Решение по делу № 2[1]а-174/2018 от 15.11.2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Бузулук                                 10 января 2018 года

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Кривенкова О.В., при секретаре Моисеевой А.В., рассмотрев в судебном заседании административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области к Ермолаева Е.В. с участием заинтересованного лица Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) о взыскании задолженности по страховым взносам и пени за их несвоевременную уплату,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России № 3 по Оренбургской области обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просила взыскать с Ермолаевой Е.В. задолженность в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского – <данные изъяты> рубля.

В обоснование заявленных исковых требований административный истец указал, что Ермолаева Е.В. являлась плательщиком страховых взносов и была обязана уплачивать соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом в соответствии с ранее действовавшей ст.14 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Согласно выписки из ЕГРИП Ермолаева Е.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Затем 29.12.2012г. была осуществлена государственная регистрация прекращения административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается выпиской из ЕГРИП. Утрата физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не свидетельствует о прекращении его обязанности по уплате страховых взносов, возникшей до внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об исключении лица из реестра. Индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты включительно. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Ермолаева Е.В. прекратила деятельность индивидуального предпринимателя. До настоящего время ей не оплачены пени по страховым взносам в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского – <данные изъяты> рубля. В связи с передачей полномочий Межрайонной ИФНС России № 3 по Оренбургской области в адрес должника было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени в срок до ** ** ****. Так как требование в добровольном порядке должник не исполнил, инспекция была вынуждена обратиться в суд.

На основании изложенного просили взыскать с Ермолаевой Е.В. задолженность в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского – <данные изъяты> рубля.

Представитель МИФНС № 3 России по Оренбургской области в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя, просили восстановить пропущенный процессуальный срок в связи с тем, что техническая передача сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда социального страхования об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняло значительное время, по переданному материалу в отношении административного ответчика в настоящее время пропущен шестимесячный срок, установленный п.3 ст.48 НК РФ, и соответственно просили восстановить указанный срок и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Административный ответчик Ермолаева Е.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Совещаясь на месте, суд определил – рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Представитель заинтересованного лица УПФР в г.Бузулуке Оренбургской области (межрайонное) в судебное заседание также не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Также направил в суд мотивированный отзыв, в котором указал, что техническая передача сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда социального страхования об имеющейся задолженности и предпринятых мерах по ее взысканию заняло значительное время, по переданному материалу в отношении административного ответчика в настоящее время пропущен шестимесячный срок, установленный п.3 ст.48 НК РФ считают пропущенным по уважительной причине и подлежащим восстановлению.

Рассмотрев дело по существу, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно п.3 ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее – административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно положениям ст.57 Конституции Российской Федерации, устанавливается обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

С 01.01.2017г. вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются гл.34 НК РФ, а администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование осуществляет Федеральная налоговая служба. Соответствующие изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены Федеральным законом от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 243-ФЗ).

Согласно ст.19 Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ), передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу ч.2 ст.19 Федерального закона № 250-ФЗ первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в ч.1 указанной статьи сумм, своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из вышеприведенных норм следует, что после 01.01.2017г. с заявлениями о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, начисленных в соответствии с нормами Федерального закона № 212-ФЗ, полномочны обращаться только налоговые органы.

При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно обратился в суд с заявлением о взыскании страховых взносов и пени.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также – страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ), а также Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В пп.2 п.2 ст.12 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165 -ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» указано, что страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (обязательные платежи на обязательное социальное страхование).

По правилам пп.4 п.1 ст.11 Федерального закона от 16.07.1999г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховщики имеют право взыскивать со страхователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, недоимки по страховым взносам, а также налагать штрафы, начислять пеню в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно п.5 ч.2 ст.4.2 Федерального закона от 29.12.2006г. № 255 -ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – б Федеральный закон N 255-ФЗ), установлено, что страховщик обязан осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования.

Российской Федерации, а также контроль за соблюдением страхователями законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при выплате страхового обеспечения застрахованным лицам.

В соответствии со ст.4.4 Федерального закона № 255-ФЗ определено, что порядок и сроки уплаты страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 24.07.2009г. № 212 -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч.4, 5 ст.15 Федерального закона № 212-ФЗ, в течение расчетного периода плательщик уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.6 и п.1 ст.28 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), к страхователям по обязательному пенсионному страхованию отнесены индивидуальные предприниматели.

Согласно ч.4.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Однако указанный Федеральный закон утратил силу с 01.01.2017г. в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016г. № 250-ФЗ.

Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что на лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность по уплате страховых взносов, эта обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч.8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Обязанность плательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена ст.18 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам).

Согласно ст.25 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам), закрепляется обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Из содержания ст.22 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам) следует, что при наличии недоимки (в течение трех месяцев после выявления таковой) контролирующим органом плательщику направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если в требовании не указан более продолжительный период. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Федеральный закон № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам) предусматривает различный порядок взыскания недоимки по страховым взносам в зависимости от категории плательщика страховых взносов.

В отношении индивидуальных предпринимателей предусмотрен внесудебный порядок такого взыскания путем направления постановления руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о взыскании страховых взносов за счет имущества такого плательщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

При этом, если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых Пенсионным фондом Российской Федерации, 1 500 рублей, а в части платежей, администрируемых Фондом социального страхования Российской Федерации, 500 рублей, постановление о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате страховых взносов, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования (ч.3 ст.20 Федерального закона № 212-ФЗ).

В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, законом предусмотрена только судебная процедура взыскания недоимок по страховым взносам (ч.1 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ).

По общему правилу, установленному ч.2 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент образования у ответчика недоимки по страховым взносам за 2016 год), заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пеней может быть подано в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам.

К отношениям о взыскании страховых взносов, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч.2.3 ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в ч.2 ст.286 КАС РФ.

Таким образом, с учетом указанных законоположений по делу надлежит установить следующие юридически значимые обстоятельства: принадлежность административного ответчика к плательщикам страховых взносов, выявление факта недоимки и ее размера, исполнение контролирующим органом требований закона о направлении должнику требования об уплате недоимки, статус должника на момент возбуждения процедуры о взыскании недоимки, соблюдение сроков взыскания. В случае применения судебной процедуры – соблюдение административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки. В случае пропуска указанного срока – наличие заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока, законные основания (отсутствие таковых) для восстановления такового.

Из материалов дела усматривается, что 17.06.2004г. Ермолаева Е.В. была поставлена на учет как индивидуальный предприниматель. Затем 29.12.2012г. индивидуальный предприниматель Ермолаева Е.В. прекратила деятельность, что подтверждается выпиской из ЕГРИП от 21.09.2017г.

За Ермолаевой Е.В. числится задолженность в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии – <данные изъяты>, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского – <данные изъяты> рубля.

Межрайонной ИФНС России № 3 по Оренбургской области в адрес ответчика было направлено требование по состоянию на 09.01.2017г. об уплате недоимки по страховым взносам и пени в сумме <данные изъяты> рублей в срок до 01.04.2017г. Из указанного требования следует, что общая сумма пени, подлежащая уплате Ермолаевой Е.В. до 01.04.2017г. составляет <данные изъяты> рублей.

Как следует из материалов дела, указанное требование Ермолаевой Е.В. оставлено без исполнения.

Положения ст.21 Федерального закона № 212-ФЗ связывают право контролирующего органа на обращение в суд с заявлением о взыскании с физического лица недоимки с шестимесячным сроком в зависимости от наступления следующих обстоятельств: с момента истечения срока исполнения обязанности по оплате недоимки, указанной в требовании (общее правило); с момента, когда в пределах трехлетнего периода общая сумма недоимки превысила 500 руб.; с момента истечения трехлетнего срока, в пределах которого общая сумма недоимки не превысила 500 руб.

Согласно п.2 ст.4 Федерального закона от 03.07.2016г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017г., а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В соответствии со ст.26.10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и на основании пп.«г» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2017г. № 108 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженности по пеням и штрафам», безнадежными к взысканию признается и списывается недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации и задолженность по пеням и штрафам (далее - недоимка по страховым взносам и задолженность по пеням и штрафам) в случае принятия судом акта, в соответствии с которым Фонд социального страхования Российской Федерации утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам.

В этом случае решение о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам принимается на основании заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу акта суда, в соответствии с которым Фонд социального страхования Российской Федерации утрачивает возможность взыскания недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копии определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам (п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 31.01.2017г. № 108).

Согласно взаимосвязанному толкованию указанных норм уполномоченный орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявленное налоговой инспекцией ходатайство о восстановлении пропущенного срока на взыскание удовлетворению не подлежит, ввиду неуважительности причин пропуска налоговым органом срока подачи заявления в суд.

Отказ в удовлетворении ходатайства налогового органа о восстановлении срока подачи заявления в арбитражный суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, что соответствует выработанной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации судебной практикой по этому вопросу, нашедшей отражение в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.09.2009г. № 6544/09, от 12.04.2005г. № 1452/04, в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.05.2009г. № 2638/09, положения которых не противоречат позиции Верховного Суда Российской Федерации и действующему законодательству.

По смыслу процессуального законодательства, восстановление пропущенного процессуального срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога (пени, штрафа) является правом суда, применяемым при наличии уважительных причин пропуска, а не обязанностью.

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, налоговый орган в ходатайстве о восстановлении пропущенного процессуального срока не указал каких-либо объективных обстоятельств, послуживших препятствием для своевременного обращения в суд.

Доказательств наличия обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, заявителем также в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах заявитель утратил возможность взыскания задолженности по страховым взносам и пени в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии – <данные изъяты> рубля, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского – <данные изъяты> рубля в связи с истечением установленного срока их взыскания.

Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку заявитель от ее уплаты освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-177, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области о восстановлении пропущенного срока подачи заявления отказать.

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Оренбургской области к Ермолаева Е.В. о взыскании задолженности по страховым взносам и пени – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный Оренбургской области суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья                        подпись                О.В. Кривенков

Подлинник решения хранится в материалах административного дела 2(1)а-174/2018, находящегося в производстве Бузулукского районного суда Оренбургской области.

2[1]а-174/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Оренбургской области
Ответчики
Ермолаева Елена Владимировна
Другие
Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда в г.Бузулуке Оренбургской области - (межрайонное)
Пупикова Ю.В.
Суд
Бузулукский районный суд Оренбургской области
Судья
Кривенков Олег Владимирович
Дело на странице суда
buzuluksky.orb.sudrf.ru
30.04.2020Регистрация административного искового заявления
30.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.04.2020Подготовка дела (собеседование)
30.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.04.2020Судебное заседание
30.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее