Решение по делу № 2а-217/2020 от 28.04.2020

Адм.дело №2а-217/2020

04RS0022-01-2020-000278-03

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

18 июня 2020 года                                                                                с.Тарбагатай

Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ильиной М.Т., при секретаре Ковалевой Н.В., помощнике судьи Мункожаргаловой И.Б., представителя административного истца - помощника Восточно-Байкальского Межрайонного природоохранного прокурора А.И.А., действующей на основании доверенности,, представителя административного ответчика главы Администрации МО СП «<адрес>» Е.Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<адрес>» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>) с соблюдением установленного порядка пользования водным объектом – <адрес>, обязании исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в отсутствие права пользования водным объектом, обязании организовать проведение обследования, разработки критерия безопасности гидротехнического сооружения,

Установил:

            Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<адрес>», просит признать незаконным бездействия Администрации МО СП «<адрес>», выразившиеся в непринятии мер к реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на <адрес>) с соблюдением установленного порядка пользования водным объектом – рекой <адрес>, обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>) в отсутствие права пользования водным объектом – рекой <адрес>, обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования, предшествующего разработке декларации безопасности в отношении гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>), произвести расчет вероятного вреда в случае аварии и согласовать его с Министерством природных ресурсов РБ, обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, а также правила его эксплуатации, согласовать указанные правила с органами Ростехнадзора, организовать подготовку и аттестацию специалистов Администрации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Иск мотивирован тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов, об обеспечении безопасности и охраны ГТС, в ходе которой установлен факт непринятия мер по проведению преддекларационного обследования ГТС - пруда – накопителя на реке <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Восточно-Байкальский Межрайонного природоохранного прокурора А.И.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по изложенным в административном иске доводам.

Представитель административного ответчика глава Администрации МО СП «<адрес>» Е.Е.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Забайкальского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, согласно ходатайства просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме, иск просят удовлетворить. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав представителей административного истца и ответчика, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее ФЗ) "О безопасности гидротехнических сооружений" к данным объектам относятся гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Статья 8 указанного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ в качестве принципов обеспечения безопасности гидротехнических сооружений предусматривает представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

В соответствии со ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, в том числе обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении и др.;

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 10 указанного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.

Согласно ст.7 указанного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст.ст. 4,5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора.

В соответствии со ст. 7 указанного Положения разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.

Исходя из пункта 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 424 утвержден Временный порядок предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики", который предусматривает порядок предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".

Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов.

В силу ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

Согласно ч.3 ст. 13 Водного кодекса РФ к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.

Судом установлено, что собственником пруда-накопителя на реке <адрес> общим объемом <данные изъяты> куб.м., с инвентарным номером Литер , с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование сельского поселения «<адрес>» <адрес> <адрес> <адрес> (регистрационная запись от ДД.ММ.ГГГГ). Администрацией МО СП «<адрес>» фактически осуществляется водопользование указанным ГТС.

ДД.ММ.ГГГГ Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой И.о. главы МО СП «<адрес>» было внесено представлено об устранении нарушений закона, а именно по итогам проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и охраны ГТС, прокуратурой района установлено, что МО СП «<адрес>» не организовано проведение обследования ГТС, предшествующего разработке декларации безопасности, в нарушение требований закона критерии безопасности и правила эксплуатации ГТС не разработаны, не обеспечена подготовка и аттестация специалистов по вопроса безопасности ГТС.

Согласно ответа МО СП «Заводское» от ДД.ММ.ГГГГ на представление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, следует, что принято решение об обращении к главе МО «<адрес>» с вопросом о выделении денежных средств для проведения преддекларационных исследований, ведутся переговоры с АО «<адрес>» о проведении соответствующих исследования, ведется разработка нормативно-правового акта, определяющего правила эксплуатации ГТС, аттестация специалистов по вопросам безопасности при эксплуатации ГТС запланирована на 3 квартал 2018 года.

Согласно письма МО СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ главе МО «<адрес>» Администрация МО СП «<адрес>» просит оказать финансовую помощь для выполнения мероприятий по определению размера вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС в размере <данные изъяты> руб.

Согласно письма Врио Главы МО СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Восточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору, представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, принято решение о изыскании денежных средств для реализации мер по устранению выявленных нарушений закона.

Согласно письма МО СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Восточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору, Администрация МО СП «<адрес>» поставила на учет пруд – накопитель на <адрес> и в январе 2012 г. получила на него право собственности, данное ГТС не включено в Реестр ГТС, декларация безопасности ГТС не разрабатывалась. Финансовые и материальные резервы на обслуживание ГТС отсутствуют.

Согласно ответа на запрос АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работы по предоставлению коммерческого предложения на выполнение декларирования безопасности ГТС – дамб обвалования в <адрес> РБ составляет <данные изъяты> руб.

Согласно технического паспорта на пруд-накопитель на <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ, ГТС расположено в <адрес>, имеет инвентарный , приложен схематичный план.

Согласно кадастрового паспорта на пруд-накопитель на <адрес>, ГТС имеет объем <данные изъяты> куб.м.

Согласно письма Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Межрайонному природоохранному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что образован пруд-накопитель на <адрес>, который является основным источником поверхностных вод, русло реки проходит по рассматриваемому водному объекту, построен шлюз-регулятор, который фактически работает.

Судом изучены фотографии пруда-накопителя на реке <адрес>.

Таким образом, поскольку собственником (Администрацией МО СП «<адрес>») гидротехнического сооружения – пруда-накопителя на реке <адрес>, вопрос о реализации полномочий безопасности указанного ГТС не разрешен, и доказательств, свидетельствующих о предпринятых достаточных и полных мер для разрешения вопроса о проведении обследования, предшествующего разработке декларации безопасности в отношении ГТС, наличия расчета вероятного вреда в случае аварии гидротехнического сооружения, согласованного в установленном порядке с Министерством природных ресурсов <адрес>, и разработанных критериев безопасности гидротехнических сооружений, а также правил его эксплуатации, согласованных с органами Ростехнадзора, доказательств по подготовке и аттестации специалистов администрации по вопросам безопасности ГТС не представлено, равно как и не представлен доказательств подтверждающих право пользования водным объектом, суд полагает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.

Суд, учитывая обстоятельства дела, мнение участников процесса, а также действия, которые следует совершить ответчику в целях устранения допущенных нарушений, считает, что разумный срок для устранения недостатков следует установить в 9 месяцев со дня вступления в решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

                                                          РЕШИЛ:

Административные исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<адрес>» удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Администрации МО СП «<адрес>», выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда-накопителя на реке <адрес>).

    Обязать Администрацию МО СП «<адрес>» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>) в отсутствие права пользования водным объектом – рекой <адрес>.

    Обязать Администрацию МО СП «<адрес>» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования, предшествующего разработке декларации безопасности в отношении гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>), произвести расчет вероятного вреда в случае аварии и согласовать его с Министерством природных ресурсов <адрес>.

     Обязать Администрацию МО СП «<адрес>» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, а также правила его эксплуатации, согласовать указанные правила с органами Ростехнадзора, организовать подготовку и аттестацию специалистов Администрации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    Решение изготовлено 19 июня 2020 года.

            Судья                                                                       Ильина М.Т.

СОГЛАСОВАНО

Судья                                                                       Ильина М.Т.

2а-217/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО СП "Заводское"
Другие
Забайкальское управление Ростехнадзора
Суд
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия
Судья
М.Т. Ильина
Дело на странице суда
tarbagataisky.bur.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Производство по делу приостановлено
01.06.2020Производство по делу возобновлено
01.06.2020Подготовка дела (собеседование)
05.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.06.2020Судебное заседание
23.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее