Решение по делу № 2а-3771/2021 от 12.08.2021

УИД: 59RS0004-01-2021-005640-02

Дело № 2а-3771/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года                                     

Ленинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.

при секретаре Бикаевой Г.А.,

с участием представителя административного истца Филимоновой Ю.А., действующей на основании доверенности,

представителя административного ответчика Евдокимовой Ю.Р., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Азизова ФИО6 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (отдел по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Азизов К.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (отдел по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю) о признании незаконным уведомления № КУВД-001/2021-24021766/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 29.06.2021 года, возложении обязанности повторно рассмотреть заявление Азизова ФИО7 от 11.06.2021 года о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером 59:32:3250002:1977, по адресу <Адрес>, <Адрес> возмещении расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером , по адресу <Адрес>, Култаевское сельское поселение, кв-л Гляденовский, <Адрес>. В 2021 году на указанном земельном участке был построен жилой дом. 11.06.2021 года в Управление Росреестра по Пермскому краю подано заявление на государственную регистрацию права собственности на жилой дом, расположенный по адресу <Адрес> 29.06.2021 года Управление Росреестра по Пермскому краю уведомили административного истца о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права по следующим основаниям: в связи с недоработкой технического плана (впоследствии недостатки устранены и подан уточненный технический план) и по причине того, что исходный земельный участок сформирован как сельскохозяйственные угодья, а данный вид категории земель не подразумевает строительство жилого дома. Также Управлением рекомендовано обратиться в Министерство по управлению имущественными отношениями Пермского края с ходатайством об изменении категорий земель в предусмотренном законом порядке. 05.07.2021 года истец обратился с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района, 09.07.2021 года получен ответ об отказе в переводе земельного участка в категорию – земли населенных пунктов. Административным истцом обжаловано уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и регистрационной регистрации прав от 29.06.2021 года в апелляционную комиссию, которая приняла решение об отклонении заявления.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 года № 53, земельный участок расположен в зоне РД «Зона застройки дачными домами, коллективными садами, садово-огородными участками» установлен градостроительный регламент согласно решения Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.04.2014 года № 53 «Об утверждении Правил землепользования и застройки территории Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района». Решением Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31.10.2019 года № 11 внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Пермского муниципального района Пермского края, утвержденные решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09.06.2014 года № 53. Полагает, что на земельном участке возможно возведение жилого дома, прямого запрета на возведение жилых домов на садовых участках действующее законодательство не содержит. Ограничения в отношении принадлежащего ему земельного участка не существуют.

Административный истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представитель административного истца в судебном заседании на доводах и требованиях, изложенных в административном иске, настаивала в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебном заседании выразила несогласие с иском по доводам, указанным в письменных возражениях (л.д. 39-40), согласно которым оспариваемое решение принято правомерно.

Заинтересованное лицо администрация Пермского муниципального района Пермского края о месте и времени рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Заинтересованное лицо администрация Култаевского сельского поселения в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Заслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что на основании выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 06.06.2019 года Азизову К.Н. с 19.06.2017 года на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, по адресу <Адрес> (л.д. 12-13).

На вышеуказанном земельном участке административным истцом построен жилой дом общей площадью 121,5 кв.м., что подтверждается техническим планом здания и декларацией об объекте недвижимости (л.д. 14-19).

Также согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 06.06.2019 года, в границах участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером , из пояснений представителя административного истца следует, что это – баня.

07.05.2019 года постановлением администрации Култаевского сельского поселения земельному участку с кадастровым номером присвоен адрес: <Адрес> (л.д. 28).

11.06.2021 года Азизов К.Н. обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на объект недвижимости: жилой дом, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для дачного строительства, по адресу <Адрес>, приложив технический план.

Уведомлением № КУВД-001/2021-24021766/1 от 29.06.2021 года принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на основании п.5, 10 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером образовался из земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <Адрес>, <Адрес>, имеющим основные характеристики: категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для иных видов сельскохозяйственного производства, площадью <данные изъяты> кв.м. Земельный участок с кадастровым номером является земельной сельскохозяйственной долей, расположен на пашне, в ведение сельского совета передан не был, полагают, что участок был передан колхозу «Россия». Учитывая изложенное, до перевода земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов» и изменения вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки, основания для осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объекта, расположенного на земельном участке, отсутствуют. Заявителю предложено обратиться в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края с ходатайством о переводе земельных участков из состава одной категории земель и другую, представить необходимый документ о переводе земельного участка из одной категории в другую для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права (л.д. 10-11).

Административным истцом уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 29.06.2021 № КУВД-001/2021-24021766/1 обжаловано в апелляционную комиссию (л.д. 29-30).

Апелляционной комиссии принято решение № 109 от 05.08.2021 об отклонении заявления (л.д. 31).

Кроме того, 05.07.2021 года Азизов К.Н. обращался с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района о переводе земельного участка с кадастровым номером из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию земель «земли населенных пунктов» (л.д. 26).

Письмом Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района № ИС-1285 от 09.07.2021 года, дан ответ о невозможности изменения категории земель (л.д. 27).

Положениями ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с п. 5, п. 22 ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27 ФЗ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

В силу п. 1 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садовым земельным участком является земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

На основании ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

Сводом правил «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» СП 53.13330.2011, утвержденным Приказом Минрегиона России от 30.12.2020 № 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе – теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей (пункт 6.4). При этом в приложении Б «Термины и определения» к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом – здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.

Согласно ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утвержденными решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района от 09.06.2014 № 53 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31.10.2019 года № 11) земельный участок с кадастровым номером находится в границах территориальной зоны РД – «Зона ведения гражданами садоводства и огородничества».

Вид разрешенного использования:

«ведение огородничества» - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

«ведение садоводства» - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Из представленной выкопировки из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства и служебной записки Отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости от 10.09.2021 года № 2.10-83/2021-3104, следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером , на момент подготовки Материалов, расположен на сельскохозяйственных угодьях – пашня.

Однако, на картографическом материале в месте расположения земельного участка административного истца с кадастровым номером , соответствующий знак, обозначающий наличие пашни, предусмотренный Инструкцией – указан ка «П недейств.».

Проанализировав представленные доказательства в совокупности с нормами права, по правилам, установленным ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 29.06.2021 года не может быть признано законным и обоснованным, поскольку разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером и назначение территориальной зоны позволяет возводить на нем объекты капитального строительства.

Тот факт, что спорный земельный участок, образован из земельного участка, который ранее образован из состава сельскохозяйственных угодий, и то обстоятельство, что выбытие земель сельскохозяйственного назначения и образование земельных участков с разрешенным использованием, допускающим возведение объектов капитального строительства, осуществлено в отсутствие земельного контроля со стороны государственных органов и органов местного самоуправления, не может повлечь нарушение права Азизова К.Н. на владение и пользование принадлежащим ему земельным участком в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Согласно ч. 1, ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Приказом Росреестра от 31.12.2020 № П/0528 утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, согласно которому в числе указанных нормативных правовых актов указана ч. 6 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

Таким образом, проверка соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, использующими земельные участки, положений ч. 6 ст. 79 ЗК РФ осуществляется при проведении мероприятий по государственному земельному надзору, а не при осуществлении органом регистрации государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, соответственно, выводы административного ответчика о возведении дома на земельном участке, относящемся к категории «Земли сельскохозяйственного назначения», не могли послужить основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Кроме того, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлена компетенция органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Проверка законности возведения на земельном участке объекта недвижимости не входит в компетенцию органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Также судом учитывается, что сведения, содержащиеся в ЕГРН о виде разрешенного использования – для дачного строительства, внесены административным ответчиком.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Азизова ФИО8 от 11.06.2021 года о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью 121,5 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу <Адрес>

В силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, следует возложить на Управление ФСГРК и К по Пермскому краю обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду, а также административному истцу об исполнении настоящего решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям (ч. 1 ст. 111 КАС РФ).

Поскольку суд пришел к выводу об удовлетворении требований Азизова К.Н., с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, факт несения расходов подтверждается чеком-ордером по операции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2).

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

уведомление № КУВД-001/2021-24021766/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 29.06.2021 года – признать незаконным.

Возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю обязанность повторно рассмотреть заявление Азизова ФИО9 от 11.06.2021 года о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером , по адресу <Адрес>, <Адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства, о чём в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить административному истцу и суду.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в пользу Азизова ФИО10 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья     подпись                         Т.А. Евдокимова

Копия верна. Судья                     

Мотивированное решение изготовлено 13.10.2021 года.

Подлинник документа находится в материалах административного дела

№ 2а-3771/2021 в Ленинском районном суде г. Перми.

2а-3771/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Азизов Комрон Нозиржонович
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (отдел по кадастровому учету и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Управления Росреестра по Пермскому краю)
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю
Другие
Администрация Пермского муниципального района
ФИЛИМОНОВА ЮЛИЯ АНДРЕЕВНА
Администрация Култаевского сельского поселения
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Евдокимова Т.А.
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация административного искового заявления
13.08.2021Передача материалов судье
16.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021Дело оформлено
23.11.2021Дело передано в архив
29.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее