Дело № 2-140/2017 г
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Орловский 01 февраля 2017 г.
Орловский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего, судьи Блинова И.В.,
при секретаре Черноивановой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скрынниковой Г.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловском районе Ростовской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Скрынникова Г.Н. обратилась в Орловский районный суд Ростовской области с исковым заявлением от 23 января 2017 г. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловском районе Ростовской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, обосновав его следующим.
27 сентября 2016 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. 13 января 2017г. протоколом № 1053457 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Страховой стаж составляет 28 лет 06 мес.07 дн., специальный стаж – 22года 07мес.18 дн. Не включен в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью следующий период работы: с 29.05.1996 г. по 16.08.1999 г. – 03года 02 мес. 18 дн. – в качестве учителя в МОУ <адрес> комплекс: средняя школа-детский сад, так как согласно свидетельства о регистрации предприятия, наименование учреждения в котором заявитель осуществляла работу (МОУ <адрес>: средняя школа-детский сад), не соответствует Списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Министерства Социального обеспечения РСФСР от 06.09.1991г №463.
Согласно трудовой книжки п. 3 с 10.08.1989 года истец была принята в <адрес> 8-летнюю школу учителем. Согласно диплому она учитель математики. 29.05.1996 г. <адрес> средняя общеобразовательная школа была переименована в МОУ «<адрес> школа-детский сад», на основании Постановления Главы Орловского района №544 от 29.05.1996 года, фактически средняя школа и детский сад остались по прежнему месту нахождения, но под единым руководством. Истец, как и все учителя средней школы, осталась на своем рабочем месте, в своем кабинете, выполняла ту же трудовую функцию, а именно учитель математики, с той же учебной нагрузкой. Согласно п.13 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей» утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г., в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): - общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); и т.д. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. в разделе «наименование учреждения» в п.1.1 указано «общеобразовательные школы всех наименований».
Истец просит признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости, в связи с педагогической деятельностью. Включить в специальный стаж в связи с педагогической деятельностью период работы: 29.05.1996 г. по 16.08.1999 г.- 03г. 02 мес. 18 дн. - в качестве учителя в МОУ <адрес> комплекс: средняя школа-детский сад. Обязать ГУУПФ РФ в Орловском районе Ростовской области назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента подачи заявления, т.е. с 27 сентября 2016года.
Истец Скрынникова Г.Н. в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловском районе Ростовской области ответчика по доверенности Капустина Н.А. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, из которых следует, что Скрынникова Г.Н. 27.09.2016 г. обратилась в УПФР в Орловском районе Ростовской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по пп.19 п.1 ст.30 Федерального Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». Решением УПФР в Орловском районе Ростовской области № 1053457 от 13.01.2017г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия, требуемого специального стажа 25 лет. По документам пенсионного дела страховой стаж истца составил 26 лет 02 месяца 07 дней, специальный — 21 год 06 месяцев 07 дней. УПФР в Орловском районе Ростовской области не включило в специальный стаж период работы:
с 29.05.1996 г. по 16.08.1999 г. – 03 года 02 месяца 18 дней – в должности учителя в МОУ <адрес> комплекс: средняя школа — детский сад, так как наименование организации не соответствует Списку профессий и должностей, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и Списку должностей и учреждений, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.10.2002 г. № 781.
Согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Скрынниковой Г.Н., индивидуальные сведения за спорный период сданы организацией без кода особых условий труда.Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 г. № 258н «Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости» предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Дата регистрации Скрынниковой Г.Н. в системе обязательного пенсионного страхования — 08 июля 1998 года. Соответственно после этой даты весь стаж, как страховой, так и стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости необходимо подтверждать только на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Согласно Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Скрынниковой Г.Н.. индивидуальные сведения сданы организацией без кода особых условий труда. То есть, представляя сведения индивидуального (персонифицированного) учета работодатель признавал, что должности, в которых работал истец не являются льготными.
В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В связи с чем, в удовлетворении иска следует отказать.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Муниципального бюджетного образовательного учреждения Черкесская средняя общеобразовательная школа Кравцова Е.И. в судебное заседание явилась, пояснив, что Скрынникова Г.Н. работала в условиях, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, считала исковые требования, подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к нижеследующему выводу.
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона РФ «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28 декабря 2013г., страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 данного Закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30).
В силу ч.3 ст. 30 данного Закона, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст. 30).
Согласно п.п. м) п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогическойдеятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 2 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из материалов гражданского дела, а также из обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства следует, что кроме изменения наименования учреждения, в котором истица осуществляла свою трудовую деятельность в период с 29.05.1996 г. по 16.08.1999 г., ни каких изменений, которые могли бы повлиять на ее пенсионные права, в спорный период времени не произошло, поскольку в спорный период муниципальное общеобразовательное учреждение <адрес> комплекс: средняя школа-детский сад имело неизменный статус образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного, начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, а входящие в состав комплекса школа и детский сад являлись структурными подразделениями МОУ <адрес> комплекс: средняя школа-детский сад. Трудовая функция и должностные обязанности истицы не изменялись, истица находилась в той же должности, исполняла функциональные обязанности именно в школе.
В п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указано, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровьянаселения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п.2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Соответственно, в спорный период времени истица осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении, в состав которой входило учреждение «Школа», соответствующее учреждению «школы всех наименований», указанному в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей №781 от 29.11.2002г. и в Списке профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991г. №463, в связи с чем, истец имеет право на досрочное назначение пенсии по старости.
Изменение наименования учреждения, в котором истица осуществляла трудовую функцию, при неизменности направления его деятельности, не может влиять на пенсионные права истицы в указанный период, поскольку она имела полную педагогическую нагрузку как учитель.
Довод представителя ответчика о том, что спорные периоды не подлежит включению в льготный стаж, поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют данные об условиях досрочного назначения трудовой пенсии, суд находит несостоятельным.
В соответствии с нормами Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01 апреля 1996г., устанавливающего правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, страхователь (работодатель) обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Ненадлежащее исполнение работодателем своей обязанности о предоставлении достоверных сведений на работника не должно влиять на право истца на назначение трудовой пенсии на льготных условиях.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
С учетом изложенных в настоящем решении выводов суд полагает отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии необоснованным, а иск подлежащим полному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Скрынниковой Г.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орловском районе Ростовской области о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, удовлетворить.
Обязать ГУ УПФ РФ в Орловском районе назначить досрочную страховую пенсию Скрынниковой Г.Н. в связи с педагогической деятельностью с 27 сентября 2016 года со включением в специальный стаж периода работы с 29.05.1996 г. по 16.08.1999 г.- 03 г.02 мес. 18 дн.- в качестве учителя в МОУ <адрес> комплекс: средняя школа- детский сад.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Ростовский областной суд, через Орловский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03 февраля 2017 года.
Председательствующий: