производство № 2-72/2020
УИД 67RS0003-01-2018-005225-82
Решение
Именем Российской Федерации
2 июля 2020 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Ландаренковой Н.А.,
при секретаре Хлудневе П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой Елены Александровны и Коваленковой Тамары Александровны к ЗАО «Смоленские коммунальные системы» о понуждении к исполнению обязательств и перерасчете платы за горячее водоснабжение,
у с т а н о в и л:
Орлова Е.А., Коваленкова Т.А., уточнив требования, обратились в Промышленный районный суд г. Смоленска с иском к ЗАО «Смоленские коммунальные системы» о понуждении к исполнению обязательств и перерасчете платы за жилищно-коммунальные услуги, указав, что зарегистрированы и фактически проживают в жилом <адрес> в г. Смоленске: Орлова Е.А. – в <адрес>, Коваленкова Т.А. – в <адрес>. Управляющей организацией указанного дома является ЗАО «Смоленские коммунальные системы», которое обязано предоставлять коммунальные услуги надлежащего качества. Однако, температурный режим горячей воды не соответствует нормативам, что установлено актами проверок температурного режима и горячего водоснабжения.
Просят суд обязать ЗАО «Смоленские коммунальные системы» восстановить коммунальную услугу «горячее водоснабжение» в соответствии параметрам горячей воды; обязать ЗАО «Смоленские коммунальные системы» произвести перерасчет за не оказанную услугу «горячее водоснабжение» с сентября и до момента восстановления услуги; взыскать с ответчика в их пользу судебные расходы, штраф за не предоставление коммунальной услуги и моральный вред в размере 25 000 руб. в пользу каждого истца.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены СМУП «ВЦ ЖКХ», МУП «Смоленсктеплосеть», Администрация г. Смоленска, ФИО4 (второй собственник <адрес>).
В судебном заседании истицы Орлова Е.А. и Коваленкова Т.А. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержали в полном объеме по вышеизложенным обстоятельствам.
Представитель третьего лица МУП «Смоленсктеплосеть» ФИО5 разрешение настоящего спора оставил на усмотрение суда, дополнительно указав, что компания МУП «Смоленсктеплосеть» несет ответственность перед жильцами указанного жилого дома только до границы балансового разграничения, которой является внешняя стена дома, за температурные потери во внутридомовых инженерных системах ответственность должна нести управляющая компания.
Третье лицо ФИО4 разрешение настоящего спора оставила на усмотрение суда.
Представители ответчика ЗАО «Смоленские коммунальные системы», а также третьи лица СМУП «ВЦ ЖКХ», Администрация г. Смоленска явку свих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дне и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд определили рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом, управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, оказывать коммунальный услуги собственникам помещений.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, (далее - Правила) «коммунальные услуги» – это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В судебном заседании установлено, что Орлова Е.А. и Коваленкова Т.А. являются собственниками квартир №№ и 144 <адрес>.
Управляющей организацией многоквартирного <адрес> в г. Смоленске является ЗАО «Смоленские коммунальные системы» на основании договора управления от 29.09.2007 (л.д. 62-74).
В соответствии с п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (ч. 4 ст. 426 ГК РФ).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно Приложению N 1 к Правилам управляющая организация должна обеспечить соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 предусмотрено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
В Приложении N 1 к Правилам указано, что допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
За каждые 3 °C отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений раздела IX Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 °C, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Как следует из актов обследования <адрес> (истец Орлова Е.А.) от 07.03.2018 и от 23.10.2018, а также <адрес> (истец Коваленкова Т.А.) от 28.11.2018 и от 19.09.2018, температура горячей воды после пролития в течение 3-х минут, в точках водоразбора (ванная, кухня) нижне нормативной (л.д.10-11, 13-14).
Согласно ответа МУП «Смоленсктеплосеть» относительно параметров работы ЦТП-46 в жилом <адрес> в <адрес> (л.д. 46):
- от 07.03.2018 - параметры горячего водоснабжения на ЦТП №45А составляют: Р под ТЭЦ 07.00=6,2 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 07.00=3,2 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 07.00=89°С, Т обр ТЭЦ 07.00=53, Р х.в. 07.00=2,2 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 07.00=60, Р гвс 07.00=7,5; Р под ТЭЦ 12.00=6,2 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 12.00=3,1 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 12.00=89°С, Т обр ТЭЦ 12.00=54, Р х.в. 12.00=2,3 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 12.00=60, Р гвс 12.00=7,5; Р под ТЭЦ 18.00=6,2 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 18.00=3,2 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 18.00=90°С, Т обр ТЭЦ 18.00=56, Р х.в. 18.00=2,6 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 18.00=60, Р гвс 18.00=8,0;
- от 19.09.2018 - параметры горячего водоснабжения на ЦТП составляют: Р под ТЭЦ 07.00=4,2 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 07.00=2,5 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 07.00=70°С, Т обр ТЭЦ 07.00=61, Р х.в. 07.00=2,5 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 07.00=60, Р гвс 07.00=7,4; Р под ТЭЦ 12.00=5,4 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 12.00=2,8 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 12.00=68°С, Т обр ТЭЦ 12.00=63, Р х.в. 12.00=2,6 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 12.00=60, Р гвс 12.00=8,0; Р под ТЭЦ 18.00=5,5 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 18.00=2,7 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 18.00=70°С, Т обр ТЭЦ 18.00=62, Р х.в. 18.00=2,7 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 18.00=60, Р гвс 18.00=7,7;
- от 23.10.2018 - параметры горячего водоснабжения на ЦТП отсутствуют;
- 29.11.2018 - параметры горячего водоснабжения на ЦТП составляют: Р под ТЭЦ 07.00=5,8 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 07.00=3,4 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 07.00=77°С, Т обр ТЭЦ 07.00=4,6 Р х.в. 07.00=2,0 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 07.00=59, Р гвс 07.00=6,9; Р под ТЭЦ 12.00=6,0 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 12.00=3,6 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 12.00=78°С, Т обр ТЭЦ 12.00=45, Р х.в. 12.00=2,3 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 12.00=59, Р гвс 12.00=7,3; Р под ТЭЦ 18.00=6,0 кгс/кв.см, Р обр ТЭЦ 18.00=3,5 кгс/кв.см, Т под ТЭЦ 18.00=78°С, Т обр ТЭЦ 18.00=46, Р х.в. 18.00=2,4 кгс/кв.см, Т гвс °С на приобретателя 18.00=59, Р гвс 18.00=7,2.
Кроме того, из лицевого счёта, предоставленного СМУП «ВЦ ЖКХ» усматривается, что истцам производились перерасчёты платы за горячее водоснабжение в связи с отсутствием горячей воды за периоды времени с 20.03.2018 по 20.03.2018; 02.04.2018 по 05.04.2018; 24.04.2018 по 24.04.2018; 15.05.2018 по 15.05.2018; с 13.08.2018 по 31.08.2018; 01.09.2018 по 01.09.2018; 11.09.2018 по 12.09.2018; 01.10.2018 по 05.10.2018; 19.02.2019 по 20.02.2019; 05.03.2019 по 05.03.2019.
По ходатайству стороны ответчика судом по делу назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Центр оценок и экспертиз».
Согласно выводам экспертного заключения №-Э от 10.04.2020 в соответствии с СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», Методики определения физического износа гражданских зданий технического состояние системы горячего водоснабжения оценивается как работоспособное (удовлетворительное).
Согласно Акту обследования от 07.03.2018 (л.д. 10) температура горячей воды в <адрес> колеблется в диапазоне +40 град С - +46 град С - выявлено нарушение.
Акту обследования от 23.10.2018 (л.д. 11) температура горячей воды в <адрес> колеблется в диапазоне +35 град С - +36 град С - выявлено нарушение.
Акту обследования от 29.11.2018 (л.д. 12) температура горячей воды в <адрес> составляет + 26град С - выявлено нарушение.
Акту обследования от 28.3 1.2018 (л.д. 13) температура горячей воды в <адрес> составляет + 51град С - выявлено нарушение.
Акту обследования от 24.12.2018 (л.д. 27) температура горячей воды в <адрес> колеблется в диапазоне + 39град С - + 44град С - выявлено нарушение.
Исходя из исследования и произведенных расчетов, причиной подачи горячего водоснабжения в <адрес> в <адрес> ненадлежащего качества является заниженный диаметр трубопровода внутридомовой магистрали системы ГВС.
Исходя из выявленных причин нарушения параметров горячего водоснабжения, восстановить подачу горячего водоснабжения надлежащего качества в точке водоразбора в квартиры истцов возможно одним из следующих способов:
- заменить трубопроводы внутридомовой магистрали РР РМ25/40 на трубопроводы РР PN25/63
- установить автоматический циркуляционный насос для увеличения скорости движения воды.
Не доверять заключению эксперта у суда нет оснований. Заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", ФЗ от 29.07.98 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, в результате которого сделаны выводы и даны ответы на поставленные судом вопросы, а потому суд признаёт вышеуказанное экспертное заключение допустимым доказательством.
Как установлено по делу, исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является управляющая организация ЗАО «Смоленский коммунальные системы».
Пункт 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, предписывает, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный в письменной форме, вступает в силу и является обязательным для сторон со дня его подписания обеими сторонами. Условиями такого договора может быть предусмотрено, что права и обязанности сторон возникают с более поздней даты после даты вступления этого договора в силу.
Согласно пункту 19 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса, учитывается, что поставка коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Таким образом, суд приходит к выводу, что причина низкой температуры воды у истцов является заниженный диаметр трубопровода внутредомовой магистрали системы ГВС, которая в силу ст. 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, ответственным за эксплуатацию, содержание и ремонт, которого является управляющая организация ЗАО «Смоленские коммунальные системы».
Доказательств исполнения обязанности по содержанию и ремонту инженерного оборудования многоквартирного дома (системы горячего водоснабжения) и отсутствия своей вины в подаче горячей воды с низкой температурой ЗАО «Смоленские коммунальные системы» в порядке ст.ст. 56, 57 ГПК РФ не предоставило.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в нарушение действующего законодательства истцам предоставляется услуга по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, температура горячей воды в точках разбора не соответствует нормативным показателям по вине ответчика ЗАО «Смоленские коммунальные системы».
В этой связи, обязанность по обеспечению температуры горячей воды не ниже + 60 °C в точке разбора у истцов суд возлагает на ЗАО «Смоленские коммунальные системы» как на управляющую организацию.
Согласно экспертному заключению для этого необходимо заменить трубопроводы внутридомовой магистрали РР РМ25/40 на трубопроводы РР PN25/63 и установить автоматический циркуляционный насос для увеличения скорости движения воды.
Разрешая требования истцов об осуществлении им перерасчета платы за услугу по горячему водоснабжению, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 101 Правил при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам.
Также, в абз.1 п. 103 Правил № 354 разъяснено, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен разделом Х Правил № 354 (пункты 104-113), в соответствии с которым по обращению потребителя по факту оказания услуги ненадлежащего качества исполнителем проводится проверка, по результатам которой составляется акт.
Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150 Правил № 354).
Таким образом, в случае предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества, способом восстановления нарушенного права потребителя, установленным действующим жилищным законодательством, является изменение размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты, при наличии зафиксированного факта такого нарушения в соответствующем акте.
Вследствие этого обстоятельства, истцы имеют право на перерасчёт платы за некачественно оказанную коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в соответствии с актами, которыми зафиксирован факт подачи потребителем коммунального ресурса ненадлежащего качества, то есть, за март, октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года.
Данная обязанность также подлежит возложению ЗАО «Смоленские коммунальные системы, которое является исполнителем коммунальной услуги, и которое получает плату за горячее водоснабжение непосредственно с истцов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1-2 Постановления Пленума ВС РФ № 17 от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» к правоотношениям по предоставлению или обеспечению предоставления необходимых коммунальных услуг применяются нормы Закона РФ «О защите прав потребителей» в части, не урегулированной специальными законами.
Согласно п.1 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В соответствии со ст.15 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п.45 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 №17, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку права истцов как потребителей коммунального ресурса в части предоставления услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, были нарушены по вине ответчика, в соответствии со ст. 15 названного Закона требование о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда суд, руководствуясь требованиями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ и учитывая характер причиненных истцам нравственных страданий, требования разумности, суд оценивает причиненный истцам нарушением их прав потребителей моральный вред в 5 000 руб. в пользу каждого из истцов.
Согласно п.46 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
В силу ч.6 ст.13 ФЗ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
С учетом изложенного с ЗАО «Смоленские коммунальные системы» в пользу истцов подлежит взысканию штраф, размер которого составляет 5000 руб., т.е. по 2500 руб. в пользу каждого из истцов.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству ответчика была назначена судебная экспертиза, производство которой поручалось ООО «Центр оценок и экспертиз», оплата услуг экспертной организации возлагалась на ЗАО «Смоленские коммунальные системы».
Согласно сообщению экспертной организации стоимость проведенной экспертизы составила 20000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
ООО «Центр оценок и экспертиз» ходатайствует о возмещении расходов по проведению экспертизы в размере 20000 рублей, так как ее проведение не оплачено.
Учитывая изложенные требования закона, суд находит данное ходатайство обоснованным и принимает решение о взыскании с ЗАО «Смоленские коммунальные системы» расходов по проведению экспертизы в размере 20 000 руб.
На основании ч.1 ст. 103 ГПК РФ с ЗАО «Смоленские коммунальные системы» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования госпошлина, от уплаты которой, в силу ч.3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», истец был освобожден при подаче искового заявления в суд.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
требования Орловой Елены Александровны, Коваленковой Тамары Александровны удовлетворить частично.
Обязать ЗАО «Смоленские коммунальные системы» (ИНН 6730074119, ОГРН 1086731000465) предоставлять коммунальную услугу по горячему водоснабжению по адресу: <адрес>, в том числе, в <адрес> №, надлежащего качества в соответствии с требованиями, установленными разделом 2 Приложения 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", вплоть до восстановления подачи горячей воды истцам в соответствии с пунктом 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20, устанавливающим, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
Обязать ЗАО «Смоленские коммунальные системы» (ИНН 6730074119, ОГРН 1086731000465) произвести Орловой Елене Александровне и, Коваленковой Тамаре Александровне перерасчет платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, поставленную в <адрес> № <адрес> в г. Смоленске за март, октябрь, ноябрь и декабрь 2018 года.
Взыскать с ЗАО «Смоленские коммунальные системы» (ИНН 6730074119, ОГРН 1086731000465) в пользу Орловой Елены Александровны, Коваленковой Тамары Александровны в счет денежной компенсации морального вреда по 5 000 руб. в пользу каждой, а также штраф в размере по 2 500 руб. в пользу каждой.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ЗАО «Смоленские коммунальные системы» (ИНН 6730074119, ОГРН 1086731000465) в пользу ООО «Центр оценок и экспертиз» в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы 20 000 руб.
Взыскать с ЗАО «Смоленские коммунальные системы» (ИНН 6730074119, ОГРН 1086731000465) государственную пошлину в доход бюджета 900 руб.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Н.А. Ландаренкова