УИД 51RS0001-01-2022-002240-04
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-11162/2023 |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 31 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.,
судей Лепской К.И.., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 7 декабря 2022 года по гражданскому делу № по иску ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», Управлению кадров Северного Флота, Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации о признании ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий,
заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат <адрес>» (далее - ФКУ «Военный комиссариат <адрес>»), Управлению кадров Северного Флота, Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации о признании его ветераном боевых действий, возложении обязанности выдать удостоверение ветерана боевых действий.
В обоснование иска указал, что в период с 1 февраля 1985 г. по 13 марта 1987 г. истец проходил военную службу по призыву на территории Республики Афганистан.
Считает, что данные обстоятельства являются основанием для присвоения ему статуса ветерана боевых действий.
В ноябре 2020 года ФИО1 обратился в военный комиссариат <адрес> с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, которое в соответствии с заключением комиссии Северного флота по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, для принятия решения о выдаче удостоверения ветерана боевых действий документы ФИО1 направлены в центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий
Решением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью пятой статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»), к ветеранам боевых действий относятся, в том числе военнослужащие и лица, уволенные в запас (отставку), направленные в другие государства органами государственной власти СССР и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах.
К числу государств и периодов ведения боевых действий отнесены, в том числе боевые действия в Афганистане с апреля 1978 года по 15 февраля 1989 г. (раздел III Перечня).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (далее - Постановление Правительства № 763), утверждена инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
В пункте 3 данного Постановления указано, что выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 7 Федерального закона «О ветеранах».
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 2 указанного Порядка, выдача удостоверений осуществляется комиссиями Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
В силу пункта 6 Порядка для получения удостоверения лица, уволенные в запас на территории Мурманской области, обращаются в комиссию Северного флота через военный комиссариат субъекта Российской Федерации по месту постановки на учет (по месту жительства).
Согласно пункту 8 Порядка вместе с заявлением (рапортом) предоставляются копия паспорта, копия документа, удостоверяющего личность (для военнослужащих), и, при наличии, подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а для лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой настоящего пункта, - документы, подтверждающие участие в боевых действиях, или документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Пунктом 10 Порядка установлено, что организация подготовки документов на лиц, уволенных в запас, прилагаемых к заявлению возлагается на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет.
Перед направлением обращения заявителя в комиссию, указанные должностные лица обязаны проверить заявление с приложенными документами на предмет соответствия требованиям, указанным в статьях 3 и 12 Федерального закона «О ветеранах» и раздела III приложения к нему, а также пунктах 1, 6-9 Порядка.
В случае отсутствия у заявителя документов, предусмотренных пунктом 8-9 Порядка, указанными должностными лицами организуется работа по розыску указанных документов.
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия у заявителя оснований для выдачи ему удостоверения военный комиссариат субъекта Российской Федерации сообщает об этом заявителю (с указанием причин отсутствия оснований для выдачи ему удостоверения).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 1 февраля 1985 г. по 13 марта 1987 г. ФИО1 проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, в составе войсковой части - полевая почта 05859, что подтверждается дубликатом военного билета №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, учётной карточкой военнослужащего.
Из копии приговора следует, что ФИО1, рядовой войсковой части полевая почта 05859, во время прохождения военной службы был признан виновным в совершении тайного хищения личного имущества граждан (краже), совершенном группой лиц по предварительному сговору (преступления, предусмотренного частью 2 статьи 144 УК РСФСР), в связи с чем приговорен к лишению свободы сроком на 2 года с отсрочкой исполнения приговора сроком на 1 год.
Также судом установлено, что ФИО1 обратился в ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
Заявление и предлагавшиеся документы были отправлены в комиссию Северного флота.
Согласно выписке из протокола № заседания комиссии Северного флота от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия приняла решение направить документы ФИО1 в центральную комиссию Министерства обороны Российской Федерации по рассмотрению обращений о выдаче удостоверений ветерана боевых действий.
Из поступившего в Военный комиссариат <адрес> письма за подписью начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что документы ФИО1 возвращены, так как не содержат сведений об его участии в боевых действиях на территории Афганистана, а также отсутствуют ответы на запросы в архивные учреждения.
Согласно ответу Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, документы войсковой части полевая почта 05859 (...отдельная ремонтная рота инженерной техники) на хранение не поступали и сведениями о месте нахождения архив не располагает. Указано, что в приказах командира войсковой части полевая почта 88870 (...инженерно-саперный полк) за февраль 1985 года - март 1987 года частично отражен личный состав войсковой части полевая почта 05859. В указанных приказах ФИО1 не упоминается.
Войсковая часть полевая почта 05859 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимала участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Войсковая часть полевая почта 88870 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимала участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан.
Вместе с тем, в военном билете ФИО1 в разделе 18 «Участие в боях, боевых походах (где участвовал, в какое время, в составе какой воинской части и в какой воинской должности)» записи отсутствуют.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, применив приведенные выше нормы материального права, пришел к выводу о том, что достаточных доказательств участия истца в боевых действиях по делу не установлено. Для получения удостоверения ветерана боевых действий необходимо установление факта непосредственного участия заявителя в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.
Суд апелляционной инстанции полагал выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими нормам материального права и установленным обстоятельствам, основанным на представленных в материалы дела доказательствах, для получения удостоверения ветерана боевых действий необходимо установление факта непосредственного участия заявителя в боевых действиях на территории соответствующей страны и в соответствующий период.
Также апелляционной инстанцией отмечено, что судом верно истолковано понятие несения боевой службы как высшей формы боевой готовности сил в мирное время и выполнение специальной задачи в мирное время. В этой связи суд первой инстанции обоснованно указал, что несение боевой службы не тождественно участию в боевых действиях.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, повторяют в полном объеме правовую позицию ответчика при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Так, ссылка истца на приговор Военного трибунала Войсковой части полевая почта 07959 от 10 марта 1987 г., которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью второй статьи 144 УК РСФСР, несостоятельна, приговор не подтверждает участие истца в боевых действиях.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 2 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 7 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи