Дело № 2-253/2022
УИД: 29RS0019-01-2022-000322-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 28 июня 2022 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецова А.А.,
при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,
с участием помощника Онежского межрайонного прокурора Попова И.В.,
представителя ответчика Берковской Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданному в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить образовательную организацию системой охранной сигнализации,
установил:
Онежский межрайонный прокурор Федоровцев И.Д. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности в срок до 01.09.2022 оборудовать образовательные организации техническими средствами обеспечения антитеррористической защищенности объектов, а именно:
- обеспечить системами охранной сигнализации здания МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги», расположенное по адресу: ул. Архангельская, д. 38, г. Онега Архангельской области, филиалов МБОУ «СОШ №1 г. Онеги» - Детский сад «Ромашка», расположенные по адресу: пр. Гагарина, д. 64 и ул. Матросова, д. 34А в г. Онега, и «Солнышко», расположенное по адресу: пр. Гагарина, д. 55, г. Онега Архангельской области, а также здание МБОУ «Малошуйская СОШ», расположенное по адресу: ул. Ленина, д. 69 в п. Малошуйка Онежского района Архангельской области;
- выполнить работы по оснащению здания филиала МБОУ «СШ № 2 г.Онеги» - ФОК по адресу: ул. Гутина, д. 5, г. Онега Архангельской области внутренней системой видеонаблюдения;
- обеспечить здания: МБОУ «ОСОШ г. Онеги», расположенного по адресу: пр. Гагарина, д. 48, г. Онега Архангельской области, филиалов МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги» - Детские сады «Ромашка», расположенные по адресу: по пр. Гагарина, д.64 и ул. Матросова, д.34А в г. Онега и «Солнышко», расположенное по адресу: пр. Гагарина, д.55, г. Онега Архангельской области, филиала МБОУ СШ № 2 г. Онеги - ЦРР Детский сад «Теремок», расположенный по адресу: ул. Правды, д. 5, г.Онега Архангельской области, а также филиалов МБОУ «СШ № 4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» - Детские сады «Росинка» и «Улыбка», расположенные по адресу: пр. Ленина, д. 174 и пр. Гагарина, д. 1 в г.Онега Архангельской области, стационарными или ручными металлоискателями.
В обоснование исковых требований указано, что в ноябре 2021 г. в рамках проверки МБОУ «СОШ №1 г. Онеги» межрайонной прокуратурой выявлены нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности. Установлено, что здания МБОУ «СОШ №1 г. Онеги» и его филиалы - Детский сад «Ромашка» (по пр. Гагарина и ул. Матросова в г. Онега) и «Солнышко» не оснащены системой охранной сигнализации. Аналогичные нарушения выявлены в августе 2021 г. в МБОУ «Малошуйская СОШ». По результатам проверки в адрес главы МО «Онежский муниципальный район» <Дата> и <Дата> внесены представления об устранении нарушений федерального законодательства. Несмотря на истечение срока завершения указанных мероприятий, составляющего 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории), до настоящего времени мероприятия по антитеррористической защищенности указанных выше объектов образования, относящихся согласно их паспортам безопасности к третьей категории опасности, не устранены, финансирование работ на указанные цели в 2022 году не предусмотрено, в том числе в рамках муниципальных программ в сфере развития системы образования, соответствующие контракты (договоры) не заключены. Несвоевременное исполнение ответчиком возложенных на него полномочий в области образования нарушает права учащихся на безопасные условия их обучения, создавая угрозу причинения вреда здоровью последних.
Определением суда от 13 апреля 2022 года прекращено производство по делу в части исковых требований о возложении на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязанности:
- выполнить работы по оснащению здания филиала МБОУ «СШ №2 г.Онеги» - ФОК по адресу: ул. Гутина, д. 5, г. Онега Архангельской области внутренней системой видеонаблюдения;
- обеспечить здания: МБОУ «ОСОШ г. Онеги», расположенного по адресу: пр. Гагарина, д. 48, г. Онега Архангельской области, филиалов МБОУ «СОШ №1 г. Онеги» - Детские сады «Ромашка», расположенные по адресу: пр. Гагарина, д. 64 и ул. Матросова, д.34А в г. Онега и «Солнышко», расположенное по адресу: пр. Гагарина, д.55, г. Онега Архангельской области, филиала МБОУ СШ № 2 г. Онеги - ЦРР Детский сад «Теремок», расположенный по адресу: ул. Правды, д. 5, г.Онега Архангельской области, а также филиалов МБОУ «СШ № 4 им. Дважды Героя Советского Союза А.О. Шабалина» - Детские сады «Росинка» и «Улыбка», расположенные по адресу: пр. Ленина, д. 174 и пр. Гагарина, д. 1 в г.Онега Архангельской области, стационарными или ручными металлоискателями.
Протокольным определением суда от 11 мая 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление МЧС России по Архангельской области, РУ ФСБ России по Архангельской области, Управление Росгвардии по Архангельской области.
Определением суда от 28 июня 2022 года прекращено производство по делу в части исковых требований о возложении на администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» обязанности обеспечить системами охранной сигнализации здания филиалов МБОУ «СОШ №1 г. Онеги» - Детский сад «Ромашка» по адресу: пр. Гагарина, д. 64 и ул. Матросова, д. 34А в г. Онега и Детский сад «Солнышко» по адресу: пр. Гагарина, д. 55, г. Онега Архангельской области, а также здание МБОУ «Малошуйская СОШ», расположенное по адресу: ул. Ленина, д. 69 в п. Малошуйка Онежского района Архангельской области.
В судебном заседании помощник прокурора Попов И.В. просил удовлетворить исковые требования, обязать ответчика в срок до 01 сентября 2022 года обеспечить системой охранной сигнализации здание МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги».
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» Берковская Т.Е. в судебном заседании пояснила, что ответчик согласен с исковыми требованиями об обеспечении системой охранной сигнализации здания МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги». Вместе с тем ответчик не согласен с заявленным сроком для установления охранной сигнализации – до 01 сентября 2022 года, поскольку бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Расходные обязательства муниципального образования «Онежский муниципальный район» исполняются в рамках утвержденного бюджета. Решением Собрания депутатов муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 318 от <Дата> утвержден бюджет муниципального образования «Онежский муниципальный район» на 2022 год. Постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от <Дата> ... утверждена Муниципальная программа «Развитие системы образования в Онежском районе на 2022-2024 годы». В бюджете муниципального образования «Онежский муниципальный на 2022 год в рамках муниципальной программы «Развитие системы образования в Онежском районе на 2022-2024 годы» не предусмотрены средства на мероприятие: обеспечение системой охранной сигнализации здание МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги», расположенное по адресу: ул. Архангельская, д. 38, г. Онега. Бюджет муниципального образования «Онежский муниципальный район» на 2022 год является дефицитным и социально направленным. С целью включения данного мероприятия в бюджет 2023 года администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» планирует изыскать средства на подготовку проектно-сметной документации по данному мероприятию и изготовить её в срок до 01.09.2022. В связи с этим администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» просит суд установить срок до 01.09.2023.
Представители третьих лиц филиалов МБОУ «СОШ №1 г. Онеги» - Детский сад «Ромашка» и «Солнышко», МБОУ «Малошуйская СОШ», ГУ МЧС России по Архангельской области, РУ ФСБ России по Архангельской области, Управление Росгвардии по Архангельской области в судебном заседании не участвовали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации (далее ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (в редакции от 05.03.2022) утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ № 1006).
Согласно подпункту «в» пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, объекты (территории) третьей категории опасности:
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 801 до 1100 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек.
В силу подпункта «а» пункта 25 указанного постановления Правительства Российской Федерации в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами охранной сигнализации.
Согласно пункту 43 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 на каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, связанных с обеспечением права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, а также в защиту семьи, материнства, отцовства и детства.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и это не оспаривается сторонами, что Онежской межрайонной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об образовании в деятельности администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» выявлены нарушения закона. В ноябре 2021 г. в рамках проверки МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги» межрайонной прокуратурой выявлены нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности.
Здание МБОУ «СОШ №1 г. Онеги», относящееся согласно его паспорту безопасности от 13 июля 2020 г. к третьей категории опасности, не оснащено системой охранной сигнализации.
До настоящего времени мероприятия по антитеррористической защищенности указанного объекта образования не проведены, финансирование работ на указанные цели в 2022 году ответчиком не предусмотрено, в том числе в рамках муниципальных программ в сфере развития системы образования, соответствующие контракты (договоры) не заключены.
Проанализировав приведенные выше нормы права, оценив установленные в судебном заседании обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Из установленного в судебном заседании усматривается, что до настоящего времени здание МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги» не оснащено системой охранной сигнализации, что нарушает права учащихся на безопасные условия их обучения, создает угрозу причинения вреда здоровью последних.
Обязанность по обеспечению образовательной организации (МБОУ «СОШ № 1 г. Онеги») системой охранной сигнализации в силу указанных выше требований закона лежит на администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район». В данном случае вмешательства в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность органов местного самоуправления не имеется.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, принимая во внимание, что решение может быть исполнено только ответчиком, в решении должен быть установлен срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
Обсуждая вопрос о сроке исполнения решения суда, суд учитывает объяснения представителей сторон в данной части, фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, характер, степень сложности, объем организационно-правовых мероприятий предстоящей работы, принимает во внимание, что выполнение указанной работы сопряжено с расходными операциями местного бюджета, учитывает период начала образовательного процесса (с 01 сентября 2022 года), и с целью скорейшего устранения нарушения прав неопределенного круга лиц полагает возможным установить ответчику срок исполнения решения суда – до 01 сентября 2022 года. Указанный срок является разумным и объективно позволяет ответчику исполнить решение суда, сам факт того, что бюджет муниципального образования сформирован без учета выделения средств на мероприятия по обеспечению образовательной организации системой охранной сигнализации, не исключают вышеуказанные обязанности ответчика, доказательств отсутствия достаточности денежных средств для исполнения решения суда в установленный срок не представлено. При этом предлагаемый ответчиком срок исполнения решения суда (до 01 сентября 2023 года) суд находит неразумным, создающим угрозу нарушения прав учащихся на безопасные условия их обучения.
Администрация МО «Онежский муниципальный район» не лишена возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда (ст. 203 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Онежского межрайонного прокурора Федоровцева И.Д., поданный в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности обеспечить образовательную организацию системой охранной сигнализации, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» в срок до 01 сентября 2022 года обеспечить системой охранной сигнализации здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Онеги», расположенное по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Архангельская, д. 38.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Онежский городской суд Архангельской области.
Председательствующий подпись А.А. Кузнецов
...
...