Решение по делу № 33-31/2020 от 25.11.2019

Судья Агафонов П.Ю.                             дело № 33-31/2020

(№ 33-2582/2019)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24.01.2020                                     г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего судьи Шишева Б.А.,

судей Сиюхова А.Р. и Четыз С.Г.,

при секретаре судебного заседания Лесной В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Чудиновой М.А. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02.10.2017, которым постановлено:

иск И.С.В. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение от 17.05.2017 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которым постановлено снять И.С.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с учета нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи супруга К.А.О., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын И.К.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын И.М.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Признать за И.С.В. право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в размере 61,2 кв.м.

Обязать ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обеспечить И.С.В. и членов его семьи составом семьи 4 человека жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья, согласно очередности в соответствии с действующим законодательством.

Заслушав доклад председательствующего судьи Шишева Б.А., объяснения истца И.С.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

И.С.В. обратился в суд с иском к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ) о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование исковых требований указал, что с 12.09.2008 состоит в браке с К.А.О., с которой имеет двоих несовершеннолетних детей: И.К.С. и И.М.С. В период прохождения военной службы в войсковой части 54987 в целях предоставления жилищной субсидии он с указанными членами семьи с 01.04.2009 принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с которого снят решением ответчика от 17.05.2017 . По мнению И.С.В., он был принят на жилищный учет на законных основаниях, а последующее прекращение права пользования предоставленной ему в 1996 году по договору социального найма квартиры на основании решения Майкопского городского суда от 14.02.2014 по иску его бывшей супруги И.Н.Н. не свидетельствует о наличии правовых оснований для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях. Истец полагал, что ответчиком нарушены жилищные права его семьи, в связи с чем просил признать незаконным и отменить решение ответчика от 17.05.2017 , признать за ним право на получение жилищной субсидии с возложением на ответчика обязанности по ее предоставлению.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

Определением от 23.10.2018 судебная коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с рассмотрением дела судом первой инстанции в отсутствие ответчика ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ, не извещенного о времени и месте судебного заседания.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 13.11.2018 решение суда первой инстанции отменено и принято по делу новое решение об удовлетворении иска.

Признано незаконным и отменено решение ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ от 17.05.2017 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях И.С.В. с составом семьи из четырех человек: он, супруга К.А.О., сын И.К.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын И.М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

За И.С.В. признано право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в размере 61,2 кв.м., в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

На ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ возложена обязанность обеспечить И.С.В. и членов его семьи: супругу К.А.О., сына И.К.С., сына И.М.С. жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья согласно очередности в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчиком в Верховный Суд Российской Федерации подана кассационная жалоба. По результатам рассмотрения жалобы, судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации 12.11.2019 вынесено определение об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 13.11.2018, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ Чудинова М.А. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы апеллянт ссылается на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и неверное применение норм материального права. Указывает, что в целях предоставления жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения И.С.В. в соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> Республики Адыгея от 07.03.1996 -р и на основании ордера , выданного 12.03.1996, предоставлено жилое помещение по договору социального найма – двухкомнатная квартира общей площадью 51,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> на состав семьи из четырех человек: И.С.В., супруга И.Н.Н., сын И.А.С., дочь И.В.С..

По мнению подателя жалобы, И.С.В. утратил право пользования вышеуказанным жилым помещением, поскольку был обеспечен жильем по договору социального найма, относящимся к государственному жилищному фонду в соответствии с установленной учетной нормой, после чего самостоятельно распорядился предоставленным ему государством жилым помещением, предоставив его в пользование бывшим членам своей семьи, после признания в судебном порядке И.С.В. утратившим право пользования жилым помещением.

Считает, что в случае, если военнослужащий либо член его семьи распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может представить документы о его освобождении, то он не имеет право требовать повторного предоставления жилого помещения (по договору социального найма, в собственность бесплатно или предоставления жилищной субсидии), даже после истечения срока, предусмотренного статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что истец не сдал жилое помещение, предоставленное за счет Министерства обороны Российской Федерации, он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также на постановку в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемых по договору социального найма в виду обеспеченния его жилым помещением более учетной нормы в 1996 году.

Заявитель жалобы полагал, что повторное обеспечение истца жилым помещением по договору социального найма возможно только органами местного самоуправления в общем порядке, а не ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ, поскольку обязанность по предоставлению военнослужащим жилья возлагается на Министерство обороны Российской Федерации один раз за все время службы.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения. Считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Ответчик ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ, будучи извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания в суд апелляционной инстанции не явилось. С учетом положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений на жалобу, заслушав объяснения истца, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Между тем, постановленное по настоящему делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в связи с прохождением военной службы истцу И.С.В. и членам его семьи: супруге И.Н.Н., сыну И.А.С. и дочери И.В.С., в соответствии с распоряжением главы администрации <адрес> Республики Адыгея от 07.03.1996 -р и на основании выданного 12.03.1996 ордера , предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира площадью 51,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.

Решением мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Адыгея от 20.06.2008, принятым на основании искового заявления И.С.В., определен порядок пользования вышеуказанной квартирой между И.Н.Н. и И.С.В., за которым закреплена комната площадью 10,8 кв.м.

Брак между И.С.В. и И.Н.Н. прекращен 22.07.2008 на основании решения мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Адыгея от 09.07.2008.

С 12.09.2008 истец И.С.В. состоит в браке с К.А.О., имеют двоих несовершеннолетних детей - И.К.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и И.М.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением жилищно-бытовой комиссии воинской части 54987 (протокол от 01.04.2009 ) И.С.В. с 01.04.2009 признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека (военнослужащий, супруга К.А.О., дети И.К.С. и И.М.С.), с обеспечением жильем в форме жилищной субсидии, избранное место жительства - <адрес>.

Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.02.2014 по иску И.Н.Н. к И.С.В., последний признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.

С 22.05.2014 И.С.В., К.А.О. их несовершеннолетние дети И.К.С. и И.М.С. сняты с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, а с 28.08.2015 собственником данной квартиры является бывшая супруга истца И.Н.Н.

В последствии ФГКУ «Югрегионжилье» МО РФ решением от 17.05.2017 сняло И.С.В. с его супругой К.А.О. и их детьми с учета нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В обоснование принятого решения указано, что И.С.В. в период военной службы был обеспечен жилым помещением из государственного жилищного фонда для постоянного проживания, которое не может сдать, а оснований для его повторного обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не имеется (л.д. 10, 11).

Разрешая спор по существу и признавая незаконным данное решение от 17.05.2017 , суд первой инстанции исходил из того, что И.С.В. и члены его семьи жильем в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечены не были, при постановке заявителя на жилищный учет он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и им не осуществлялись действия по их намеренному ухудшению. Признавая право истца на жилищную субсидию с учетом состава его семьи (4 человека), суд при ее расчете зачел площадь 10,8 кв.м. комнаты, закрепленной за И.С.В. на основании решения мирового судьи от 20.06.2008, в ранее предоставленной ему квартире по адресу: <адрес>.

Однако с такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998 (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.

Согласно абзацу 1 пункта 14 статьи 15 названного федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 01.01.1998, осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Таким образом, предоставляя военнослужащим определенной в указанных нормах категории гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.

При этом исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.

В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (определения от 17.07.2018 № 1808-О, от 25.10.2018 № 2619-О), что требования абзаца 1 пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных данным федеральным законом, в том числе на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильем в общем порядке в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе с учетом требований статьи 53 и части 8 статьи 57 данного Кодекса.

Между тем приведенные положения законов не были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении дела.

Из материалов дела следует, что И.С.В., претендующему на получение жилищной субсидии на состав его новой семьи, в 1996 году в связи с прохождением им военной службы уже была предоставлена вышеуказанная квартира, в которой, как следует из установленных решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14.02.2014 обстоятельств, И.С.В. добровольно не проживает с 2008 года, выехав в другое место жительства, и собственником которой с 28.08.2015 является его бывшая супруга И.Н.Н.

Это обстоятельство судом первой инстанции оставлено без внимания, не получило правовой оценки и повлекло за собой неправильное применение норм материального права и принятие решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Принимая во внимание, что И.С.В. распорядился ранее полученным от государства в порядке реализации статуса военнослужащего жилым помещением, утратив все права на полученное жилое помещение, и не может его сдать, что лишает заявителя, в данном случае права на повторное обеспечение жильем в порядке, установленном Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», судебная коллегия считает, вопреки доводам, изложенным в исковом заявлении истца, что имелись законные основания для снятия И.С.В. и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях.

При изложенных обстоятельствах и учитывая, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, решение суда постановлено с нарушением норм материального права, без полного и всестороннего исследования обстоятельств по делу, судебная коллегия находит решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02.10.2017 незаконным и подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении предъявленных исковых требований в полном объеме, в связи с необоснованностью.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 02.10.2017 отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении искового заявления И.С.В. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения - отказать.

Председательствующий         подпись             Б.А. Шишев

Судьи                     подпись             А.Р. Сиюхов

                        подпись             С.Г. Четыз

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея                             Б.А. Шишев

33-31/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Истец Иванов Сергей Владимирович
Ответчики
Ответчик ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения"
Другие
Представитель истца Бабкин Сергей Васильевич
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Шишев Бислан Асланович
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
20.12.2019Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Судебное заседание
18.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Передано в экспедицию
24.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее