Решение по делу № 2-3412/2022 от 25.05.2022

         Дело № 2-3412/2022

УИД 03RS0007-01-2022-004047-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 августа 2022 года             г. Уфа

Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Ярмухамедовой А.С.,

при секретаре Прокофьевой И.А.,

с участием представителей истца Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по доверенностям Жегулевой И.А., Гладышева А.К.

представителя ответчика ООО «Дортрансстрой» по доверенности Сотирова Л.С.

третьего лица ИП Насырова Д.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Дортрансстрой» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, которое в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) было уточено, просит возложить на ООО «Дортрансстрой» обязанность в 90-днейный срок с момента вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Исковые требования мотивированы тем, что специалисты Уфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан в феврале 2021 года приняли участие в качестве экспертов в проверке исполнения ООО «Дортрансстрой» требований природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой Демского района г. Уфы, по результатам которой составлен акт от 10 марта 2021 года. Проверкой, помимо прочего, установлено неисполнение ООО «Дортрансстрой» обязанности по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий. По данному факту 02 апреля 2021 года вынесено постановление о назначении наказания, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 руб. В Уфимское территориальное управление Минэкологии РБ 01 июля 2021 года от ООО «Дортрансстрой» поступило обоснование отсутствия необходимости разработки плана мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ при НМУ с приложением расчетов рассеивания для объекта, расположенного по адресу: РБ, .... В ходе рассмотрения документов установлено, что при увеличении на 20%, 40%, 60% приземных концентраций загрязняющих веществ, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, создаваемых выбросами объекта негативного воздействия, в точках формирования наибольших приземных концентраций за границей территории ОНВ наблюдается превышение гигиенических нормативов загрязняющих веществ (пыль неорганическая). Учитывая изложенное, ООО «Дортрансстрой» необходимо разработать план мероприятий по снижению выбромов загрязняющих веществ в периоды НМУ и согласовать его в Уфимском территориальном управлении Минэкологии РБ. Кроме того, проверкой установлено, что ООО «Дортрансстрой» не имеет приказа о назначении ответственного лица, отвечающего за получение, передачу в структурные подразделения прогнозов НМУ, реализацию мероприятий; документы, подтверждающие передачу информации в производственные цеха Общества, проведение мероприятий по снижению выбросов при НМУ. Документы, подтверждающие устранение нарушений, до настоящего времени не представлены. ООО «Дортрансстрой» осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие, объекту присвоена 3 категория.

Представитель истца Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по доверенности Жегулева И.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что по настоящее время план мероприятий не разработан в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями, не согласован. 18 июля 2022 года ответчиком подано заявление на согласование, 22 августа 2022 года выдано заключение об отказе, не хватало расчетов, имели недочеты в таблице. До этого также представляли план мероприятий, но в нем также были недочеты, они были исправлены при повторном обращении, но допущены другие, с разработчиком все эти моменты обговорили. По регламенту на проверку проекта предоставлено 60 дней.

Представитель истца Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан по доверенности Гладышев А.К. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что срок рассмотрения поступившего плана в соответствии с регламентом составляет 60 дней. Новый план на сегодняшний день не представлен и не согласован, предыдущие были возвращены в связи с имеющимися ошибками.

Представитель ответчика ООО «Дортрансстрой» по доверенности Сотиров Л.С. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ими неоднократно представлялся план, который возвращается, представители Министерства заверили, что проверят его в течении полутора недель, но не проверили. Истец фактически просит растолковать расчеты, которые уже представлены. Вопрос не в разработке проекта, а в его согласовании. Если имеются замечания, должны дать время на исправление, они не дают в кротчайшие сроки устранить нарушения. Не нужны новые, глобальные расчёты. Ответчиком подано заявление в Арбитражный суд РБ о бездействии Министерства, чтобы они не затягивали срок согласования, т.к. каждый раз указывают на новые замечания. В настоящее время в работе соблюдаются все требования, но поскольку обязаны согласовать план, они разработали его и представили на согласование. Специалист Общества делает все, как говорит специалист Министерства. За 5 дней разработан план, Министерство согласовывает его месяц. При каждом обращении выявляются новые нарушения.

Третье лицо ИП Насыров Д.Д. в судебном заседании пояснил, что разработка экологической документации кропотливая и долгая работа. За основу плана взяли данные из прошлого года. У Общества две площадки, по одной представили пояснительную записку, о том, что нет необходимости в составлении плана. В четвертый раз он подает документы, ему их возвращают на доработку. В Законодательстве нет четкой инструкции, в Методических рекомендациях написано все поверхностно, нет единой разработанной формы. Получено замечание, проект корректируется в четвертый раз, возможно не идеально. Сегодня подправили с учетом замечаний, это заняло не более получаса времени, уже сформированы две папки документов по 500 страниц. Разработку плана начали в апреле 2021 года, к нему пришел запрос, он начал работу, по одному объекту все согласовали с первого раза. По второму объекту подавали 3 плана, 1 пояснительную записку. Долго согласовывали договор с Гидрометеорологией. Нарушения каждый раз выявлялись разные, он дорабатывал план, исправлял замечания, потом выявлялись другие замечания.

Изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно пункту 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее по тексту - Закон об охране атмосферного воздуха) в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

В силу пункта 3 статьи 19 Закон об охране атмосферного воздуха при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).

Согласно требованиям к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденным приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 (далее по тексту - Приказ № 811), хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».

Исходя из общих положений Приказа № 811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования, мероприятия, выбросы, НМУ) распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - хозяйствующие субъекты, источник выбросов).

При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - выбросы), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Согласно пункту 17 Приказа № 811 в периоды НМУ 1, 2 и 3 степеней опасности на ОНВ осуществляется контроль за соблюдением технологических регламентов работы всех производств, оборудования и установок, а также запрещаются остановки газопылеулавливающих сооружений для выполнения профилактических работ, запрещаются залповые выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (кроме случаев, когда уже проводятся технологические операции, по подготовке к проведению залповых выбросов), проведение пусконаладочных работ и испытаний оборудования.

В силу пунктов 22, 23 Приказа № 811 в целях организации работ по реализации мероприятий при НМУ на ОНВ хозяйствующим субъектом назначается ответственное лицо, отвечающее за получение и передачу в структурные подразделения ОНВ прогнозов о НМУ, а также за реализацию мероприятий при НМУ (далее - ответственное лицо), в том числе: за получение прогнозов о НМУ; за своевременное выполнение в полном объеме мероприятий при НМУ; за проведение расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ и оценку реализации мероприятий при НМУ. При необходимости хозяйствующим субъектом дополнительно назначаются отдельные ответственные лица, отвечающие за мероприятия при НМУ в каждом структурном подразделении ОНВ (при наличии).

Организация работ на ОНВ при получении информации о НМУ включает: получение информации о НМУ в соответствии с Порядком прогнозов о НМУ; регистрацию ответственным лицом прогноза о НМУ (рекомендуемый образец формы представлен в Приложении N 4 к настоящим Требованиям); передачу информации о НМУ в структурные подразделения ОНВ (при наличии), на которых проводятся мероприятия при НМУ; принятие решения о введении или отмене режимов работы ОНВ для соответствующей степени опасности НМУ; организацию и проведение работ в режиме, соответствующем степени опасности НМУ; контроль за выполнением мероприятий в период НМУ; регистрацию информации о выполненных мероприятиях; проведение визуальных наблюдений, инструментальных измерений или автоматического контроля выбросов на источниках выбросов и на границе санитарно-защитной зоны, предусмотренных программой производственного экологического контроля.

Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, прокуратурой Демского района г. Уфы Республики Башкортостан с привлечением специалиста Минэкологии Республики Башкортостан проведена проверка исполнения ООО «Дортрансстрой» требований природоохранного законодательства, по результатам проверки составлен акт от 10 марта 2021 года, проверкой установлено, в частности, что основной вид деятельности – строительство автомобильных дорог и автомагистралей, Общество не относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. В ходе проверки не представлен план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с органами исполнительной власти. Вопреки названным требованиям Общество, обязанное как объект 3 категории, снижать выбросы загрязняющих веществ при неблагоприятных метеорологических условиях в соответствии с введенным режимом по городу, не проводит мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в период НМУ, не имеет приказа о назначении ответственного, отвечающего за получение, передачу в структурные подразделения прогнозов НМУ, реализации мероприятий, документы подтверждающие передачу информации в производственные цеха Общества, проведение мероприятий по снижению выбросов при НМУ.

02 апреля 2021 года государственным инспектором Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды, заместителем начальника отдела Уфимского территориального управления Минэкологии РБ вынесено постановление ... о привлечении ООО «Дортрансстрой» к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

16 марта 2022 года Уфимским территориальным управлением Минэкологии Республики Башкортостан в адрес ООО «Дортрансстрой» направлена претензия об устранений нарушений природоохранного законодательства, в которой сообщалось о необходимости в 30-дневный срок с момента получения претензии разработать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период метеорологических условий и представить на согласование в уполномоченный орган. Претензия получена адресатом 21 марта 2022 года, что следует из почтового уведомления.

14 июля 2022 года Уфимским территориальным управлением Минэкологии Республики Башкортостан на обращение ООО «Дортрансстрой» о согласовании Плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период метеорологических условий направлено заключение об отказе, указаны недостатки, содержащиеся в представленном документе.

22 августа 2022 года Уфимским территориальным управлением Минэкологии Республики Башкортостан на обращение ООО «Дортрансстрой» о согласовании Плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период метеорологических условий направлено заключение об отказе, указаны недостатки, содержащиеся в представленном документе.

Разрешая заявленные требования, суд, принимая во внимание, что отсутствие Плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период метеорологических условий ведет к существенному нарушению требований природоохранного законодательства, приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ООО «Дортрансстрой» обязанности разработать и согласовать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Принимая во внимание изложенное, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера возложенных обязанностей, суд приходит к выводу об установлении срока ООО «Дортрансстрой» для исполнения решения суда - три месяца со дня вступления его в законную силу, что является разумным и достаточным.

Таким образом, исковые требования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к ООО «Дортрансстрой» об устранении нарушений природоохранного законодательства подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан к Обществу с ограниченной ответственностью «Дортрансстрой» об устранении нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Дортрансстрой» обязанность разработать и согласовать план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, установив срок исполнения решения суда три месяца со дня вступления его в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

В окончательной форме мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней со дня окончания судебного разбирательства по делу.

Председательствующий судья:         А.С. Ярмухамедова

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2022 года

2-3412/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природопользования и экологии РБ
Ответчики
ООО "Дортрансстрой"
Другие
ИП Насыров Денис Данилович
Суд
Советский районный суд г. Уфы
Судья
Ярмухамедова А.С.
Дело на странице суда
sovetsky.bkr.sudrf.ru
25.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.05.2022Передача материалов судье
01.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
31.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.10.2022Дело оформлено
03.10.2022Дело передано в архив
24.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее