Дело № 2а-3819/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Аберкон И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в г.Ухте Республики Коми 01 декабря 2017 года административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Кусову И.О. о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к Кусову И.О. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г. в размере 1504,92 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013г. в размере 1280,47 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии в размере 7633,02 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату накопительной пенсии в размере 226,84 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования (далее –ФФОМС) до 01.01.2017г. в размере 2086,52 руб., всего 12731,77 руб. В обоснование требований указано, что административный ответчик состоит на налоговом учете как плательщик страховых взносов, 21.10.2016 года прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Административному ответчику были направлены: требование об уплате пени по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование № 007S01160088611 от 25.10.2016 года на сумму 2785,39 руб., из них пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 1504,92 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии 1280,47 руб., со сроком исполнения до 15.11.2016г.; и требование №007S01160088610 от 25.10.2016г. на сумму 13437,02 руб., из них пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии 9803,12 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии 1490,85 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 2143,05 руб., со сроком исполнения до 15.11.2016г. Сроки, указанные в требованиях об уплате задолженности в добровольном порядке, истекли, однако задолженность административным ответчиком не погашена. Поскольку срок на обращение в суд пропущен, возможность обратиться с заявлением о вынесении судебного приказа отсутствует. Административный истец просит восстановить срок подачи административного искового заявления, так как законодательством предусмотрена передача функций по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов от территориальных органов Пенсионного фонда РФ налоговым органам, передача документов носит длительный характер.
Судебное разбирательство по делу проводится в соответствии с главой 33 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что административный ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 16.09.2009 года, в силу пп.2 п.1 ст.6, ст.7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» являлся физическим лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой и уплачивающим страховые взносы.
Согласно выписке из ЕГРИП, 21.10.2016 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о прекращении деятельности административного ответчика в качестве индивидуального предпринимателя.
Как следует из представленных административным истцом расчетов, заявленные ко взысканию пени были начислены ответчику за 2015-2016гг. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное, и к спорным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон №212-ФЗ), действовавшего по 31.12.2016 года.
В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе, индивидуальные предприниматели.
В силу ч. 1 ст. 14 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
На основании ч.1 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом, и административному истцу судом было предложено представить доказательства наличия оснований для взыскания пени, в том числе обращения ко взысканию просроченной задолженности по уплате страховых взносов, на которую впоследствии были начислены суммы пени, заявленные в административном иске.
Однако таковых не представлено, как не представлено и доказательств того, что возможность взыскания задолженности по уплате страховых взносов за спорные расчетные периоды сохраняется. При таких обстоятельствах факт наличия задолженности по уплате страховых взносов за спорные периоды не может считаться доказанным, и, в связи с этим, оснований для взыскания указанных в административном исковом заявлении сумм пени не имеется.
Кроме того, с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора административному ответчику заказным письмом были направлены требования об уплате пени: № 007S01160088611 от 25.10.2016 года на сумму 2785,39 руб., №007S01160088610 от 25.10.2016г. на сумму 13437,02 руб., в которых указан срок их исполнения - до 15.11.2016 года.
В силу ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Установлено, что срок подачи административного иска истекал 15.05.2017 года, однако вышеуказанное исковое заявление было подано в суд 01.11.2017 года, то есть за пределами установленного срока.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении процессуального срока не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007г. №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
С 1 января 2017 года Закон № 212-ФЗ признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование", и вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы. При этом в соответствии с положениями ч. 1 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Налоговые органы являются профессиональными участниками правоотношений по уплате обязательных платежей и санкций, в связи с чем им должны быть известны положения Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ, опубликованного 04.07.2017 года, и период с 01.01.2017 года до истечения срока подачи административного искового заявления являлся достаточным для его своевременного предъявления. Сам по себе длительный процесс передачи документов между органами, наделенными в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, на что ссылается административный истец, уважительной причиной для столь существенного (более пяти месяцев) пропуска процессуального срока признан быть не может.
В силу ч.5 ст.138, ч.5 ст.180 КАС РФ пропуск срока на подачу административного заявления является основанием для отказа в удовлетворении административного иска без установления судом иных обстоятельств.
В связи с изложенным в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 286-290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми к Кусову И.О. о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР на выплату страховой пенсии до 01.01.2013г. в размере 1504,92 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР на выплату накопительной пенсии до 01.01.2013г. в размере 1280,47 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии в размере 7633,02 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату накопительной пенсии в размере 226,84 руб.; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС до 01.01.2017г. в размере 2086,52 руб., всего 12731,77 руб. за 2015-2016гг. по состоянию на 25.10.2016 года,отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия.
Судья Ухтинского городского суда И.В. Аберкон