Дело № 2-1651/2022
55RS0002-01-2022-002123-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года город Омск
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Мякишевой И.В., при помощнике Михайловой Е.В., секретаре судебного заседания Пчелиной А.В., с участием Жеребцова В.Н., его представителей Митрофановой И.П., Новгородовой Г.А., представителя УМВД России по Омской области Шариповой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жеребцова Вадима Николаевича к УМВД России по Омской области о взыскании денежной компенсации, процентов, морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Жеребцов В.Н. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование требований указав, что он ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата увольнения по выслуге лет) проходил службу в органах внутренних дел. ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность заместителя начальника контрольно-ревизионного отдела УМВД России по Омской области. С указанного времени и по дату увольнения истец неоднократно привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в течение не менее 239,5 часов. Из них руководством УМВД России по Омской области истцу были предоставлены дни отдыха общей продолжительностью 23 часа. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в связи с выполнением истом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в иное время ему не предоставлялось.
В связи с чем, истец просит взыскать с УМВД России по Омской области денежную компенсацию за осуществление им служебной деятельности в должности заместителя начальника контрольно-разведывательного отдела УМВД России по Омской области сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 60000 рублей, проценты за нарушение работодателем установленного срока выплат, причитающихся работнику в размере 756 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, дополнительно пояснив, что на момент увольнения у него была учтена переработка 39 дней 39 часов 9 минут за 2020-2021 гг. и 20 дней 16 часов за 2015 и 2018 гг. Когда он написал рапорт на увольнение, он обратился с требованием о предоставлении ему основного и дополнительного отпуска за стаж службы, а также за предоставлением отпуска в счет дней отработанных сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Рапорт о предоставлении истцу дополнительных дней отдыха подписан не был. Полагал, что фактически непредоставленные дни отдыха должны переноситься на следующий год. Истец обращался к руководству с рапортом о предоставлении ему дней отдыха, на что ему пояснили, что они ему будут предоставляться, и когда ему дали 2 дня отдыха, он решил, что договоренность выполняется. Кроме того с подобными требованиями истец обращался и в 2016 и в 2017 годах. С рапортом о предоставлении компенсации за неиспользованные дни отпуска истец не обращался. На ДД.ММ.ГГГГ истец был уверен, что ему была выплачена компенсация за неиспользованные дни отдыха, но о том, что его права нарушены истец узнал только ДД.ММ.ГГГГ, когда ознакомился с табелями учета рабочего времени.
Представители истца по доверенности – ФИО5, ФИО6, в судебном заседании заявленные требований поддержали, дополнительно указав, что ответчиком не представлено нормативного обоснования того, что право на предоставление дополнительных дней отдыха может быть реализовано только в период текущего года, а с переходом на другой год истцу указанный дни отдыха уже не могут быть представлены. Кроме того истец неоднократно обращался к ответчику с рапортами о предоставлении ему дней отдыха, но руководство его рапорты не принимало. Полагали, что в данном случае необходимо исходить из положений трудового законодательства в части сроков исковой давности, в данном случае в связи с увольнением истца из органов внутренних дел спор не является служебным.
Представитель ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения требований возражала на основании доводов изложенных в отзыве на исковое заявление, указав, что как для предоставления компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности, так и для выплаты денежной компенсации в связи с привлечением сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюсти установленный порядок, а именно подать рапорт на имя уполномоченного руководителя, что истцом сделано не было. С рапортом о выплате денежной компенсации в связи с привлечением сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец не обращался. У истца ненормированный служебный день, в связи с чем ему ежегодно предоставлялся дополнительный отпуск, поэтому право требовать компенсации за работу после окончания установленного рабочего дня у истца нет. Законом не установлено ограничений для привлечения сотрудников ОВД к дополнительным обязанностям, в том числе по охране общественного порядка. Истец расписывался в каждом табеле учета рабочего времени и никаких возражений у него на тот момент не было, более того, как руководитель участвовал в составлении табелей. В данном случае, с учетом предмета спора, значимыми для рассмотрения настоящего дела обстоятельствами являются: наличие отработанных сверхурочных дней (которые сторонами не оспаривается), наличие письменно поданного рапорта уполномоченному лицу, соблюдение сроков подачи такого рапорта. В законе указано, что в случае привлечения сотрудника в выходной или праздничный день, ему предоставляется дополнительный день отдыха в другой день на этой же неделе, при обращении такого сотрудника с соответствующим рапортом. В случае непредставления дня отдыха в другой день недели, у сотрудника есть право присоединить этот день к очередному отпуску. Вместе с тем, право истребовать дополнительный день отдыха погашается с предоставлением сотруднику основного отпуска (на данный момент, с учетом внесения изменений в приказ, день отдыха присоединяется к дополнительному отпуску). В дальнейшем эти дни не суммируются и не предоставляются. Когда финансовый год закрывается, никаких дополнительных выплат не может быть произведено. Полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Третье лицо Министерство внутренних дел Российской Федерации в судебном заседание своего представителя не направило, о дне и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Выслушав стороны, заслушав свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему
Как следует из Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от февраля 2011г.№ З-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 3 № 342-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правоотношения, связанные с прохождением в органах внутренних дел федеральной государственной гражданской службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ. Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 (далее - Порядок прохождения службы).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Жеребцов В.Н. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по дату увольнения истец занимал должность заместителя начальника контрольно-ревизионного отдела УМВД России по Омской области.
Приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Жеребцов В.Н. с ДД.ММ.ГГГГ был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В этом же приказе имелось указание на необходимость выплатить Жеребцову В.Н. компенсацию за неиспользованный основной отпуск за 2021 год в количестве 16 календарных дней, за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за 2021 год в количестве 3,75 календарных дней(л.д.45).
Исходя из представленных в материалы дела расчетных листков, истцу за март 2021, с учетом всех причитающихся при увольнении выплаты, была начислена и выплачена сумма в размере 447350,84 рубля. При этом истцу была начислена компенсация за неиспользованный очередной отпуск составил 44588,16 руб., компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск – 10450,35 руб.(л.д.163). Как следует из показаний истца и представленных в материалы дела чеков по операциям, и не оспаривалось ответчиком, выплата указанных денежных средств производилась разными платежами в разных суммах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Жеребцов В.Н. обратился на имя начальника УМВД России по Омской области генерала-майора полиции ФИО8 с заявлением о предоставлении ему денежной компенсации причитающейся ему в связи с осуществлением им служебной деятельности сверх нормальной продолжительности рабочего времени в период с 2015 по 2021 гг. в срок до 26.02.2022(л.д.28).
При этом требования истца остались без удовлетворения.
В соответствии с ч. 6 ст. 53 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. до 01.09.2021), сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Исходя из пункта 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года № 50, согласно которому руководителю предоставлено право привлекать сотрудников в случае служебной необходимости к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
В соответствии с п. 284 Порядка прохождения службы сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Согласно п. 285 Порядка прохождения службы компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску в текущем году либо в течение следующего года. В приказе о предоставлении основного или дополнительного отпуска указывается количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации.
В соответствии с п. 290 Порядка прохождения службы предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется:
Руководителем (начальником), указанным в пункте 275 настоящего Порядка (п. 290.1).
Руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено руководителем (начальником), указанным в пункте 275 настоящего Порядка (п. 290.2).
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля (п. 291 Порядка прохождения службы).
Согласно пункта 293 Порядка прохождения службы сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. №65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (далее – Порядок обеспечения денежным довольствованием сотрудников органов внутренних дел РФ).
Пунктом 56 Порядка обеспечения денежным довольствованием сотрудников органов внутренних дел РФ установлено, что сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация (п. 57 Порядка обеспечения денежным довольствованием сотрудников органов внутренних дел РФ).
Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12 (п. 59 Порядка) обеспечения денежным довольствованием сотрудников органов внутренних дел РФ.
Согласно пунктам 61, 62, 63 Порядка обеспечения денежным довольствованием сотрудников органов внутренних дел РФ (в редакции до 10.05.2021)на основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период, сотрудникам производится компенсационная выплата. Компенсационная выплата производится за каждый час работы в соответствующих условиях в следующих размерах: в нерабочие праздничные дни – одинарной часовой ставки, в ночное время – 20% часовой ставки. Часовая ставка определяется путем деления размера должностного оклада сотрудника за месяц, в котором производится выплата, на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.
Часть 1 статьи 57 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусматривает, что сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней, сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 45 календарных дней.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудникам органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков: за стаж службы в органах внутренних дел; за выполнение служебных обязанностей во вредных условиях; за выполнение служебных обязанностей в особых условиях; за ненормированный служебный день.
В силу части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при увольнении со службы в органах внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, либо по основаниям, указанным в части 10 названной статьи (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел; по состоянию здоровья; в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником; в связи с истечением срока нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения; в связи с нарушением условий контракта уполномоченным руководителем; в связи с болезнью; в связи с невозможностью перевода или отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел; в связи с отказом сотрудника от перевода на иную должность в органах внутренних дел в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации), сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск полностью, а при увольнении по иным основаниям пропорционально периоду службы в год увольнения.
Из содержания части 11 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ следует, что сотруднику органов внутренних дел при увольнении со службы выплачивается полностью денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск либо пропорционально периоду службы в год увольнения.
В соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были изданы приказы МВД России от 19 декабря 2011 г. N 1260 "Об утверждении Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" и от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", в которых был предусмотрен порядок оказания сотрудникам органов внутренних дел материальной помощи.
Пунктом 101 Порядка обеспечения денежным довольствованием сотрудников органов внутренних дел РФ предусмотрено, что при увольнении со службы в органах внутренних дел сотрудникам по их желанию выплачивается денежная компенсация за неиспользованный в год увольнения основной отпуск, в частности, в случае увольнения по выслуге лет, дающей право на получение пенсии (подпункт 1 пункта 101.1 указанного Порядка). Полностью за все неиспользованные основные и дополнительные отпуска прошлых лет (подпункт 101.4).
Денежная компенсация выплачивается на основании приказа руководителя, в котором указывается общее количество дней неиспользованных отпусков (пункт 103 Порядка обеспечения денежным довольствием).
В силу части 12 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.
Исходя приведенного правового регулирования вопросов предоставления сотрудникам органов внутренних дел отпусков с 2011 года, основанием для предоставления отпуска и, соответственно, выплаты материальной помощи является приказ руководителя органа внутренних дел о предоставлении сотруднику отпуска.
Следовательно, для решения вопроса о наличии неиспользованных дней отпуска сотрудником органов внутренних дел, с учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм права, в том числе при его увольнении со службы, необходимо предоставление сведений о наличии рапорта о предоставлении отпуска с резолюцией руководителя за спорные годы, журнала учета отпусков, отпускных удостоверений, а также данных о выплате материальной помощи к предоставляемым отпускам, карточек учета денежного довольствия.
Указанное согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.03.2017 № 21-КГ16-11.
В силу части 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Как следует из показаний свидетеля ФИО9 она занималась табелированием с января 2019, при проверке табелей учета рабочего времени за 2018 года она обнаружила,
что у истца имеется 20 дней переработки, когда она подошла к руководству по данному вопросу, ей сообщили, что неизвестно, откуда появились эти дни и отказались подписывать табель. Указанный вопрос решался в течение трех месяцев, после чего ей сказали, убрать эти дни из табеля, создать отдельный файл где были указаны дни переработки, и в последующем истец мог на основании рапорта просить дни отдыха или компенсацию. Об этом знали свидетель, истец и руководитель. При этом истец в 2019 году трижды обращался с рапортом о предоставлении ему дней отдыха. В табелях за 2020 год можно увидеть, что остальным сотрудникам были компенсированы дополнительные дни службы, а истцу они компенсированы не были, в связи с тем, что он в этот период находился на больничном, и не успел подать рапорт.
Свидетель ФИО10 в судебном заседании пояснила, что истцом вместе с рапортом об увольнении в 2021 году, подавался также рапорт о предоставлении ему дополнительных дней отдыха, однако в устной форме ему было отказано, начальник контрольно-ревизионного отдела также отказывала истцу в предоставлении отпуска в 2019 году, несмотря на то, что истец обращался с рапортом, отказ был сделан в устной форме. Свидетель в тот момент находился рядом с кабинетом ФИО11, и слышал, как последняя пояснила истцу, что рапорт об увольнении она подпишет, а с рапортом о предоставлении истцу дополнительных дней отпуска ей сначала нужно разобраться.
В материалы дела представлен рапорт от ДД.ММ.ГГГГ на имя Врио начальника УМВД России по Омкой области от Жеребцова В.Н. с просьбой предоставить ему дополнительные дни отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, а также сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 20 дней 16 часов за 2015-2018 годы и 39 часов 30 минут за 2020-2021 годы. При этом в указанном рапорте имеется только подпись Жеребцова В.Н. и отсутствуют данные о согласовании (л.д.171).
Установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что, Жеребцов В.Н., действуя добросовестно, должен был подавать рапорт для предоставления дней отдыха, либо для оплаты сверхурочной работы по окончании каждого учетного периода, а в случае отказа должен был в течение трех месяцев обратиться в суд. Однако таких действий истцом совершено не было.
После увольнения со службы, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, Жеребцов В.Н. обратился в суд только ДД.ММ.ГГГГ, также с пропуском трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обоснование своих доводов Жеребцов В.Н. указал на то, что после отказа ему в предоставлении дополнительных дней отдыха он полагал, что ему будет выплачена компенсация за неиспользование этих дней. На момент произведения с ним расчета он полагал, что такая компенсация ему была произведена. О том, что его право было нарушено истец узнал только в феврале 2022 года, когда получил табеля, после чего написал заявление на выплату ему денежной компенсации. Таким образом трехмесячный срок следует исчислять с момента, когда он узнал о нарушении его прав – февраль 2022 года.
Между тем, с учетом пояснений свидетеля ФИО9, уже на 2020 год истец, понимая о наличии у него переработки с рапортами о предоставлении ему дополнительных выходных дней за переработку по итогам месяца не обращался. Информацией о количестве времени выполнения служебных обязанностей, как и количестве служебного времени, учтенного ответчиком при начислении денежного довольствия, Жеребцов В.Н. располагал по окончании каждого календарного месяца (в том числе, в связи с выдачей ежемесячно расчетных листков и наличием его подписи в табелях учета рабочего времени, предполагающей ознакомление истца в спорный период с ними).
Согласно выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачена компенсация за неиспользованный отпуск за 2021 год в количестве 16 календарных дней, за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел за 2021 год в количестве 3, 75 календарных дня (л.д. 45).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Жеребцову В.Н. были предоставлены, в том числе дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2021 год продолжительностью 9 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51).
Как следует из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ Жеребцову В.Н. был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный служебный день за 2021 год продолжительностью 9 календарных дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в качестве основания указан рапорт Жеребцова В.Н. (л.д.131).
Ответчиком в дополнениях к отзыву (л.д. 126-128) не оспаривается, что согласно табелям учета рабочего времени Жеребцов В.Н. привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2020 году 3 раза (в среду ДД.ММ.ГГГГ с 16:00 до 22:00, вторник ДД.ММ.ГГГГ с 16.00 до 22.00 час., среду ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 до 09.00), в 2021 году 1 раз (ДД.ММ.ГГГГ). При этом время исполнения служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ с 16.00 до 22.00, вторник ДД.ММ.ГГГГ с 16.00 до 22.00 час, среду ДД.ММ.ГГГГ с 09.00 до 22.00 час. компенсировано предоставлением дополнительного отпуска за ненормированный служебный день.
При этом оплата за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени производится за 120 часов в год относится к периодическим платежам и оплачивается по окончании отчетного периода.
Согласно справке Жеребцов В.Н. привлекался для выполнения обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни:
в 2018 году – данных о привлечении в табеле нет, в 2019 году – данных о привлечении в табеле нет,
в 2020 году – 3 раза (15 апреля, 19 мая, 30 декабря),
в 2021 году – 1 раз (9 января) (л.д. 189).
В Определении Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 1833-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Блохиной Ирины Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью 6 статьи 53 и частью 4 статьи 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сделан вывод, что ч. 6 статьи 53 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет механизм предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительных суток отдыха либо денежной компенсации в случае привлечения к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, и направлена на реализацию права на отдых, предусмотренного для лиц, проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Такое правовое регулирование носит гарантийный характер, в равной мере распространяется на всех сотрудников органов внутренних дел и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявительницы.
Предусмотренный частью 4 статьи 72 данного Федерального закона трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением служебного спора (за исключением споров, связанных с увольнением со службы в органах внутренних дел) направлен на достижение оптимального согласования интересов сторон служебных правоотношений; сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав сотрудника органов внутренних дел и является достаточным для обращения в суд. Лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в указанный срок по уважительным причинам, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
С учетом этого, доводы стороны ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями суд признает заслуживающими внимания, поскольку истцом заявлены требования о выплате денежной компенсации, начиная с 2015 года.
Согласно части 5 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 286 Порядка обеспечения денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (Порядка N 50) за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, часы работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени отдельно не оплачиваются.
При этом в соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
Указанное согласуется с позицией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, выраженной в определении от 23.12.2021 по делу №.
Учитывая, что за 2021 год истцу был предоставлен дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день по его рапорту, а за предшествующие периоды объективных доказательств того, что истец обращался с соответствующими рапортами, которые были согласованы с его непосредственным руководителем, не имеется, при этом во всяком случае такие дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Истец Жеребцов В.Н. вправе был подать рапорт о предоставлении ему дополнительных дней отпуска до увольнения в 2021 году. Данным правом истец не воспользовался.
Показания свидетелей, указавших на предпринятые истцом попытки подать соответствующий рапорт, который в любом случае не был согласован с руководством, судом отклоняются, поскольку установленный законом порядок для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни истцом не был соблюден.
При этом, наличие у истца неиспользованных дней отпуска ответчиком не оспаривалось, а потому ссылки на необоснованный их перенос и неотражение в табелях учета рабочего времени правового значения по делу не имеют.
Обращение Жеребцова В.Н. с заявлением о выплате денежной компенсации после увольнения правового значения не имеет, поскольку такое обращение и реализация изложенной в нем просьбы не предусмотрены правовыми актами, регулирующими спорные отношения при том, что в силу п. 258 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №, срок обращения с рапортом о предоставлении дополнительного времени отдыха либо замены такого отдыха денежной компенсацией ограничен текущим годом, так как дополнительные дни могут предоставляться только к ежегодному отпуску и суммированию по истечении этого срока с другими отпусками не подлежат, а количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не может превышать 120 часов в год. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата после увольнения невозможна.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Жеребцова В.Н. удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом было отказано в удовлетворении основного требования о взыскании денежной компенсации, не подлежат удовлетворению и производные требования о взыскании процентов за нарушение установленного срока выплата, компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>