Решение по делу № 2а-8/2021 от 15.12.2020

    Дело № 2а-8/2021 УИД 22RS0054-01-2020-000384-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Староалейское                                                                21 января 2021 года

    Третьяковский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.А.,

при секретаре Ткачевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района к Отделу судебных приставов Третьяковского района об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Шутовой Е.Н. о взыскании исполнительского сбора,

установил:

Администрация Первокаменского сельсовета Третьяковского района обратилась с административным иском к Отделу судебных приставов Третьяковского района об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Шутовой Е.Н. о взыскании исполнительского сбора, указывая следующее.

В ОСП Третьяковского района на исполнении находится исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ , возбужденное на основании исполнительного документа, исполнительного листа №ФС от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Третьяковским районным судом по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, выраженное в

неисполнении требований ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части не определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обязать

администрацию муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с определенной схемой, осуществить ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов о взыскании с администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с определенной схемой, осуществить ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов о взыскании с администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края в пользу взыскателя прокуратуры Третьяковского района Алтайского края. Сумма задолженности составляет 50 000 руб.

Ссылаясь на ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 441 ГПК РФ административный истец просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Шутовой Е.Н. о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника администрации Муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена судебный пристав-исполнитель ОСП Третьяковского района Шутова Е.Н., в качестве второго административного ответчика УФССП России по Алтайскому краю.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Алтайского края.

В судебное заседание представитель административного истца администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района не явился, согласно поступившей телефонограмме просил освободить от уплаты исполнительского сбора.

Административные ответчики судебный пристав-исполнитель ОСП Третьяковского района Шутова Е.Н., ОСП Третьяковского района, УФССП России по Алтайскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица помощник прокурора Третьяковского района Труфанова И.С. в судебном заседании полагала, что имеются основания для удовлетворения административного искового заявления.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в административном деле, суд приходит к следующему.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) установлено, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (пункт 3).

С административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене постановления о взыскания исполнительского сбора административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку копию указанного постановления истец получил ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что срок на обращение с данными требованиями административным истцом не пропущен.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

В соответствии с ч.11 ст.30 названного Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Третьяковского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, администрации Муниципального образования Третьяковский район Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, удовлетворено частично.

Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, выраженное в неисполнении требований ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части не определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

На администрацию муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края возложена обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с определенной схемой, осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа, выданного согласно указанному судебному акту, судебным приставом-исполнителем ОСП Третьяковского района возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении должника Администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края по предмету исполнения: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, выраженное в неисполнении требований ч.2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части не определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обязать в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с определенной схемой, осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Постановление о возбуждении исполнительного производства получено должником ДД.ММ.ГГГГ.

Определением Третьяковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление Администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района Алтайского края о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу удовлетворено, исполнение решения Третьяковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу по административному исковому заявлению прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, администрации Муниципального образования Третьяковский район Алтайского края о признании бездействия незаконным, в части определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отсрочено до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административному истцу определением суда предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю Шутовой Е.Н. по исполнительному производству -ИП в отношении должника Администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края по предмету исполнения: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет Третьяковского района Алтайского края, выраженное в неисполнении требований ч.2 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части не определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обязать в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу определить схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с определенной схемой, осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, принято постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ основанием для взыскания исполнительского сбора явилось неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

В подтверждение невозможности исполнить решение суда, административным истцом представлены постановление администрации Первокаменкого сельсовета Третьяковского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Первокаменский сельсовет со схемой размещения, реестр размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования Первокаменский сельсовет, договоры поставки от /н от ДД.ММ.ГГГГ, /н от ДД.ММ.ГГГГ, а также вступившие в законную силу определения Третьяковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.

В связи с тем, что на дату возбуждения исполнительного производства срок, установленный в решении суда на его исполнение, истек, судебным приставом-исполнителем должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Копии постановлений о возбуждении исполнительного производства были вручены должнику ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью представителя административного истца.

Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленный судебным приставом-исполнителем и исчисляемый в рабочих днях истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что в пределах пятидневного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа должник реализовал право на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, ссылаясь на невозможность его исполнения в установленный срок, учитывая объем необходимых действий и денежных средств.

Определением Третьяковского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, заявление удовлетворено, администрации Первокаменкого сельсовета Третьяковского района Алтайского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, определением Третьяковского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ администрации Первокаменкого сельсовета Третьяковского района Алтайского края предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ. При этом установлено, что имеются основания для предоставления отсрочки.

С учетом статуса должника, являющегося органом местного самоуправления, а также принятия им мер, направленных на исполнение судебного акта, отсутствия бездействия, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения администрации муниципального образования Первокаменский сельсовет от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства -ИП.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 226 - 228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Первокаменского сельсовета Третьяковского района к Отделу судебных приставов Третьяковского района об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Шутовой Е.Н. о взыскании исполнительского сбора, удовлетворить частично.

Освободить администрацию муниципального образования Первокаменский сельсовет от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава – исполнителя Отдела судебных приставов Третьяковского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в рамках исполнительного производства -ИП.

В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.

                                                                Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Третьяковский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

                                                                Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                            Е.А. Гончарова

2а-8/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Администрация Первокаменского сельсовета Третьяковского района Алтайского края
Ответчики
ОСП Третьяковского района Алтайского края
Судебный пристав-исполнитель ОСП Третьяковского района УФССП России по Алтайскому краю Шутова Е.Н.
Управление ФССП России по Алтайскому краю
Другие
Прокурор Третьяковского района
Прокуратура Алтайского края
Суд
Третьяковский районный суд Алтайского края
Судья
Гончарова Е.А.
Дело на сайте суда
tretiakovsky.alt.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация административного искового заявления
15.12.2020Передача материалов судье
17.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2020Судебное заседание
12.01.2021Судебное заседание
21.01.2021Судебное заседание
28.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее