РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 апреля 2021 года г. Черемхово
Черемховский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретаре Мелентьевой О.А., с участием представителя административного истца - помощника прокурора г. Черемхово Осиповой Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-151/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц к администрации Онотского муниципального образования о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, возложении обязанности устранить данные нарушения, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с иском к администрации Онотского муниципального образования Черемховского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, возложении обязанности устранить данные нарушения.
В обоснование заявленного требования истец указал, что в результате проверки соблюдения законодательства о водопользовании на территории Онотского муниципального образования было выявлено, что вопреки требованиям данного законодательства и возложенным обязанностям, ответчиком не разработаны проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в <адрес>, и не получены санитарно-эпидемиологические заключения на проектную документацию зон санитарной охраны, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов отсутствует. Просит признать указанное бездействие незаконным, обязать ответчика устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора <адрес> Осипова Т.И. исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении.
Представитель административного ответчика – глава администрации Онотского муниципального образования Кочетков В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, что не препятствует рассмотрению дела, его явка судом не была признана обязательной. В письменном заявлении указал, что признает требования прокурора обоснованными.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе в том числе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические мероприятия); обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, порядок определения границ поясов санитарной охраны установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.41110-02».
Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения – граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.41110-02).
В соответствии с п. 1.4 СанПиН 2.1.41110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны (далее по тексту – ЗСО) является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой (п. 1.5 СанПиН 2.1.41110-02).
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.41110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В соответствии с п. 1.11 СанПиН 2.1.41110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны проект ЗСО разрабатывается специально.
Судом установлено, что собственником водных сооружений в <адрес>, а именно: водонапорная башня по <адрес>А является Онотское муниципальное образование, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, не оспорено сторонами.
С учетом изложенного нормативного регулирования в указанной сфере суд считает надлежащим требование истца о признании незаконным описанного бездействия.
Основываясь на системном толковании данных норм, суд приходит к выводу о возложении законом на ответчика соответствующей обязанности.
Так, согласно пп. «а» п. 1.15 СанПиН 2.1.41110-02 санитарные мероприятия должны выполняться в пределах первого пояса зоны санитарной охраны – органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав незаконным бездействие органа местного самоуправления, принимает решение и об обязанности административного ответчика устранить препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации свободных интересов неопределенного круга лиц.
Суд оценивает заявленную к исполнению меру как адекватную и достаточную в целях устранения допущенного нарушения прав граждан.
Срок, до которого административный истец просит возложить на административного ответчика соответствующую обязанность – до ДД.ММ.ГГГГ, является разумным и достаточным с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора города Черемхово к администрации Онотского муниципального образования в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Онотского муниципального образования, выразившееся в не принятии мер по разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны в отношении источников водоснабжения, расположенных в Онотском муниципальном образовании Черемховского района Иркутской области, а именно: водонапорной башни по <адрес>А в <адрес>.
Обязать администрацию Онотского муниципального образования в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по разработке и утверждению проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения, расположенных в Онотском муниципальном образовании Черемховского района Иркутской области, а именно: водонапорной башни по <адрес>А в <адрес> и получению санитарно-эпидемиологических заключений на проектную документацию зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии указанных водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Иркутского областного суда через Черемховский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.М. Овчинникова