«10» сентября 2024 года
Саргатский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Козицкого А.Н.,
при секретаре Нидергвель М.Ю., помощнике судьи Поляковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Саргатское гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации Саргатского муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечении подачи воды гарантированного качества,
У С Т А Н О В И Л:
Истец изначально обратился в Саргатский районный суд Омской области с вышеуказанным иском к МУП «Баженовское ЖКХ».
В соответствии с определением от 07 августа 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Саргатского муниципального района Омской области как учредитель муниципального унитарного предприятия «Баженовское ЖКХ» и собственник скважин и водопроводных сетей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при проведении плановой выездной проверки 16.04.2024 года в 10 час. 30 мин. (акт проверки от 27.04.2024 г.) в отношении МУП «Баженовское ЖКХ», адрес регистрации: 646406, Саргатский район с. Баженово ул. Саргатская дом 26 корпус а, ресурсоснабжающей организации, эксплуатирующей водопроводные сооружения в с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры Саргатского района Омской области установлено следующее:
-На момент проверки у МУП «Баженовское ЖКХ» отсутствуют проекты зон санитарной охраны водозаборов из подземных источников водоснабжения в с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры отсутствует соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты, что является нарушением требований п. 105 СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
-У предприятия МУП «Баженовское ЖКХ» отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, по водным объектам-подземным водоисточникам в с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
25.04.2024 г. в 10-00 час от филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (аттестат аккредитации ОИ № RА. RU.710032, дата внесения в реестр аккредитованных лиц 25.09.2015 г.) получены протоколы испытаний, экспертное заключение по №2262/Сг/Л от 22.04.2024г., согласно которым отобранные в ходе проверки 16.04.2024 г. пробы воды не отвечают обязательным требованиям.
Согласно протоколу испытаний № 1038 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из скважины №59-379 с.Баженово, Южная окраина села не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п. 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона№ 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1039 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из распределительной сети с.Баженово, ул.Кооперативная, 6 В, не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона№52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1041 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из скважины №28-391, северо-восточная окраина д.Михайловка не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; «Мутность 3,72 мг/дм3 при норме не более 1,5 с учётом погрешности 1,5 что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел 3 табл. 3.1 табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1042 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из распределительной сети д.Михайловка, ул.Зелёная, 11, не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11., 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
В нарушение п.91 СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», при несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения из подземных водоисточников, не применяется водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами по водозаборам д.Михайловка, с. Баженово.
На основании ст.46 Гражданско-процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главный государственный санитарный врач наделен полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие Саргатского муниципального района Омской области «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство прекратить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований №472 от 27.04.2024г. в срок до 01.05.2025г., а именно,
-Обеспечить подачу воды гарантированного качества, отвечающую требованиям санитарных правил жителям населенных пунктов: с.Баженово, д.Михайловка, обеспечив, в т.ч. проведение соответствующей водоподготовки на водозаборах;
-Разработать проекты зон санитарной охраны по всем водозаборам эксплуатируемых водопроводов, получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения (подземные водозаборы : с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры);
-Использование водных объектов в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения (подземных водоисточников: с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры) осуществлять при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В судебном заседании представитель истца - Мубаракшина И.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Настаивала на установления судом срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 01 мая 2025 года, поскольку качество предоставляемой населению воды представляет угрозу здоровья потребителей.
Представитель ответчика МУП «Баженовское ЖКХ» - директор предприятия Ильина Н.Л. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте извещена надлежащим образом. Исковые требования признала в полном объеме, представила соответствующее заявление. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Саргатского муниципального района Омской области, действующая на основании доверенности, Мартышова О.Н. в судебном заседании выявленные компетентным органом нарушения не оспаривала. При этом, признав исковые требования об устранении выявленных нарушений, не согласна в части установления срока исполнения судебного решения - до 01.05.2025 года. Ссылаясь на отсутствии в бюджете Саргатского муниципального района необходимых денежных средств, высокую стоимость станций локальной очистки и доочистки воды, полагает возможным устранение выявленных нарушений в рамках региональных программ по обеспечению населения чистой водой, рассчитанных до 2030 года. С учетом сроков необходимых на включение в данную программу, процедуры отбора участников, выделения денежных средств просит установить срок для устранения выявленных нарушений до 01.10.2026 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст. 1 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Абзацы 1 и 2 ст.10, абзацы 1 и 2 ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют обязанность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу п.3 ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, путем выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п.105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»определяет организацию ЗСО, разработкуее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В пункте 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»указано, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В пункте 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» указывается, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке
На основании ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно раздела 3 табл. 3.3.п 2СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздела 4 п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14).
Таким образом обязанность по организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. предусмотренная пунктом 4 части 1 статьи 14 упомянутого Федерального закона N 131-ФЗ, отнесены к полномочиям муниципального района - Саргатского муниципального района Омской области, на территории которого находятся Баженовское (с. Баженово. и д. Михайловка) и Новотроицкое сельские поселение (д. Индеры) сельские поселения.
Аналогичные положения, возлагающие на администрацию Саргатского муниципального район Омской области обязанность по организации водоснабжения сельского поселения, соответствующего установленным требованиям, предусмотрены пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
При этом, сети водоснабжения и водопроводные скважины в с. Баженово. Д. Михайловка, д. Индеры Саргатского района Омской области переданы администрацией Саргатского муниципального района на праве хозяйственного ведения МУП «Баженовское ЖКХ», что подтверждается актами передачи имущества.
Как установлено в судебном заседании и следует из акта проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе от 27.04.2024 в ходе выездной плановой проверки в деятельности МУП «Баженовское ЖКХ» были установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые выразились в следующем.
У предприятия МУП «Баженовское ЖКХ» отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, по водным объектам-подземным водоисточникам в с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
25.04.2024 г. в 10-00 от филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (аттестат аккредитации ОИ № RА. RU.710032, дата внесения в реестр аккредитованных лиц 25.09.2015 г.) получены протоколы испытаний, экспертное заключение по №2262/Сг/Л от 22.04.2024г. согласно которым отобранные в ходе проверки 16.04.2024 г. пробы воды не отвечают обязательным требованиям.
Согласно протоколу испытаний №1038 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из скважины №59-379 с.Баженово, Южная окраина села не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п. 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1039 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из распределительной сети с.Баженово, ул.Кооперативная, 6 В не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона№52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1041 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из скважины №28-391, северо-восточная окраина д.Михайловка не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; «Мутность 3,72 мг/дм3 при норме не более 1,5 с учётом погрешности 1,5 что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел 3 табл. 3.1 табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протокола испытаний № 1042 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из распределительной сети д.Михайловка, ул.Зелёная, 11 не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11., 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
В нарушение п.91 СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», при несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения из подземных водоисточников, не применяется водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами по водозаборам д.Михайловка, с. Баженово.
Данные обстоятельства не оспорены ответчиками и в ходе судебного заседания.
Доводы представителя ответчика Мартышовой О.Н. об отсутствии в бюджете муниципального района необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не могут быть приняты судом во внимание, т.к. формирование и исполнение бюджета муниципального района является компетенцией его органов, в том числе администрации муниципального района, которые должны предусматривать в местном бюджете необходимые денежные средства для реализации своих полномочий, в том числе в области обеспечении подачи воды населению гарантированного качества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Вместе с тем, в соответствии со ст.206 ч.2 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок для исполнения решения суда, учитывая объем работ, направленных на устранение нарушений законодательства - до 01.05.2025 года. Установление более длительного срока исполнения суд полагает нецелесообразным, поскольку подача воды ненадлежащего качества представляет угрозу здоровью населения.
В силу ст.103 ГПК РФ суд при удовлетворении исковых требований взыскивает госпошлину, от уплаты которой истец освобожден, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в бюджет Саргатского муниципального района Омской области.
Поскольку по данному делу одним из ответчиков является орган местного самоуправления, то в силу п.19 ст. 333.36 НК РФ Администрация Саргатского муниципального района освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 5532008384), Администрации Саргатского муниципального района Омской области (ИНН 5532003160) об обязании устранить нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечении подачи воды гарантированного качества удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство», Администрацию Саргатского муниципального района Омской области прекратить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 472 от 27.04.2024г. и в срок до 01.05.2025 года, а именно,
-Обеспечить подачу воды гарантированного качества, отвечающую требованиям санитарных правил, жителям населенных пунктов: с.Баженово, д.Михайловка, обеспечив, в т.ч. проведение соответствующей водоподготовки на водозаборах;
-Разработать проекты зон санитарной охраны по всем водозаборам эксплуатируемых водопроводов, получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения (подземные водозаборы: с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры);
-Использование водных объектов в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения (подземных водоисточников: с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры) осуществлять при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет Саргатского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда через Саргатский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - 10 сентября 2024 года.
Председательствующий А.Н. Козицкий
«10» сентября 2024 года
Саргатский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Козицкого А.Н.,
при секретаре Нидергвель М.Ю., помощнике судьи Поляковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Саргатское гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство», Администрации Саргатского муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечении подачи воды гарантированного качества,
У С Т А Н О В И Л:
Истец изначально обратился в Саргатский районный суд Омской области с вышеуказанным иском к МУП «Баженовское ЖКХ».
В соответствии с определением от 07 августа 2024 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Саргатского муниципального района Омской области как учредитель муниципального унитарного предприятия «Баженовское ЖКХ» и собственник скважин и водопроводных сетей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что при проведении плановой выездной проверки 16.04.2024 года в 10 час. 30 мин. (акт проверки от 27.04.2024 г.) в отношении МУП «Баженовское ЖКХ», адрес регистрации: 646406, Саргатский район с. Баженово ул. Саргатская дом 26 корпус а, ресурсоснабжающей организации, эксплуатирующей водопроводные сооружения в с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры Саргатского района Омской области установлено следующее:
-На момент проверки у МУП «Баженовское ЖКХ» отсутствуют проекты зон санитарной охраны водозаборов из подземных источников водоснабжения в с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры отсутствует соответствующее санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты, что является нарушением требований п. 105 СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п.1.4, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
-У предприятия МУП «Баженовское ЖКХ» отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, по водным объектам-подземным водоисточникам в с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
25.04.2024 г. в 10-00 час от филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (аттестат аккредитации ОИ № RА. RU.710032, дата внесения в реестр аккредитованных лиц 25.09.2015 г.) получены протоколы испытаний, экспертное заключение по №2262/Сг/Л от 22.04.2024г., согласно которым отобранные в ходе проверки 16.04.2024 г. пробы воды не отвечают обязательным требованиям.
Согласно протоколу испытаний № 1038 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из скважины №59-379 с.Баженово, Южная окраина села не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п. 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона№ 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1039 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из распределительной сети с.Баженово, ул.Кооперативная, 6 В, не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона№52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1041 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из скважины №28-391, северо-восточная окраина д.Михайловка не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; «Мутность 3,72 мг/дм3 при норме не более 1,5 с учётом погрешности 1,5 что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел 3 табл. 3.1 табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1042 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из распределительной сети д.Михайловка, ул.Зелёная, 11, не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11., 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
В нарушение п.91 СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», при несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения из подземных водоисточников, не применяется водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами по водозаборам д.Михайловка, с. Баженово.
На основании ст.46 Гражданско-процессуального кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главный государственный санитарный врач наделен полномочиями предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Просит суд обязать муниципальное унитарное предприятие Саргатского муниципального района Омской области «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство прекратить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований №472 от 27.04.2024г. в срок до 01.05.2025г., а именно,
-Обеспечить подачу воды гарантированного качества, отвечающую требованиям санитарных правил жителям населенных пунктов: с.Баженово, д.Михайловка, обеспечив, в т.ч. проведение соответствующей водоподготовки на водозаборах;
-Разработать проекты зон санитарной охраны по всем водозаборам эксплуатируемых водопроводов, получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения (подземные водозаборы : с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры);
-Использование водных объектов в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения (подземных водоисточников: с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры) осуществлять при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В судебном заседании представитель истца - Мубаракшина И.В., действующая на основании доверенности, требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Настаивала на установления судом срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено - до 01 мая 2025 года, поскольку качество предоставляемой населению воды представляет угрозу здоровья потребителей.
Представитель ответчика МУП «Баженовское ЖКХ» - директор предприятия Ильина Н.Л. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте извещена надлежащим образом. Исковые требования признала в полном объеме, представила соответствующее заявление. Просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Саргатского муниципального района Омской области, действующая на основании доверенности, Мартышова О.Н. в судебном заседании выявленные компетентным органом нарушения не оспаривала. При этом, признав исковые требования об устранении выявленных нарушений, не согласна в части установления срока исполнения судебного решения - до 01.05.2025 года. Ссылаясь на отсутствии в бюджете Саргатского муниципального района необходимых денежных средств, высокую стоимость станций локальной очистки и доочистки воды, полагает возможным устранение выявленных нарушений в рамках региональных программ по обеспечению населения чистой водой, рассчитанных до 2030 года. С учетом сроков необходимых на включение в данную программу, процедуры отбора участников, выделения денежных средств просит установить срок для устранения выявленных нарушений до 01.10.2026 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст. 1 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Абзацы 1 и 2 ст.10, абзацы 1 и 2 ст.11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют обязанность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу п.3 ст.39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, путем выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п.105 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»определяет организацию ЗСО, разработкуее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В пункте 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»указано, что проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В пункте 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» указывается, что проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке
На основании ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании ч.3 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
В ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указывает, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно раздела 3 табл. 3.3.п 2СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», раздела 4 п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В соответствии с положениями части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (часть 4 статьи 14).
Таким образом обязанность по организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. предусмотренная пунктом 4 части 1 статьи 14 упомянутого Федерального закона N 131-ФЗ, отнесены к полномочиям муниципального района - Саргатского муниципального района Омской области, на территории которого находятся Баженовское (с. Баженово. и д. Михайловка) и Новотроицкое сельские поселение (д. Индеры) сельские поселения.
Аналогичные положения, возлагающие на администрацию Саргатского муниципального район Омской области обязанность по организации водоснабжения сельского поселения, соответствующего установленным требованиям, предусмотрены пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
При этом, сети водоснабжения и водопроводные скважины в с. Баженово. Д. Михайловка, д. Индеры Саргатского района Омской области переданы администрацией Саргатского муниципального района на праве хозяйственного ведения МУП «Баженовское ЖКХ», что подтверждается актами передачи имущества.
Как установлено в судебном заседании и следует из акта проверки Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Саргатском районе от 27.04.2024 в ходе выездной плановой проверки в деятельности МУП «Баженовское ЖКХ» были установлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, которые выразились в следующем.
У предприятия МУП «Баженовское ЖКХ» отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения на использование водного объекта в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, по водным объектам-подземным водоисточникам в с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры, что является нарушением ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
25.04.2024 г. в 10-00 от филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (аттестат аккредитации ОИ № RА. RU.710032, дата внесения в реестр аккредитованных лиц 25.09.2015 г.) получены протоколы испытаний, экспертное заключение по №2262/Сг/Л от 22.04.2024г. согласно которым отобранные в ходе проверки 16.04.2024 г. пробы воды не отвечают обязательным требованиям.
Согласно протоколу испытаний №1038 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из скважины №59-379 с.Баженово, Южная окраина села не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п. 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1039 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из распределительной сети с.Баженово, ул.Кооперативная, 6 В не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона№52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протоколу испытаний №1041 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из скважины №28-391, северо-восточная окраина д.Михайловка не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; «Мутность 3,72 мг/дм3 при норме не более 1,5 с учётом погрешности 1,5 что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», раздел 3 табл. 3.1 табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11, 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г.«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
Согласно протокола испытаний № 1042 от 22.04.2024 г., АИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Саргатском районе» (номер записи в реестре аккредитованных лиц POCC RU.0001.513930, дата внесения в реестр 25.09.2015 г.), экспертного заключения № 2262 Сг/Л от 24.04.2024 г. установлено, что исследованная проба воды, отобранная в ходе плановой проверки из распределительной сети д.Михайловка, ул.Зелёная, 11 не соответствует гигиеническим требованиям по показателю «жесткость»15 градЖ, при нормативе - не более 7 градЖ; что не соответствует требованиям п.75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», табл., 3.3 (п 2) СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», ст.11., 19, части 3 статьи 39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1, 4 ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении».
В нарушение п.91 СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», при несоответствия гигиеническим нормативам качества воды водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения населения из подземных водоисточников, не применяется водоподготовка, обеспечивающая качество и безопасность питьевой воды в распределительной сети в соответствии с гигиеническими нормативами по водозаборам д.Михайловка, с. Баженово.
Данные обстоятельства не оспорены ответчиками и в ходе судебного заседания.
Доводы представителя ответчика Мартышовой О.Н. об отсутствии в бюджете муниципального района необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства не могут быть приняты судом во внимание, т.к. формирование и исполнение бюджета муниципального района является компетенцией его органов, в том числе администрации муниципального района, которые должны предусматривать в местном бюджете необходимые денежные средства для реализации своих полномочий, в том числе в области обеспечении подачи воды населению гарантированного качества.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных исковых требований.
Вместе с тем, в соответствии со ст.206 ч.2 ГПК РФ суд устанавливает ответчику срок для исполнения решения суда, учитывая объем работ, направленных на устранение нарушений законодательства - до 01.05.2025 года. Установление более длительного срока исполнения суд полагает нецелесообразным, поскольку подача воды ненадлежащего качества представляет угрозу здоровью населения.
В силу ст.103 ГПК РФ суд при удовлетворении исковых требований взыскивает госпошлину, от уплаты которой истец освобожден, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в бюджет Саргатского муниципального района Омской области.
Поскольку по данному делу одним из ответчиков является орган местного самоуправления, то в силу п.19 ст. 333.36 НК РФ Администрация Саргатского муниципального района освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (ИНН 5503088113) в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство» (ИНН 5532008384), Администрации Саргатского муниципального района Омской области (ИНН 5532003160) об обязании устранить нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечении подачи воды гарантированного качества удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство», Администрацию Саргатского муниципального района Омской области прекратить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в предписании об устранении выявленных нарушений обязательных требований № 472 от 27.04.2024г. и в срок до 01.05.2025 года, а именно,
-Обеспечить подачу воды гарантированного качества, отвечающую требованиям санитарных правил, жителям населенных пунктов: с.Баженово, д.Михайловка, обеспечив, в т.ч. проведение соответствующей водоподготовки на водозаборах;
-Разработать проекты зон санитарной охраны по всем водозаборам эксплуатируемых водопроводов, получить на них соответствующие санитарно-эпидемиологические заключения (подземные водозаборы: с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры);
-Использование водных объектов в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения (подземных водоисточников: с.Баженово, д.Михайловка, д. Индеры) осуществлять при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Баженовское жилищно-коммунальное хозяйство» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей в бюджет Саргатского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда через Саргатский районный суд Омской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - 10 сентября 2024 года.
Председательствующий А.Н. Козицкий