РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2014 года г. Кириши
Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Дуяновой Т.В.,
при секретаре Виролайнен Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Т.П. к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области и администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок,
установил:
К.Т.П. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области и администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании права собственности на земельный участок, ссылаясь на то, что она является пользователем земельного участка № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> и членом садоводческого некоммерческого товарищества «Контакт». Распоряжением Киришского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен земельный участок СНТ «Контакт» и среди членов СТ «Контакт» распределены земельные участки. Перерегистрацию СТ «Контакт» в органах ИФНС РФ о Киришскому району Ленинградской области не проходило. Истец указывает на то, что она с ДД.ММ.ГГГГ года добросовестно пользуется предоставленным ей земельным участком, а потому просит признать за ней право собственности на земельный участок №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Истец К.Т.П. в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Полномочный представитель ответчика - администрации муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области - надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства (л.д.68-69), в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает (л.д.30).
Полномочный представитель ответчика - администрации муниципального образования Кусинское сельское поселение Киришского муниципального района - надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства (л.д.57-58), в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв на исковое заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает (л.д.32,53).
Полномочный представитель третьего лица - СНТ «Контакт» - надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства, в настоящее судебное заседание не явился, направил в суд телефонограмму, согласно которой просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает (л.д.59).
При установленных обстоятельствах, в силу требований ст. 167 ГПК РФ, суд считает рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятия решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
В случае если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению, либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя.
В силу статьи 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Статья 36 Земельного кодекса РФ устанавливает порядок и определяет условия приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ для реализации прав на земельный участок граждане обращаются в органы государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением необходимых документов.
В соответствии с п. 7 указанной статьи Земельного кодекса РФ в случае, если государственный кадастровый учет участка не осуществлен, лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ. Решение о предоставлении заявителю земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает только после предоставления кадастрового паспорта на участок в силу ст. 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ, размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
В соответствии с ч. 6 и ч. 9 ст. 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", площадью земельного участка, определенной с учётом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.
В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В судебном заседании установлено и подтверждено документально, а так же не оспаривается сторонами, что К.Т.П. является членом СНТ «Контакт» с ДД.ММ.ГГГГ года и ей выделен земельный участок №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д.6-7,10).
Решением Исполнительного комитета Ленинградского областного совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ разрешён отвод земельных участков предприятиям и организациям в Ленинградской области для государственных и общественных нужд (л.д.60-61).
Решением Исполнительного комитета Киришского городского Совета народных депутатов Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ отведены земельные участки под коллективные садоводства в Киришском районе (л.д.66).
Согласно приложению № к решению горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ имеется список предприятий для организации коллективного садоводства, куда входит Узел связи площадью <данные изъяты> га (л.д.67).
Распоряжением Киришского городского Совета народных депутатов Ленинградской области (мэрии) от ДД.ММ.ГГГГ № изъят у Киришского районного узла связи земельный участок площадью <данные изъяты> га, предоставленный на основании решения горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ для организации коллективного садоводства и предоставлен СТ «Контак», из них в коллективно-долевую собственность <данные изъяты> га и в собственность граждан <данные изъяты> га (л.д.5,92).
Таким образом, совокупностью доказательств подтверждено выделение земельного участка СТ «Контакт» и его фактическое использование товариществом еще до 2001 года.
В силу ч. 3 ст. 26 ФЗ от 08.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д","л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Вместе с тем, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела то, что после вступления в законную силу ФЗ РФ от 08.08.01 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» СТ «Контакт» предусмотренных законом сведений в регистрирующий орган не предоставило (л.д.12,35).
Федеральным законом от 30.06.06 г. № 93-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен временный упрощенный порядок регистрации права собственности граждан на земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, а также на создаваемые и созданные на них объекты недвижимости.
Согласно п. 1, 2 ст. 25.2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ, является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с положениями ст. 28 ФЗ РФ от 15.04.98 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в редакции ФЗ от 30.06.06 г. № 93-ФЗ, предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации; в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в которому указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган вправе запросить дополнительно следующие документы: удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения; выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
Согласно со ст. 6 ч. 2 ЗК РФ земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости о земельном участке вносятся среди прочего такие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, как описание местоположения границ объекта недвижимости.
Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При этом сведения о земельном участке подлежат внесению на основании межевого плана, составленного в соответствии с требованиями ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
Сведения о ранее учтённых объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Пункт 2 Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 г. N 11 (в редакции от 17.08.2011 г.) устанавливает сроки и правила включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства (далее - объекты недвижимости), государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, а также объектов недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера (далее - ранее учтенные объекты недвижимости) в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Исходя из приведенных положений правовых норм, появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав привязано к моменту постановки его на кадастровый учет. До прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.
Земельный участок, на который претендует истец, на кадастровый учёт не поставлен (л.д. 11). Спор материальный о праве на истребуемый земельный участок отсутствует, о чём свидетельствует уведомление об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданное ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 27).
Поскольку истец в силу не зависящих от него обстоятельств лишен возможности предоставления в уполномоченные органы необходимых для регистрации своего права собственности документов на земельный участок, предоставленный для ведения садоводства садоводческим некоммерческим товариществом «Контакт», суд, с учётом совокупности наличествующих доказательств, приходит к выводу, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░.░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░.<░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ <░░░░░> <░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░