РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2016 года гор. Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Курнаевой Г.В.
при секретаре Шульга М.Г.,
с участием истца Бондаренко Н.И.,
представителя истца Чаловой Т.И.,
представителя ответчиков Прищепа А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Н.И. к Федеральной службе исполнения наказания России, УФСИН России по Брянской области о признании незаконным действий комиссии УФСИН России по Брянской области, бездействия комиссии УФСИН России, решения комиссии ФСИН России, признании права на постановку на учет, обязывании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Бондаренко Н.И. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказания, УФСИН России по Брянской области о признании незаконным действий комиссии УФСИН России по Брянской области, бездействия комиссии УФСИН, решения комиссии ФСИН России, признании права на постановку на учет, обязывании совершить действия, при этом ссылался на то обстоятельство, что он с <дата> по <дата> проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В органах внутренних дел Российской Федерации с <дата>, последнее место службы - федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области» (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области). Последняя замещающая должность - <данные изъяты> ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области. Уволен со службы <дата> по пункту «в» части 1 статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), с правом ношения формы одежды. Выслуга лет по состоянию на 05.02.2016 составляет: в календарном исчислении - 30 лет 04 мес. 06 дней, в льготном исчислении 33 года 10 месяцев 23 дня.
21.10.2013 года им были представлены в подкомиссию УФСИН России по Брянской области документы для принятия его и членов его семьи (три человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
После проверки представленных им документов, документы (на 44 листах) были рассмотрены на заседании подкомиссии УФСИН России по Брянской области - протокол №1 от 12.11.2013 года. В установленные сроки его документы были направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо отказе в постановке на учет (исх. от 31.01.2014 №33/ТО/31-844).
Вместе с тем, в нарушение пункта 7 части 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 г. №369 его документы, необходимые при рассмотрении вопроса о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты Комиссией ФСИН России в установленные сроки рассмотрены не были.
При поступлении жалоб в ФСИН России на бездействия Комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат в октябре 2015 года ему секретарем подкомиссии УФСИН России по Брянской области было предложено повторно представить необходимые документы.
В ноябре 2015 года в соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369 и частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 г № 283-ФЗ им были повторно представлены документы необходимые в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на него и состав семьи два человека.
04.03.2016 года в адрес УФСИН России по Брянской области поступило указание от Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний представить в кратчайшие сроки копии документов для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (в указании шел список фамилий сотрудников УФСИН России по Брянской области в списках которых значилась и моя фамилия - копия указания прилагается) в соответствии с приказом ФСИН России от 29.08.2013 №496 (в настоящее время утратил силу, но действовал на момент подачи вышеуказанных сотрудников документов).
11.04.2016 исх-№33/ТО/31-3320 УФСИН России по Брянской области в адрес Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта Федеральной службы исполнения наказаний документы сотрудников ФСИН России по Брянской области в том числе и его на 57 листах были направлены в указанное Управление.
20.07.2016 года он обратился в УФСИН России по Брянской области с заявлением информировать меня о результатах рассмотрения Комиссией ФСИН России его документов поданных для внесения в списки нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты.
15.08.2016 года он получил ответ от УФСИН России по Брянской области о том, что его документы направлены в Комиссию ФСИН России.
01.08.2016 года он подал в адрес ФСИН России через интернет приемную и через Почту России заявление с просьбой информировать его о результатах принятого решения Комиссией ФСИН России.
По состоянию 29 сентября ответа в его адрес от ФСИН России не поступило.
Просил признать незаконным бездействие комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФСИН России принять Бондаренко Н.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи три человека с даты 21.10.2013 - даты принятия рапорта (заявления).
С учетом неоднократных уточнений иска, в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил признать незаконными действия комиссии УФСИН России по Брянской области по несвоевременному направлению в ФСИН России документов по рассмотрению заявления Бондаренко Н.И. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным бездействие комиссии УФСИН по не рассмотрению заявления Бондаренко Н.И. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; признать незаконным решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения об отказе Бондаренко Н.И. в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты; признать за Бондаренко Н.И. право на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать ФСИН России и УФСИН России по Брянской области ФСИН России принять Бондаренко Н.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи три человека.
В судебном заседании истец, его представитель Чалова Т.И., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчиков Прищеп А.М., действующий на основании доверенностей, иск не признал, просил отказать в удовлетворении иска, в обоснование возражений указал, что истец проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах внутренних дел и уголовно - исполнительной системе с <дата> по <дата>. 21.10.2013 года Бондаренко Н.И подал рапорт о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту был приложен пакет документов. Согласно приказу ФСИН России от 29.08.2013 года № 496 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», территориальные подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решения осуществляют подготовку для направления в Комиссию ФСИН России пакета документов. Территориальной подкомиссией УФСИН России по Брянской области 12.11.2013 года было принято решение о направлении учетного дела Бондаренко Н.И. для получения единовременной социальной выплаты в Комиссию ФСИН России, а 18.11.2013 года документы направлены. Сроков повторного направления документов в Комиссию ФСИН России не установлено. 21.04.2016 года Комиссией ФСИН России было принято решение в отношении Бондаренко Н.И. Комиссия постановила отказать Бондаренко Н.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров. Обстоятельства длительного рассмотрения рапорта истца связаны с нахождением на рассмотрении Комиссии ФСИН России более 8 тысяч аналогичных заявлений сотрудников УИС Российской Федерации. В соответствии со статьей 4 ФЗ от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживанием с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Положения пунктов 1- 3 части 2 статьи 1 и пункта 2 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ в их совокупности не дают оснований считать, что под членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или под членом семьи собственника жилого помещения законодатель понимает исключительно члена семьи, поименованного в пунктах части 2 статьи 1 данного Федерального закона, поскольку указанных понятий он не раскрывает. При решении вопроса об отнесении лиц к членам семьи сотрудника с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения необходимо руководствоваться положениями действующего законодательства - Жилищного кодекса Российской Федерации. Во исполнение части 6 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ Правительство Российской Федерации, регламентируя порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты, в постановлении Правительства Российской Федерации № 369 от 24.04.2013 изложило нормы пунктов 5 и 11 Правил, отсылающие к положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, определяющего понятия члена семьи собственника жилого помещения и члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с частью 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации). Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Согласно части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В силу абзаца 1 пункта 5 и пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 369 от 24.04.2013 года, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник указывает сведения и представляет документы в отношении лиц, членом семьи которых он является в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи производится из суммарной площади всех жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 Постановления от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснил, что, лица, вселенные нанимателем жилого помещения в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи. На момент подачи заявления о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты Истец был зарегистрирован в принадлежащем его дочерям квартире общей площадью 64,1 кв. м, расположенной <адрес> Всего по данному адресу было зарегистрировано 4 человека, то есть на каждого приходится более 15 кв. м общей площади. Таким образом, применительно к части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации Истец является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку он совместно с супругой и детьми вселен в жилое помещение, именно в качестве членов семьи собственника. Доводы истца о том, что старшая дочь проживает отдельно, само по себе не опровергает факт их вселения собственником в жилое помещение в качестве членов семьи. При таких обстоятельствах, у Бондаренко Н.И. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных пунктов 2 части 2 данной нормы, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи превысила 15 кв. м. Следовательно, ему было правомерно отказано ответчиком в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 30декабря 2012 года № 283-ФЗ), который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 30декабря 2012 года №283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ и пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного закона.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30декабря 2012 года № 283-ФЗ.
В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30декабря 2012 года № 283-ФЗ).
Пунктом 5 Правил установлен перечень документов, необходимых для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты, среди которых в пункте «з» указаны: выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения.
Из приведенного выше следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.
Согласно приказу ФСИН России от 29.08.2013 года № 496 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», действующего на момент возникновения спорных отношений, территориальные подкомиссии в течение 3 рабочих дней со дня принятия ими решения осуществляют подготовку для направления в Комиссию ФСИН России пакета документов. Документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены Комиссией ФСИН России в течение 3 месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений. Комиссия ФСИН России принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН России предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты.
Как следует из материалов дела, с <дата> по <дата> истец проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В органах внутренних дел Российской Федерации с <дата>, последнее место службы - федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области» (ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области). Последняя замещающая должность - <данные изъяты> ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Брянской области.
Истец уволен со службы <дата> по пункту «в» части 1 статьи 58 (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), с правом ношения формы одежды.
Выслуга лет по состоянию на 05.02.2016 составляет: в календарном исчислении - 30 лет 04 мес. 06 дней, в льготном исчислении 33 года 10 месяцев 23 дня.
21.10.2013 года истцом были представлены в подкомиссию УФСИН России по Брянской области документы для принятия его и членов его семьи (три человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты.
После проверки представленных им документов, документы были рассмотрены на заседании подкомиссии УФСИН России по Брянской области - протокол №1 от 12.11.2013 года.
В установленные сроки – 18.11.2013 года, документы были направлены в комиссию ФСИН России для принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо отказе в постановке на учет.
Обновленные документы направлялись в комиссию ФСИН России 31.01.2014 года, 09.12.2015 года, 11.04.2016 года.
21.04.2016 года Комиссией ФСИН России было принято решение в отношении Бондаренко Н.И. Комиссия постановила отказать Бондаренко Н.И. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Суд соглашается с выводом ФСИН России об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с обеспеченностью истца жилой площадью более 15 кв.м. в силу следующего.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30декабря 2012 года № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункт 2 части 3 статьи 4 данного закона).
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, истец с семьей (жена и две дочери), претендуя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, представлял документы, согласно которым истец был зарегистрирован в принадлежащем его дочерям квартире общей площадью 64,1 кв. м, расположенной <адрес>. Всего по данному адресу было зарегистрировано 4 человека, то есть на каждого из зарегистрированных в квартире, приходится более 15 кв.м. В настоящее время в квартире также зарегистрировано 4 человека: истец, его жена и две дочери.
Как установлено в судебном заседании истец, в указанную квартиру, расположенную <адрес> вселялся на основании ордера в 1998 году с составом семьи: он, жена и несовершеннолетняя дочь А., <дата> рождения. <дата> у истца родилась дочь Н., <дата> рождения.
<дата> семья Бондаренко приватизировали квартиру согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан №... от <дата>.
Согласно договору дарения от <дата> собственниками квартиры расположенной <адрес>, стали дочери Бондаренко Н.И. – А. и Н. по 1/2 доли в праве.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истец вместе с членами своей семьи был вселен в квартиру, как наниматель, впоследствии истец и члены его семьи реализовали свое право на получение бесплатного жилья в собственность, затем истец и его жена реализовали свое право собственности и подарили дочерям свое имущество, в настоящее время истец проживает и пользуется данным жилым помещением без заключения какого-либо соглашения с собственниками, определяющего его права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что старшая дочь Анастасия в настоящее время не является членом семьи истца, поскольку вышла замуж и проживает с мужем и сыном, не может быть принято во внимание, поскольку истцом подавался рапорт на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, на 4 человека: он и члены его семьи: жена и две дочери, рапорта об изменении состава его семьи, он ответчику не предоставлял, решение ответчиком принято на основании представленного рапорта от 21.11.2013 года и первоначальных документов, обновленных документов представленных истцом за период с 2013 по 2016 год.
При этом, суд не принимает в качестве доказательства договор о долевом участии в строительстве жилья от <дата>, поскольку из данного договора следует, что его предметом является строительство квартиры, расположенной <адрес>, общей площадью 69.2 кв.м., что не свидетельствует о схожести объекта недвижимого имущества – с квартирой, в которой в настоящее время зарегистрирован и проживает истец, кроме того, данное доказательство не соответствует требованиям установленным статьей 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Показания свидетеля о том, что истец не ведет с дочерью совместного хозяйства и не является членом семьи дочери в настоящее время не имеет правового значения для разрешения данных требований, поскольку для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами семьи достаточно для установления факта их проживания в этом жилом помещении и не требует установления факта ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что у истца не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании статьи 4 Федерального закона от 30декабря 2012 года № 283-ФЗ, в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных пунктом 2 части 3 данной нормы, поскольку в пользовании истца, и членов его семьи, у каждого находится жилое помещение площадью более 15 кв.м.
Доводы истца, что УФСИН России по Брянской области нарушило срок направления документов в отношении истца в комиссию УФСИН России, опровергаются исследованными доказательствами, а именно сопроводительным письмом от 18.11.2013 года. Кроме того, в своем первоначальном иске истец указывал на то, что УФСИН России по Брянской области своевременно направили документы в отношении него в комиссию УФСИН России, в связи с чем, требования истца о признании незаконным действий по несвоевременному направлении документов удовлетворению не подлежат.
Каких-либо доводов и доказательств, свидетельствующих о нарушении права истца несвоевременным рассмотрением документов истца комиссией УФСИН России, в судебном заседании не установлено, в связи с чем, требования истца о признании незаконным бездействие комиссии УФСИН по не рассмотрению заявления Бондаренко Н.И. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, удовлетворению не подлежат.
Суд отказывает также в удовлетворении иска в части требований о признании за Бондаренко Н.И. права на постановку на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязывании ФСИН России и УФСИН России по Брянской области ФСИН России принять Бондаренко Н.И. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения составом семьи три человека, поскольку согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 16 октября 2014 года N 550, именно комиссии являются постоянно действующими коллегиальными органами при учреждении, органе уголовно-исполнительной системы, созданными в целях рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с рапортом о решении вопроса предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на состав семьи три человека истец не обращался, данный вопрос не был предметом рассмотрения, суд своим решением не может подменять полномочия органов, уполномоченных на рассмотрения данных вопросов.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бондаренко Н.И. к Федеральной службе исполнения наказания России, УФСИН России по Брянской области о признании незаконным действий комиссии УФСИН России по Брянской области, бездействия комиссии УФСИН России, решения комиссии ФСИН России, признании права на постановку на учет, обязывании совершить действия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд Брянской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В. Курнаева
Решение принято в окончательной форме 13.12.2016 года