

22 января 2021 года Малкжов В.В. дал ответ на обращение Андреевой С.И. — матери своей супруги — по вопросу размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мичуринска (т.1 л.д.185-191). 27 января 2021 года, исполняя обязанности главы города Мичуринска, Малкжов В.В. подписал постановление администрации города. Мичуринска № 104 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мичуринска Тамбовской области», которым в схему размещения нестационарных торговых объектов под № 161 включен павильон для реализации продовольственной группы товаров, в городе Мичуринске на пересечении улиц К.Маркса и Интернациональной в районе д. 114, площадью 200 кв.м, под № 162 павильон общественного питания в городе Мичуринске по ул. Революционная, на территории ландшафтного парка «Набережная», площадью 30 кв.м, на основании заявлений Андреевой С.И. от 21 января 2021 года (т.1 л.д.131). 10 июня 2022 года главе города Мичуринска прокурором города Мичуринска внесено представление об устранении нарушении законодательства о противодействии коррупции, требующее в установленном законодательством порядке рассмотреть, вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности к первому заместителю главы администрации города Мичуринска Малюкову В.В. за нарушение установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей, запретов и ограничений. Распоряжением администрации города от 16 июня 2022 года № 236-рк назначена проверка фактов, изложенных в представлении прокурора города от 10 июня 2022 года, создана комиссия по проведению служебной проверки названных фактов (т. 1 л.д.86).

По заключению служебной проверки по факту установки забора матери Малюкова В.В. - Малюковой Н.С. на участке при ее доме комиссия пришла к выводу о том, что учитывая неосмотрительность, в действиях Малюкова В.В. усматривается возможность возникновения ситуации, которая могла привести к конфликту интересов. Комиссия предложила направить материалы служебной проверки на рассмотрение в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации города Мичуринска Тамбовской области (л.д. 87-90).

Из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 5 августа 2022 года № 5 следует, что по результатам голосования по факту установки забора на земельном участке в <адрес>, принадлежащем матери Малюкова В.В. - Малюковой Н.С., комиссия установила, что Малкжов В.В. не соблюдал требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовала главе города указать Малюкову В.В. на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требовании об урегулировании конфликта интересов (т. 1 л.д. 19,122-125).

Выводы комиссии основаны на материале служебной проверки, в ходе которой установлено, что факт безвозмездной установки забора матери Малюкова В.В. не был установлен, однако, то обстоятельство, что муниципальный служащий выступил посредником в передаче денежных средств от своей матери лицам, имеющим отношение к субподрядной организации, выполняющей муниципальный контракт, контроль за исполнением которого возложен на Малюкова В.В., признан достаточным для установления возможности возникновения конфликта интересов. 30 июня 2022 года главе города Мичуринска прокурором города Мичуринска внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, требующее в установленном законодательством порядке рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарной ответственности к первому заместителю главы администрации города Мичуринска Малюкову В.В. за нарушение установленных законодательством о противодействии. коррупции обязанностей, запретов и ограничений, принять меры к устранению имеющегося пробела в правовом регулировании, привести пункты 127, 148 схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Мичуринска, утвержденную постановлением администрации города от 1 апреля 2022 года № 634, в соответствие с требованиями действующего законодательства, провести мероприятия муниципального земельного контроля за законностью размещения стационарного торгового объекта на землях, государственная собственность на которые не разграничена на пересечении улиц <адрес> (т.1 л.д.20-23).

Распоряжением администрации города Мичуринска от 12 июля 2022 года № 296-рк назначена проверка фактов, изложенных в представлении прокурора города от 30 июня 2022 года, создана комиссия по проведению служебной проверки названных фактов (т.1 л.д. 126-127).

По заключению служебной проверки по факту ответа на обращение Андреевой С.И. - матери супруги Малюкова В.В., подписания постановления администрации города от 27 января 2021 года № 104, визирования постановлений администрации города от 28 ноября 2019 года № 2283, от 1 апреля 2022 года № 634 комиссия пришла к выводу, что учитывая, что Малюков В.В. подписал указанные постановления администрации города, которые предоставляли право на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Андреевой С.И., матери его супруги, усматривается наличие признака возникновения конфликта интересов (т.1 л.д.128-129,130-182).

Из протокола заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 12 августа 2022 года № 6 следует, что по результатам голосования комиссия приняла. решение установить, что Малюков В.В. не соблюдал требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов и рекомендовала главе города наложить на муниципального служащего Малюкова В.В. за нарушение требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. взыскание в виде выговора (т.1 л.д. 193-195).

Распоряжением главы города Мичуринска от 16 августа 2022 года № 363-рк Малюкову В.В. в соответствии с протоколом заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 12 августа 2022 года №. 6 за. несоблюдение ограничений и запретов, требований, о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции ФЗ «О противодействии коррупции», объявлен выговор (т.1 л.д. 196).

Полагая, что указанное выше распоряжение принято с нарушением норм законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службе, что мера ответственности не соответствует тяжести совершенных коррупционных правонарушений, что положения законодательства о противодействии коррупции не предусматривают иной, кроме увольнения, меры ответственности за совершение коррупционных правонарушений, прокурор обратился в суд с данным иском.

Выводы комиссии о несоблюдении Малюковым В.В. требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов как по факту установки забора матери Малюкова В.В. - Малюковой Н.С. на участке при ее доме, так и по факту ответа на обращение Андреевой С.И. - матери супруги Малюкова В. В., подписания постановления администрации города от 27 января 2021 года № 104, визирования постановлений администрации города от 28 ноября 2019 года № 2283, от 1 апреля 2022 года № 634, то есть совершении им коррупционных правонарушений, выразившихся в непринятии меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и неуведомлении работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и не оспариваются Малюковым В.В., который подтвердил, что не уведомлял работодателя о возможном наличии конфликта интересов.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что несмотря на то, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, установила факт несоблюдения Малюковым В.В. требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов, зафиксированный протоколом 5 августа 2022 года, названное обстоятельство - совершение коррупционного правонарушения - оценку со стороны работодателя не получило. Что же касается установления той же комиссией факта несоблюдения Малюковым В.В. требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов, то есть совершения им коррупционного правонарушения, зафиксированного протоколом 12 августа 2022 года, то глава города Мичуринска, вопреки прямому указанию закона о виде наказания, применяемого в таком случае, ограничился применением к Малюкову В.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Суд пришел к выводу, что Малюков В.В., как муниципальный служащий, допустил нарушение требований ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно, являясь стороной конфликта интересов, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то есть совершил правонарушение, установленное пунктом 2.3 статьи 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», влекущее увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия, однако к нему был применён менее строгий вид наказания, то устранить допущенное нарушение возможно только путем удовлетворения заявленных прокурором требований, так как совершение коррупционного правонарушения при прохождении муниципальной службы, когда ставятся под угрозу интересы Российской Федерации, а закон безальтернативно устанавливает в качестве" меры ответственности (при отсутствии малозначительности) увольнение- с муниципальной службы, у работодателя возможность такого произвольного усмотрения отсутствует, а бездействие администрации города Мичуринска по непринятию мер к увольнению Малюкова В.В. в связи с утратой доверия по части 2.3 статьи 14.1, части 2 статьи 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, является незаконным. -Применение выговора за совершение правонарушения, установленного пунктом.2.3 статьи 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», влекущего согласно части 2 статьи 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» увольнение с муниципальной службы в связи с утратой доверия противоречит закрепленному в пункте 4 статьи 3 ФЗ «О противодействии коррупции» принципу неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Утверждение представителя администрации города Мичуринска и главы города Мичуринска о том, что совершенные Малюковым В.В. проступки не повлекли утрату доверия со стороны главы города Мичуринска, в связи с чем не влекли увольнения Малюкова В.В., противоречат предписаниям закона, приведенным выше. Ссылки на то, какие же конкретные обстоятельства позволили главе города не утратить доверия к первому заместителю главы администрации города Мичуринска Малюкову В.В. после совершения им перечисленных правонарушений, в распоряжении от 16 августа 2022 года № 363-рк не приведено (т.1 л.д.25).

Убедительных обстоятельств, позволяющих согласиться с представителем Малюкова В.В. в том, что совершенные его доверителем проступки являлись малозначительными не приведено, более того, установленные судебной коллегией обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенные Малюковым В.В. правонарушения не являются малозначительными.

Принятие администрацией города Мичуринска постановлений от 26 июля 2022 года №1438 и №1432 об исключении нестационарных объектов Андреевой С.И. из схемы размещения нестационарных объектов никак не свидетельствует о том, что Малкжов В.В. в установленном законом порядке урегулировал конфликт интересов, стороной которого он являлся (т.1 л.д.197,198). Вопреки позиции ответчиков не учитывать события, последовавшие после подписания Малюковым В.В. постановления администрации города от 27 января 2021 года № 104, визирования постановлений администрации города от 28 ноября 2019 года № 2283, от 1 апреля 2022 года № 634, установленные судом и изложенные в решении Мичуринского городского суда Тамбовской области от 6 сентября 2022 года, вступившем в силу 25 января 2023 года, принятом по иску прокурора города Мичуринска, действующего в интересах города Мичуринска, к администрации города – г.Мичуринска, Малкжовой Д.В. (дочери Малюкова В.В.) при рассмотрении данного гражданского дела нельзя (т.1 л.д.68, т.2 л.д.59-69).

Так, в решении суда указано, что после издания постановления о размещении нестационарного объекта Андреевой С.И. по адресу г. Мичуринск, ул. Революционная на территории ландшафтного парка Набережной, последняя обратилась 14 апреля 2022 года с заявлением о внесении изменений в указанную схему в связи с созданием ООО «Метида» и дальнейшим осуществлением обществом предпринимательской деятельности на данном участке, учредителем которого является Малюкова Д.В. Заявление было удовлетворенно, внесены соответствующие изменения.

В дальнейшем в результате заключения 15 июля 2021 года между Андреевой. С.И. и Малюковой Д.В. договора купли-продажи торгового павильона, площадью 31,6 кв.м, находящегося по адресу вышеназванного выделенного под нестационарный объект земельного участка, и вынесения решения и.о. мирового судьи судебного участка № 3 г. Мичуринска Тамбовской области от 10 декабря 2021 года о признании за Малюковой Д.В. права собственности на торговый павильон общей площадью 31,6 кв.м., расположенный по <адрес>, за Малюковой Д.В. было зарегистрировано в ЕГРН право собственности на указанный объект недвижимости. Постановлением администрации города Мичуринска от 3 июня 2022" года № 1065 Малюковой Д.В. разрешен выкуп из земель населенных пунктов земельного участка вид разрешенного использования - общественное питание, с кадастровым номером , площадью 1413 кв.м., расположенного по адресу: Российская Федерация, Тамбовская область, городской округ - город Мичуринск, ул. Набережная, занимаемого нежилым зданием, принадлежащим ей на праве собственности (т.2 л.д. 59-69).

Перечисленные события стали основанием для обращения прокурора с иском о признании незаконным постановления администрации города Мичуринска от 3 июня 2022 года №1065 «О разрешении на выкуп земельного участка, занимаемого нежилым зданием Малюковой Д.В.», признании ничтожным договора купли-продажи земельного участка от 3 июня 2022 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права. Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.

Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции й борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - ФЗ «О противодействии коррупции»).

Одной из важнейших мер по противодействию коррупции является недопущение конфликта интересов на муниципальной гражданской службе.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью, указанной в части 1 настоящей статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера; результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих.

Согласно статье 11 ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определённом представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьей 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Пунктом 11 части 1 статьи 12 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что муниципальный служащий обязан уведомлять в письменной форме представителя нанимателя (работодателя) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта.

Обязанность муниципального служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, закреплена также в части 2 статьи 11 ФЗ «О противодействии коррупции».

На основании части 2.3 статьи 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

За несоблюдение муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008. г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания предусмотренные статьёй 27 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», в частности, в виде увольнения (часть 1 статьи 27, часть 1 статьи 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона (части 1 статьи 27.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Из приведённых положений законодательства следует, что ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения, конфликта. При этом непринятие лицом, на которое возложена соответствующая обязанность являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьёй 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используется понятие «конфликт интересов», установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

Порядок и условия, при соблюдении которых работодатель вправе расторгать трудовой договор с работником, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, в том числе статьями 71, 81, 192, 193, и иными федеральными законами.

В соответствии с пунктом 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях, в частности, непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

По смыслу приведённых выше правовых норм достаточным основанием для увольнения муниципального служащего с занимаемой должности в связи с утратой доверия к нему вследствие несоблюдения требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов является сам факт непринятия государственным или муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Как указано выше, выводы комиссии о несоблюдении Малюковым В.В. требований к служебному поведению и требований об урегулировании конфликта интересов как по факту установки забора матери Малюкова В.В. - Малюковой Н.С. на участке при ее доме, так и по факту ответа на обращение Андреевой С.И. - матери супруги Малюкова В.В., подписания постановления администрации города от 27 января 2021 года № 104, визирования постановлений администрации города от 28 ноября 2019 года № 2283, от 1 апреля 2022 года № 634, то есть совершении им коррупционных правонарушений, выразившихся в непринятии меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и неуведомлении работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, установлены судом и не оспариваются Малюковым В.В., который подтвердил, что не уведомлял работодателя о возможном наличии конфликта интересов.

При этом, несмотря на то, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, установила факт несоблюдения Малюковым В.В. требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов, зафиксированный протоколом 5 августа 2022 года, названное обстоятельство - совершение коррупционного правонарушения - оценку со стороны работодателя не получило. Комиссией был установлен факт несоблюдения Малюковым В.В. требований к служебному поведению и требования об урегулировании конфликта интересов, то есть совершения им коррупционного правонарушения, зафиксированного протоколом 12 августа 2022 года. Однако глава города Мичуринска, вопреки прямому указанию закона о виде наказания, применяемого в таком случае, ограничился применением к Малюкову В.В. дисциплинарного взыскания в виде выговора.

Поскольку Малюков В.В., как муниципальный служащий, допустил нарушение требований ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а именно, являясь стороной конфликта интересов, не принял мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, то есть совершил правонарушение, установленное пунктом 2.3 статьи 14.1 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», влекущее увольнение с муниципальной службы в связи с ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 2.3 ░░░░░░ 14.1, ░░░░░ 2 ░░░░░░ 27.1 ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ 7.1 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 81 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.    

░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2.3 ░░░░░░ 14.1 ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 2 ░░░░░░ 27.1 ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 3 ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 14.1 ░ 15 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░".

░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2.3. ░░░░░░ 14.1. ░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 02.03.2007 N 25-░░ "░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 4 ░░. 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ "░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░" ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░. 379.7 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 379.6, 390, 390.1 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ :

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

8Г-18828/2023 [88-19855/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Мичуринска Тамбовской области
Ответчики
Малюков Василий Вячеславович
глава города Мичуринска Администрация г. Мичуринская Тамбовской области
Другие
Первый заместитель главыы админитрации города Мичуринска Малюков Василий Вячеславович
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
29.08.2023Судебное заседание
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее