Дело № 2-1164/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Смирновой С.А.,
при секретаре судебного заседания Беловой М.В.,
с участием истца Сурикова А.П. и его представителя Александровой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика Васильевой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сурикова Александра Петровича к Васильевой Любови Григорьевне, администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании акта органа местного самоуправления недействительным,
установил:
Суриков А.П. обратилась в суд с иском к Васильевой Л.Г., администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании акта органа местного самоуправления недействительным.
Исковые требования мотивированы тем, что ответчик Васильева Л.Г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, который был предоставлен ей на основании решения главы Сарабаксинской сельской администрации от 26 декабря 1994 года № 40, о чем ей был выдан Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №. ДД.ММ.ГГГГ Васильева Л.Г. зарегистрировала за собой право собственность на указанный земельный участок, о чем сделана запись регистрации №, и ею ДД.ММ.ГГГГ было получено свидетельство о государственной регистрации права №.
Истец полагает, что при передаче указанного земельного участка в собственность Васильевой Л.Г. переданным её в собственность оказалась часть земельного участка площадью 410 кв.м., который ранее был передан на основании решения главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность ФИО1 в составе земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 4000 кв.м. После смерти ФИО1 указанный земельный участок по завещанию перешёл в собственность сестре ФИО2, которая в свою очередь подарила этот земельный участок истцу Сурикову А.П.
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ст. 23 Земельного кодекса РСФСР 1991 г. сельские, поселковые Советы народных депутатов предоставляют в пожизненное наследуемое владение, бессрочное постоянное) и временное пользование, передают в собственность и аренду земельные участки в пределах черты сельских населенных пунктов, поселков, а также из фонда других земель, переданных в их введение, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи и статьями 58 и 59 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 года государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственный акт является самостоятельным документом, имеющим юридическую силу и удостоверяющим право собственности на земельный участок, а также документом - основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный, в том числе, для индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, жизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" были установлены единые для РСФСР две формы (N 1 и N 2) государственного акта. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по форме N 1 давался гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей.
В Инструкции о порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденной Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Совете Министров РФ 9 марта 1992 года, также было отражено, что в соответствии с Земельным кодексом РСФСР право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.
В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Истец считает, что решение главы Сарабакасинской сельской администрации Чебоксарского района от 26 декабря 1994 года № 40 и выданный Васильевой Л.Г. на основании его Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №, ущемляет его права как собственника земельного участка.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец (с учетом уточнений) просит признать недействительными постановление главы Сарабакасинской сельской администрации Чебоксарского района от 26 декабря 1994 года № 40 в части принятия отказа ФИО1 от земельного участка в размере 0,04 га для ведения личного хозяйства, постановление главы Сарабакасинской сельской администрации Чебоксарского района от ДД.ММ.ГГГГ год № 40 о предоставлении Васильевой Любови Григорьевне в собственность 0,10 гектаров земли, признать недействительным Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №, признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №.
Истец Суриков А.П. и его представитель Александрова В.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, вновь привели их суду.
Ответчик Васильева Л.Г. в судебном заседании исковые требования Сурикова А.П. не признала, указав, что ФИО1 в 1994 году отказался в пользу нее от части земельного участка.
Ответчик администрация Сарабкасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики, извещённый о времени и месте судебного разбирательства, не направил своего представителя для участия в деле, представив суду заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики, Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» Чувашской Республики, извещённые о времени и месте судебного разбирательства, не направили своих представителей для участия в деле.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное гражданское право (законный интерес) подлежит защите способом, указанным в законе. Из содержания статьи следует, что перечень не является исчерпывающим, однако использование других способов защиты права допускается гражданским законодательством только при наличии прямого указания закона. Иными словами, законодатель четко определяет, что защита права может осуществляться заинтересованным лицом только способом, непосредственно поименованным в законе. Следовательно, при обращении в суд заинтересованное лицо должно формулировать свои требования исходя из положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец Суриков А.П., уточнив исковые требования, просил отменить постановление органа местного самоуправления о предоставлении ответчику Васильевой Л.Г. земельного участка в собственность 0,10 гектаров земли, признать недействительным государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №, признать недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Между тем из системного толкования положений статей 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае его противоречия закону, если при этом не нарушаются законные права граждан и организаций. При отсутствии совокупности указанных условий законодателем предусмотрен способ защиты права - признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Предоставление земельного участка органом местного самоуправления происходит путем принятия им решения в форме постановления и заключения договора являющегося соглашением двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
В случае не соответствия постановления и договора положениям закона, повлекшее нарушение прав и законного интереса заинтересованного лица оно вправе обратиться в суд с требованием о признании оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности либо требовать применения последствий недействительности ничтожной сделки.
По сведениям Росреестра, имеющимся в деле, следует, что истцу Сурикову А.П. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № №, площадью 4000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, право собственности зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого с ФИО2
Земельный участок с кадастровым номером № № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как «ранее учтенный». Сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) земельного участка в государственном реестре отсутствуют.
Ответчику Васильевой Л.Г. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № №, площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, право собственности зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ, на основании Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй № №, зарегистрированного Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землёй №.
Земельный участок с кадастровым номером № № поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ как «ранее учтенный». Сведения о местоположении границ (координатах характерных точек границ) земельного участка в государственном реестре отсутствуют.
Из сведений Росреестра следует, что в материалах реестрового дела на земельный участок с кадастровым номером № № имеются: выписка из постановления Главы администрации Сарабакасинсой сельской администрации № 4 от 16 апреля 1993 года «О закреплении земельных участков» и копия Государственного акта №, согласно которым ФИО1 для ведения личного подсобного хозяйства предоставлялся земельный участок площадью 0,4 га.
Судом установлено, что указанный земельный участок с кадастровым номером № №, после смерти ФИО1, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ перешёл на праве собственности к ФИО2, которая на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ передала его в дар Сурикову А.П.
Оспаривая правоустанавливающие документы Васильевой Л.Г. на предоставленный ей земельный участок, истец указывает на несоблюдение процедуры изъятия из земель ФИО1 и предоставления Васильевой Л.Г. в счет земли ФИО1 в собственность земельного участка, площадью 0,04 га для ведения личного подсобного хозяйства.
Из материалов дела усматривается, что в 1994 году ФИО1 отказался от земельного участка в размере 0,04 га для ведения личного подсобного хозяйства в пользу Васильевой Л.Г. с обоюдного согласия. Результат такого отказа ФИО1 от части земельного участка в пользу Васильевой Л.Г. был оформлен постановлением главы Сарабакасинской сельской администрации Чебоксарского района Чувашской Республики от 26 декабря 1994 года № 40 и последующей выдачей на его основании Государственного акта Васильевой Л.Г.
В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.
В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» также разъясняется, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Суриков А.П., оспаривая постановление сельской администрации, обладающее признаками ненормативного правового акта органа местного самоуправления, должен доказать не только несоответствие принятого акта закону, но и факт нарушения указанным актом своих гражданских прав и охраняемых законом интересов.
Между тем, из вышеназванных обстоятельств возникновения права собственности истца и ответчика на земельный участок следует, что на момент издания спорного постановления и выдачи государственного акта, ни истец, ни его правопредшественник не обладали какими-либо вещными правами на конкретный земельный участок. Во всяком случае, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, оспаривая вышеуказанный акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка и выданный на основании него государственный акт и внесена запись в ЕГРН, истец Суриков А.П. вместе с тем правопритязаний на земельный участок не заявляет.
В связи с этим судом приходит к выводу о том, что оспариваемые постановление и государственный акт не могут нарушать права и охраняемых законом интересов истца.
При таких обстоятельствах, иск о признании ненормативного правового акта незаконным, и, как следствие, о признании выданного на его основании государственного акта на землю недействительным и признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не может быть удовлетворен.
Суд считает, что из существа заявленного иска следует, что между сторонами имеется спор не о праве на земельный участок, имеющий определенное местоположение, а о местоположении границ земельных участков, принадлежащих сторонам спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Сурикову Александру Петровичу в удовлетворении исковых требований к Васильевой Любови Григорьевне, администрации Сарабакасинского сельского поселения Чебоксарского района Чувашской Республики о признании недействительными постановление главы Сарабакасинской сельской администрации Чебоксарского района от 26 декабря 1994 года № 40 в части принятия отказа ФИО1 от земельного участка в размере 0,04 га для ведения личного хозяйства, постановление главы Сарабакасинской сельской администрации Чебоксарского района от 26 декабря 1994 года № 40 о предоставлении Васильевой Любови Григорьевне в собственность 0,10 гектаров земли, о признании недействительным государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №, признании недействительной запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Председательствующий: судья С.А. Смирнова
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2018 года