ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2019 г. по делу № 33-5179/2019
Судья в 1-й инстанции З.А. Бойко
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи | И.А. Харченко |
Судей | И.И. Мотиной |
В.В. Белоусовой | |
при секретаре судебного заседания | Д.Н. Побережной |
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Петриченко Снежаны Эдуардовны, Петриченко Андрея Владимировича к Администрации города Феодосии, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», о предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка,
по апелляционной жалобе Администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 февраля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены частично, -
у с т а н о в и л а:
12 декабря 2018 года Петриченко Снежана Эдуардовна и Петриченко Андрей Владимирович обратились в суд с иском к Администрации города Феодосии, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» о предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка. Заявленные требования мотивированы тем, что истцы являются родителями пятерых несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с тем, что на иждивении истцов находятся пять несовершеннолетних детей, им присвоен статус «Родители многодетной семьи», что подтверждается удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время истцы, как многодетная семья, не имеют в собственности своего жилья и вынуждены проживать в доме, который принадлежит родителям истца Петриченко А.В., в связи с чем, ссылаясь на положения Указа Президента РФ от 05.05.1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», ст. 2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым», пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», истцы обратились в суд с указанным иском. Уточнив, 22 января 2019 года, исковые требования истцы просили обязать администрацию города Феодосии и «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений...» города Феодосии предоставить им – Петриченко Снежане Эдуардовне и Петриченко Андрею Владимировичу, бесплатно в собственность земельный участок установленного законом размера для строительства индивидуального жилого дома в черте города Феодосия.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 февраля 2019 года исковые требования Петриченко Снежаны Эдуардовны, Петриченко Андрея Владимировича удовлетворены частично.
Обязано Администрацию города Феодосии Республики Крым предоставить в собственность многодетной семье Петриченко Снежаны Эдуардовны и Петриченко Андрея Владимировича земельный участок в соответствии с положениями статей 3, 6 Закона от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений».
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказано.
С таким решением не согласилась Администрация города Феодосии Республики Крым и 08 апреля 2019 года подала апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права просила оспариваемый судебный акт отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать в полном объёме. Основные доводы жалобы заключаются в том, что при принятии оспариваемого судебного решения, судом первой инстанции не было учтено, что выделение земельного участка многодетной семье возможно лишь при наличии свободных участков, при этом срок предоставления земельных участков лицам, состоящим на учете, действующим законодательством не ограничен.
В судебное заседание стороны не явились, явку своих уполномоченных представителей не обеспечили, о времени и месте слушания дела извещены в надлежащий способ, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А., проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствии сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако, по мнению судебной коллегии, оспариваемый судебный акт указанным требованиям не соответствует.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 № 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 1 Закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015, (далее – Закон № 66-ЗРК/2015), принятого в развитие названных положений, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В силу сатьи 3 Закона № 66-ЗРК земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства, садоводства, а также для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта предоставляются льготным категориям граждан в порядке, установленном статьей 6 названного Закона.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона № 66-ЗРК/2015 к льготной категории граждан, имеющих право на приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся совершеннолетние граждане Российской Федерации, из числа лиц, воспитывающих трех и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Из материалов дела следует, что истцы Петриченко С.Э. и Петриченко А.В. являются родителями пятерых несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (листы дела 6-13), в связи с чем, им присвоен статус «Родители многодетной семьи», что подтверждается удостоверением №, выданным ДД.ММ.ГГГГ (лист дела 14).
Согласно уведомлениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым истцы Петриченко С.Э. и Петриченко А.В. и их несовершеннолетние дети ФИО3, ФИО4, ФИО3, ФИО6, ФИО7 в собственности каких-либо объектов недвижимости не имеют (листы дела 35-38). Следовательно, в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 № 66-ЗРК/2015 Петриченко С.Э. относится к льготной категории граждан Российской Федерации, имеющей право на приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Администрации города Феодосии Республики Крым от 16.04.2018 года № 1067, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года Закона № 66-ЗРК/2015, Петриченко С.Э. поставлена в очередь на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства с даты подачи заявления – 16.01.2018 года (лист дела 20).
Удовлетворяя частично исковые требования и обязывая Администрацию города Феодосии Республики Крым предоставить в собственность многодетной семье Петриченко Снежаны Эдуардовны и Петриченко Андрея Владимировича земельный участок в соответствии с положениями статей 3, 6 Закона от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», суд первой инстанции исходил лишь из фактического наличия у муниципального образования территории, достаточной для удовлетворения нуждаемости семьи Петриченко, указав в судебном решении на то, что Генеральным планом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденным решением 108 сессии Феодосийского городского совета от 31.10.2018 г. № 1078, предусмотрено несколько территорий в пределах населенных пунктов общей площадью 471 500 кв.м., предназначенных для индивидуальной жилой застройки (в том числе, для предоставления льготным категориям граждан).
С таким выводом коллегия судей согласиться не может, исходя из того, что судом первой инстанции оставлено без внимания, что для реализации права на получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства должен быть соблюден порядок формирования этого участка и постановки его на государственный кадастровый учет, что предполагает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий.
Так, согласно пункту 2 статьи 10 и пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено бесплатное предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Отсутствие возможности формирования земельного участка в том числе для индивидуального жилищного строительства в границах того или иного муниципального образования может быть обусловлено особенностями развития поселения, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан, что так же согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 февраля 2008 года № 121-0-0.
Таким образом, порядок предоставления земельных участков и постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления участков определен законами субъекта Российской Федерации. Вместе с тем федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок совершения указанных действий.
Указанная правовая позиция изложена, в частности, в пункте 36 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017)» утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15 ноября 2017 года.
Также, согласно ответу начальника МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым» от 25.02.2019 года, с учётом имеющихся на текущий момент потребностей в земельных участках для льготных категорий граждан, предусмотренные Генеральным планом муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым территории достаточны для обеспечения таких потребностей. Предоставление земельных участков льготным категориям граждан в пределах границ населенных пунктов будет производиться в соответствии с проектами планировки и проектами межевания территории, которые подлежат разработке в соответствии с действующими положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 44-ФЗ, и утверждению после проведения публичных слушаний и общественного обсуждения. Реализация вышеуказанного мероприятия и формирование земельных участков на территории городского округа Феодосия будет запланирована на 2019-2020 годы (лист дела 69).
Кроме того, пунктом 2 сатьи 6 Закона № 66-ЗРК установлено, что земельные участки в соответствии с указанной статьей предоставляются в порядке очередности.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, доказательств того, что Петриченко С.Э. относится к числу первых лиц в очереди на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в материалы дела не представлено.
Таким образом, учитывая, что Администрацией города Феодосии принимаются меры для реализации прав истцов на получение бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, а также, что федеральным законодательством либо законодательством субъекта Российской Федерации не ограничен срок совершения указанных действий, при этом обеспечение земельными участками обеспечивается в порядке очередности, коллегия судей не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Принимая во внимание изложенное выше, по тем же основаниям, коллегия судей не находит правовых оснований и для удовлетворения требований истцов, заявленных к МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества и Администрации города Феодосии Республики Крым».
Одновременно, коллегия судей полагает необходимым отметит, что подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации также установлена возможность предоставления льготным категориям граждан с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Проанализировав вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства, в связи с чем, сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела, что является основанием для отмены обжалуемого решения на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и принятия нового решения – об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу Администрации города Феодосии Республики Крым удовлетворить.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 26 февраля 2019 года отменить и принять новое решение.
В удовлетворении иска Петриченко Снежаны Эдуардовны и Петриченко Андрея Владимировича к Администрации города Феодосии, МКУ «Департамент архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества Администрации города Феодосии Республики Крым», о предоставлении в собственность многодетной семье земельного участка - отказать в полном объёме.
Председательствующий судья | И.А. Харченко |
Судьи | И.И. МотинаВ.В. Белоусова |