Решение
именем Российской Федерации
01 сентября 2016 года город Душанбе
109 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего - судьи Крамского С.А., при секретаре судебного заседания Степаненко С.Ю., с участием Багавиева Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску военнослужащего войсковой части полевая почта № <данные изъяты> Багавиева ФИО4 о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования, в размере <данные изъяты> рублей,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ следователем № военного следственного отдела ФИО5 по уголовному делу № в отношении Багавиева вынесено постановление о частичном прекращении уголовного преследования:
- по пункту «в» части 3 статьи <данные изъяты> УК РФ - на основании пункта 1 части 1 статьи 27 УПК РФ;
- по пункту «а» части 3 статьи <данные изъяты> УК РФ - на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ и части 2 статьи 14 УК РФ.
На основании статьи 134 УПК РФ за Багавиевым признано право на реабилитацию.
ДД.ММ.ГГГГ Багавиев обратился в суд с заявлением о возмещении ему морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования, в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований заявитель пояснил, что с первого дня следствия указывал на свою невиновность. Из-за сильных переживаний и стресса, обусловленных опасением необоснованного привлечения к уголовной ответственности у него значительно ухудшилось состояние здоровья: начались систематические и сильные головные боли, повысилось артериальное давление, в связи с чем обращался за медицинской помощью. Кроме того, он переживал за престарелых родителей и супругу, которым от органов предварительного расследования стало известно об уголовном преследовании в отношении него. В негативную сторону изменилось отношение сослуживцев и командования, которые также были поставлены в известность об уголовном преследовании.
В судебном заседании Багавиев настаивал на удовлетворении требований и привёл в их обоснование доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации ФИО6., надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился и просил провести судебное заседание без своего участия. При этом он, не соглашаясь с требованиями Багавиева, просит отказать в их удовлетворении, указав, что заявленный размер компенсации морального вреда является завышенным, не соответствует принципам разумности и справедливости. Более того, истец не представил доказательств в обоснование морального вреда.
Заслушав Багавиева, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями статей 45, 46, 52, 53 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на государственную, в том числе судебную защиту прав и свобод человека и гражданина и возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя № военного следственного отдела СК России в отношении Багавиева вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных пунктами «а» и «в» части 3 статьи <данные изъяты> УК РФ. Данное постановление объявлено Багавиеву ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ следователем № военного следственного отдела ФИО7 по уголовному делу № в отношении Багавиева вынесено постановление о частичном прекращении уголовного преследования: по пункту «в» части 3 статьи 286 УК РФ - на основании пункта 1 части 1 статьи 27 УПК РФ; по пункту «а» части 3 статьи <данные изъяты> УК РФ - на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ и части 2 статьи 14 УК РФ. На основании статьи 134 УПК РФ за Багавиевым признано право на реабилитацию.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя, в том числе, право на устранение последствий морального вреда. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объёме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.
Право на реабилитацию имеет подозреваемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 5 и 6 части 1 статьи 24 и пунктами 1 и 4-6 статьи 27 УПК РФ.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Исходя из требований пункта 1 статьи 1070 ГК РФ, вред, причиненный гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, возмещается за счёт казны Российской Федерации, в полном объёме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, в порядке, установленном законом.
Согласно положениям статьи 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная <данные изъяты> и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом.
Так, в соответствии со статьёй 1100 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинён гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности либо распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
При определении размеров компенсации морального вреда во внимание принимается степень вины нарушителя, учитываются физические и нравственные страдания, связанные с индивидуальными особенностями лица, которому причинён вред.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьёй 151 ГК РФ.
Из представленных истцом медицинских документов следует, что в результате уголовного преследования у Багавиева ухудшилось состояние здоровья. Согласно пояснениям заявителя, за весь период уголовного преследования он, до болезненного состояния, переживал негативное отношение командования и сослуживцев, у него постоянно болело сердце, появились головные боли.
Таким образом, факт причинения истцу морального вреда в результате его незаконного уголовного преследования нашел своё объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Привлечение истца к уголовной ответственности, возбуждение в отношении него уголовного дела за совершение тяжкого преступления, совершения процессуальных действий в отношении истца в ходе производства по уголовному делу, безусловно нарушили личные неимущественные права Багавиева, принадлежащие ему от рождения: достоинство личности, право не быть привлеченным к уголовной ответственности за преступления, которых он не совершал, честное и доброе имя, деловую репутацию.
Нарушение данных неимущественных прав причинило истцу нравственные страдания, поскольку он не мог не переживать и не испытывать чувство унижения, стыда по поводу того, что подвергался уголовному преследованию. На момент возбуждения уголовного дела Багавиев по службе характеризовался исключительно положительно, <данные изъяты>.
Учитывая требования разумности и справедливости, суд считает необходимым компенсировать истцу моральный вред в размере <данные изъяты> рублей, который подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление Багавиева ФИО8 о взыскании компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования, в размере <данные изъяты> <данные изъяты> рублей - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу реабилитированного Багавиева ФИО9 <данные изъяты> рублей в счёт возмещения морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования.
В удовлетворении остальной части исковых требований Багавиева ФИО10 отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в Уральский окружной военный суд через 109 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий по делу - судья С.А. Крамской