Дело №
РЕШЕНИЕ
09 октября 2018 года г. Мурманск, пр. Ленина, 54
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Севкомфлот» на постановление ПУ ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с данным постановлением, законный представитель юридического лица обратился в суд с жалобой, в обоснование указав, что административный орган при назначении наказания учел в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства совершение административного правонарушения впервые между тем, посчитал невозможным применить ч.1 ст.4.1.1 и ст. 3.4 КоАП РФ и заменить наказание на предупреждение, усмотрев в совершенном правонарушении возникновение угрозы безопасности государства.
Между тем, сведения о том, что противоправное поведение ООО «<данные изъяты>» привело к наступлению последствий, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в том числе к причинению вреда безопасности государства, в ходе производства по делу об административном правонарушении не получены.
ООО «<данные изъяты>» является субъектом малого предпринимательства, ранее не привлекалось к административной ответственности, совершенное юридическим лицом административное правонарушение не относится к административным правонарушениям, перечисленным в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ за совершение которых административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.
Законный представитель– ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Защитник Глинская <данные изъяты>. в судебном заседании настаивала на доводах жалобы в полном объеме, по основаниям в ней изложенным.
Заслушав защитника, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушение порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный порядок управления в виде режима Государственной границы Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений проявляется в ряде конкретных юридических составов, связанных с нарушением режима Государственной границы Российской Федерации: нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации автомобильными, иными транспортными средствами; нарушение лицами и транспортными средствами порядка их следования от Государственной границы Российской Федерации до пунктов пропуска через границу и в обратном направлении; ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности без уведомления либо с уведомлением пограничных органов, но в нарушение установленного порядка, а также в неустановленном месте или в неустановленное время. Соответствующие правила содержатся в федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации, действующих в этой сфере, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, касающихся ведения хозяйственной и иной деятельности на Государственной границе или вблизи нее.
Правонарушения, предусмотренные данной статьей, совершаются путем активных противоправных действий.
Субъективная сторона состава рассматриваемых правонарушений выражается в прямом умысле или неосторожности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ судно «<данные изъяты>», судовладельцем которого является ООО «<данные изъяты>», под управлением капитана судна Кольцова <данные изъяты>, убыло из порта Мурманск без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Согласно заявлению на выход судна из порта №/D Порт Мурманск (RUMMK) от ДД.ММ.ГГГГ, следующим портом захода судна «<данные изъяты>» указано: <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ судно «<данные изъяты> было обнаружено уполномоченным отделения в <адрес> в территориальном море острова <данные изъяты> вблизи танкера «<данные изъяты>
Согласно записям судового журнала судна <данные изъяты>», при следовании из порта Мурманск к острову <данные изъяты> судно два раза пересекло государственную границу Российской Федерации:
- ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мск в координатах <данные изъяты> на выход из территориального моря (убыло из Российской Федерации);
- ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мск в координатах <данные изъяты> на вход в территориальное море (прибыло в Российскую Федерацию).
ДД.ММ.ГГГГ от судовладельца судна «<данные изъяты>» в адрес Пограничного управления поступила информация о планируемом пересечении государственной границы и следовании в порт Мурманск.
Уведомления о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, предусмотренного пунктом 2 Правил уведомления, в адрес Пограничного управления не поступало.
Из объяснений капитана судна «<данные изъяты>» ФИО3 данным им ДД.ММ.ГГГГ, при следовании судна из порта Мурманск в районе портопункта <данные изъяты>, Кольцов <данные изъяты>А. получил от директора ООО «<данные изъяты>» ФИО4 указание следовать к острову Колгуев. Уведомление о намерении неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации Кольцов <данные изъяты> не подавал, в виду того, что техническая оснащенность судна не позволяла это сделать непосредственно в море, кроме того, судно «<данные изъяты>» не было оборудовано техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна. При этом Кольцов <данные изъяты>. передал судовладельцу всю необходимую информацию о следовании судна <данные изъяты>» к острову <данные изъяты>, для направления в адрес Пограничного управления
Согласно записям судового журнала судна «<данные изъяты>» при следовании от острова Колгуев в порт Мурманск судна два раза пересекло государственную границу Российской Федерации:
- ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мск в координатах <данные изъяты> на выход из территориального моря острова Колгуев (убыло из Российской Федерации);
- ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> мск в координатах <данные изъяты> на вход в территориальное море (прибыло в Российскую Федерацию).
Правила пересечения государственной границы Российской Федерации и порядок следования от пункта пропуска через Государственную границу РФ и обратно определены Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 4730-1)
Закон РФ № 4730-1 в статье 1 определяет, что государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
В соответствии со статьей 30 Закона РФ № 4730-1 пограничные органы охраняют государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через государственную границу, а также осуществляют пропуск через государственную границу и в этих целях они осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
В соответствии с частью 21 статьи 9 Закона РФ № 4730-1 российские суда, убывающие из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы либо в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, могут неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля при условии выполнения требований к оснащению судов техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна и при условии уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу и передачи в пограничные органы данных о местоположении таких судов.
Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части двадцать первой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, устанавливаются Правительствам Российской Федерации (часть 23 статьи 9 Закона РФ № 4730-1).
Требования к оснащению судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, техническими средствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими техническими средствами контроля местоположения судна определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 24 статьи 9 Закона РФ № 4730-1).
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2014 № 811 утверждены Правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, неоднократно пересекающих государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее – Правила передачи данных).
Согласно пункту 1 Правил передачи данных правила устанавливают порядок передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй статьи 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", при условии осуществления которой они могут неоднократно пересекать государственную границу Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2014 № 863 утверждены Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее – Правила уведомления).
Правила устанавливают порядок уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (далее - российские суда), убывающими из российских портов или морских терминалов в целях торгового мореплавания во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации с последующим прибытием в российские порты или морские терминалы, а равно в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 1 Правил уведомления.
Согласно пункту 2 Правил уведомления, капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта или морского терминала, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направляет по факсимильной связи либо по электронной почте (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению (далее - уведомление).
Согласно пункту 3 Правил уведомления к уведомлению прилагаются:
а) план перехода российского судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район;
б) судовая роль;
в) список пассажиров (при наличии пассажиров).
В случаях, не предусмотренных частью 21 статьи 9 Закона РФ № 4730-1, российские суда пересекают Государственную границу только при условии прохождения ими пограничного, таможенного и иных видов контроля.
В силу статьи 11 Закона РФ № 4730-1 Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых в соответствии со статьей 12 настоящего Закона пунктах пропуска через Государственную границу и заключается в признании законности пересечения Государственной границы лицами, транспортными средствами, прибывшими на территорию Российской Федерации, перемещения через Государственную границу грузов, товаров, животных на территорию Российской Федерации либо в разрешении на пересечение Государственной границы лицами, транспортными средствами, убывающими из пределов Российской Федерации, перемещение через Государственную границу грузов, товаров, животных за пределы Российской Федерации.
Пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля, которые в соответствии с договорами Российской Федерации с сопредельными государствами могут осуществляться совместно.
Под торговым мореплаванием в статье 2 КТМ РФ понимается деятельность, связанная с использованием судов для: перевозок грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии (включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров), и (или) буксировки, а также хранения грузов; рыболовства; проведения морских ресурсных исследований; разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр; лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки; поисковых и спасательных операций; подъема затонувшего в море имущества; гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ; санитарного, карантинного и другого контроля; защиты и сохранения морской среды; проведения морских научных исследований; учебных, спортивных и культурных целей; иных целей.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе письмом ОРКМ Управления от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра судна от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями Кольцова <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ, копией протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Кольцова <данные изъяты>., копией постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.1 КоАП РФ в отношении Кольцова <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ, копией листов судового журнала, копией судовой роли, копией свидетельства о праве собственности на судно, копией свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации, рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, письменными объяснениями Кольцова <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, копией приказа о приеме на работу Кольцова <данные изъяты>. от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, копией свидетельства на оборудование и снабжение, копией разрешения на выход судна из морского порта Мурманск от ДД.ММ.ГГГГ, копией рейсового задания, копиями листов судового журнала, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 206 Кодекса торгового мореплавания РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна. Правильный подбор и расстановка кадров, доступ к полномочиям, контроль за деятельностью работников является проявлением осмотрительности юридического лица, направленной на обеспечение его деятельности. Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех должностных лиц (работников), которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.
Следовательно, ООО <данные изъяты>», являясь судовладельцем работодателем, обладая всеми организационно-распорядительными функциями и полномочиями по отношению к деятельности судна, было обязано обеспечить соблюдение им законодательства в области защиты государственной границы Российской Федерации.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, ООО «<данные изъяты>», зарегистрированным по адресу: г. Мурманск, <адрес>, офис <данные изъяты>, по месту своего нахождения, при наличии возможности для соблюдения правил пересечения государственной границы Российской Федерации установленных частью 21 статьи 9, статьи 11 Закона РФ №, не принято всех зависящих от него мер по их соблюдению, а именно: допущено пересечение государственной границы Российской Федерации судном «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ в 10:14 мск в координатах <данные изъяты> без уведомления пограничного органа, без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Собранные по данному делу доказательства оценены должностным лицом административного органа в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и им дана надлежащая оценка.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч.1 ст.18.1 КоАП РФ.
Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в размере менее минимального, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленное, при рассмотрении дела защитником ООО «<данные изъяты>» ходатайство о замене административного наказания на предупреждение, по основаниям, установленным статьей 4.1.1 КоАП РФ рассмотрено должностным лицом.
С учетом характера допущенного нарушения, повлекшего пересечение Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля с нарушением установленного порядка уведомления о таком пересечении, должностное лицо пришел к выводу о возникновении угрозы безопасности государства и не усмотрел оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и статьи 3.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Судья соглашается с доводами должностного лица административного органа в данной части, поскольку при совершении вмененного административного правонарушения, связанного с нарушением правил пересечения Государственной границы РФ, не исключалась возможность возникновения угрозы причинения вреда безопасности государства. Наличие этого обстоятельства не позволяет применить часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Доказательств обратного материалы дела об административном правонарушении не содержат.
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, судом не установлено.
Законный представитель Общества был надлежащим образом уведомлен о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Суд также не усматривает оснований для освобождения ООО «Севкомфлот» от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения в порядке ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, нахожу постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении юридического лица – ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 1 ст.18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении взыскания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей оставить без изменения, жалобу законного представителя ООО <данные изъяты>» директора Мешалкина <данные изъяты>. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии решения.
Судья И.С. Макарова