Решение по делу № 2а-1474/2018 от 07.11.2018

Дело № 2а-1474/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2018 г.                г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Захаровой Т.Л.,

при секретаре Кудрявцевой Е.А.,

с участием административного истца Оленко М.В.,

ее представителя – Люблинской О.В., действующей на основании ч.5 ст.57 КАС РФ,

представителя Администрации г. Алушта – Стерехова Н.А., действующего на основании доверенности .9-11/1034 от ДД.ММ.ГГГГ.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Оленко М.В. к Администрации г. Алушта Республики Крым о признании незаконным отказа в постановке на очередь по предоставлению земельного участка, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГ,возложении обязанности совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Оленко М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации г. Алушта Республики Крым о признании незаконным отказа в постановке на очередь по предоставлению земельного участка, изложенного в письме от ДД.ММ.ГГГГвозложении обязанности устранить нарушения ее прав, путем постановки в очередь на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта.

Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию г. Алушта с заявлением о постановке ее в очередь и предоставление бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с положениями Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», поскольку ей на праве собственности принадлежит 1/3 доля <адрес>, общей площадью 68,7 кв.м., жилой 42,1 кв.м., т.е. в указанной квартире ей принадлежит 22,9 кв.м. Также указывает, что у нее имеется двое несовершеннолетних детей: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ она находится в зарегистрированном браке. Более пяти лет она и члены ее семьи проживают на территории муниципального округа <адрес> и зарегистрированы в вышеуказанной квартире. ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Алушта направила в ее адрес письмо №, которым указала, что размер обеспеченности общей площади всех 6 зарегистрированных лиц в <адрес> составляет 11,45 кв.м., на каждого совместно проживающего, что не дает оснований Администрации <адрес> для постановки в очередь на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности. Ответ Администрации <адрес> считает не соответствующим положениям ст.5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ - «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», поскольку административным ответчиком не учтено, что квартира у нее находится в долевой собственности.

В судебном заседании административный истец и ее представитель поддержали административные исковые требования в полном объеме. Также пояснив, что доли собственников в <адрес> не выделены, но между ними сложился порядок пользования квартирой, административный истец с мужем и детьми проживает в комнате площадью 12,8 кв.м., ее брат в комнате площадью 11,9 кв.м., а мама в комнате 17,4 кв.м. Иного имущества в собственности у административного истца и членов ее семьи нет.

Представитель Администрации г. Алушта возражал против административных исковых требований. Считал отказ Администрации г.Алушта, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным. В обоснование своей позиции ссылался на ст.4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ - «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», ст.ст.15,16 ЖК РФ. Не отрицал, что при рассмотрении заявления Оленко М.В. учитывалась общая площадь квартиры, наличие в собственности у административного истца 1/3 доли данной квартиры во внимание не принималось. Также указывал, что иных документов по обращению Оленко М.В. в Администрации г. Алушта, не имеется.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как следует из положений статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Законом Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым. Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта предоставляются льготным категориям граждан в порядке, установленном статьей 6 настоящего Закона.

В силу ст.4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации, в том числе из числа лиц, имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений не более 10 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма, и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе, и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.

Условия предоставления земельного участка льготным категориям граждан изложены в ст.5 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".

Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 №41 утвержден Порядок ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности", в соответствии с которым в п. 2.1.2. установлен перечень прилагаемых к заявлению документов. Непредставление документов, указанных в подпункте 2.1.2 пункта 2.1 настоящего раздела, является основанием для отказа в приеме Заявления. Заявителю выдается уведомление о приеме заявления с указанием даты и времени его приема по форме согласно приложению 3 к настоящему Порядку (п.2.1.5).

Порядок рассмотрения заявления и принятие решения о постановке или об отказе в постановке гражданина в очередь определен в п.2.2 Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 10.02.2015 №41.

Постановлением Администрации г. Алушты Республики Крым от 06.09.2017 №1931 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Постановка в очередь льготных категорий граждан на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности" установлен порядок рассмотрения заявлений о постановке в очередь льготных категорий граждан на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в частности в п.3.4 которого предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является поступление специалисту УЗО, ответственному за предоставление муниципальной услуги, зарегистрированного заявления о предоставлении муниципальной услуги и прилагаемых к нему документов. По результатам анализа документов специалист УЗО, ответственный за предоставление муниципальной услуги, готовит один из следующих документов:

- проект постановления Администрации о постановке в очередь на получение земельного участка, проводит согласование проекта;

- проект постановления Администрации об отказе в удовлетворении заявления, проводит согласование проекта;

- сопроводительное письмо в адрес заявителя о направлении документа, являющегося результатом муниципальной услуги (в случае отметки о необходимости направления результата предоставления муниципальной услуги почтовым отправлением).

Из материалов дела судом установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Оленко М.В. обратилась в Администрацию г. Алушта с заявлением о постановке ее в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта(л.д.8-9).

В соответствии со свидетельством о праве собственности на квартиру от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16 (Бедная) М.В. является собственником 1/3 доли <адрес>, общей площадью 68,7 кв.м., жилой – 42,1 кв.м. (л.д.11,12,18,20,21).

Иными собственниками <адрес>, по 1/3 доли каждый являются ФИО10 (мать административного истца) и ФИО11 (брат административного истца) (л.д.11,12,18,19,22,23).

Согласно свидетельства о перемене фамилии I-АП от ДД.ММ.ГГГГ, выданного отделом регистрации актов гражданского состояния г. Алушта АР Крым ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р. изменила фамилию на ФИО16 (л.д.14).

Свидетельством о браке от ДД.ММ.ГГГГ отдела государственной регистрации актов гражданского состояния регистрационной службы <адрес> управления юстиции в <адрес> подтверждается регистрация брака ФИО13 и Оленко М.В. ДД.ММ.ГГГГ по актовой записи (л.д.25).

    Из свидетельств о рождении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО4,ДД.ММ.ГГГГ г.р. следует, что их родителями указаны ФИО14 и Оленко М.В. (л.д.24,26).

Справка ЖЭУ МУП «Управление городского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что в <адрес> по <адрес> <адрес> зарегистрированы: Оленко М.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, <данные изъяты> г.р., ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.28).

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г. Алушта разъяснила Оленко М.В. положения Закона Республики Крым от 15.01.2015 г. №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», указав, что согласно представленным документам общая жилая площадь жилого помещения (<адрес>) составляет 68,7 кв.м., количество членов семьи (зарегистрированных по адресу граждан) 6, т.е. размер обеспеченности общей площадью жилых помещений составляет 11,45 кв.м. на каждого проживающего, что не дает Администрации <адрес> оснований для постановки на очередь для получения в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности (л.д.10).

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что у Оленко М.В. на праве собственности принадлежит 1/3 доля земельного участка в СТ «Айвазовское» Добровского сельского совета <адрес> Республики <адрес>ю 460 кв.м., вид разрешенного использования: садоводство, земли сельскохозяйственного назначения.

    Уведомлениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что сведений о зарегистрированных правах на объекты недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ г.р.,, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в Едином государственном реестре недвижимости, не значится.

Судом из представленных документов и пояснений представителя административного ответчика, достоверно установлено, что заявление Оленко М.В. было рассмотрено в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

При этом, порядок рассмотрения заявления и принятие решения о постановке или об отказе в постановке гражданина в очередь в соответствии с Порядком ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утверждённый Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , а также положения Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги "Постановка в очередь льготных категорий граждан на предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности", утверждённого постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , административным ответчиком соблюден не был. Заявителю уведомления о приеме заявления с указанием даты и времени его приема не предоставлялось. Доказательств регистрации указанного заявления в автоматизированной информационной системе "Земля" в день его поступления с указанием даты и времени приема, а также в бумажном виде, суду не представлено.

Таким образом, отказ Администрации <адрес> Республики Крым в постановке на очередь по предоставлению земельного участка Оленко М.В., изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует специально разработанным правовым нормам.

Поскольку оспариваемое решение муниципального органа принято с нарушением установленной процедуры и без проверки всех обстоятельств, имеющих правовое значение, для разрешения заявления Оленко М.В., в соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Оленко М.В., с учетом Порядка ведения очередности граждан на получение в собственность (аренду) земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ .

По мнению суда, удовлетворение требований административного искового заявления в указанной выше части является достаточным, для осуществления судебной защиты прав, свобод и законных интересов административного истца в рассматриваемом деле, в связи с чем, в удовлетворении требований административного искового заявления о возложении обязанности устранить нарушения путем постановки Оленко М.В. в очередь и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта следует отказать. Кроме того, судом учитывается, что осуществление действий по постановке в очередь, формирование соответствующих списков и т.д. отнесено к компетенции административного ответчика.

    С учетом частичного удовлетворения исковых требований, в соответствии со ст. 111 КАС РФ с Администрации <адрес> подлежат возмещению Оленко М.В. понесенные расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-177, 179, 227 КАС РФ, суд–

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Оленко М.В. – удовлетворить частично.

Признать отказ Администрации <адрес> Республики Крым в постановке на очередь по предоставлению земельного участка Оленко М.В., изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым повторно в установленный законом срок, с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Оленко М.В. о постановке на очередь по предоставлению земельного участка и в тот же срок сообщить Алуштинскому городскому суду и Оленко М.В. об исполнении настоящего решения по административному делу.

В удовлетворении иной части исковых требований - отказать.

Взыскать с Администрации г. Алушта в пользу Оленко М.В. государственную пошлину в размере 150 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                     Т.Л. Захарова

Решение в окончательной форме изготовлено 03.12.2018 г.

2а-1474/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Оленко М.В.
Ответчики
Администрация города Алушты Республики Крым
Суд
Алуштинский городской суд Республики Крым
Судья
Захарова Татьяна Леонидовна
Дело на странице суда
alushta.krm.sudrf.ru
07.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
07.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
09.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.11.2018[Адм.] Судебное заседание
28.11.2018[Адм.] Судебное заседание
03.12.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее