Адм.дело №2а-217/2020
04RS0022-01-2020-000278-03
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июня 2020 года с.Тарбагатай
Тарбагатайский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ильиной М.Т., при секретаре Ковалевой Н.В., помощнике судьи Мункожаргаловой И.Б., представителя административного истца - помощника Восточно-Байкальского Межрайонного природоохранного прокурора А.И.А., действующей на основании доверенности,, представителя административного ответчика главы Администрации МО СП «<адрес>» Е.Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<адрес>» о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>) с соблюдением установленного порядка пользования водным объектом – <адрес>, обязании исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения в отсутствие права пользования водным объектом, обязании организовать проведение обследования, разработки критерия безопасности гидротехнического сооружения,
Установил:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<адрес>», просит признать незаконным бездействия Администрации МО СП «<адрес>», выразившиеся в непринятии мер к реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на <адрес>) с соблюдением установленного порядка пользования водным объектом – рекой <адрес>, обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>) в отсутствие права пользования водным объектом – рекой <адрес>, обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования, предшествующего разработке декларации безопасности в отношении гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>), произвести расчет вероятного вреда в случае аварии и согласовать его с Министерством природных ресурсов РБ, обязать ответчика в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, а также правила его эксплуатации, согласовать указанные правила с органами Ростехнадзора, организовать подготовку и аттестацию специалистов Администрации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Иск мотивирован тем, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране водных объектов, об обеспечении безопасности и охраны ГТС, в ходе которой установлен факт непринятия мер по проведению преддекларационного обследования ГТС - пруда – накопителя на реке <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Восточно-Байкальский Межрайонного природоохранного прокурора А.И.А., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по изложенным в административном иске доводам.
Представитель административного ответчика глава Администрации МО СП «<адрес>» Е.Е.Н. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица Забайкальского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, согласно ходатайства просили рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора поддерживают в полном объеме, иск просят удовлетворить. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителей административного истца и ответчика, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее ФЗ) "О безопасности гидротехнических сооружений" к данным объектам относятся гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Статья 8 указанного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ в качестве принципов обеспечения безопасности гидротехнических сооружений предусматривает представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.
В соответствии со ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация, в том числе обязаны:
обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;
обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;
обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;
развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;
систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;
организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения;
обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении и др.;
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 10 указанного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации.
Согласно ст.7 указанного ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 117-ФЗ сведения о гидротехническом сооружении вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее - Регистр) и (или) обновляются в Регистре после утверждения федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, декларации безопасности гидротехнического сооружения. Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 4,5 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1303, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией. Декларация безопасности представляется декларантом в орган надзора.
В соответствии со ст. 7 указанного Положения разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется.
Исходя из пункта 3 Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 876, расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 424 утвержден Временный порядок предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики", который предусматривает порядок предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по организации проведения аттестации по вопросам промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".
Согласно ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов, использования акватории водных объектов.
В силу ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Согласно ч.3 ст. 13 Водного кодекса РФ к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка к ним.
Судом установлено, что собственником пруда-накопителя на реке <адрес> общим объемом <данные изъяты> куб.м., с инвентарным номером № Литер №, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, является Муниципальное образование сельского поселения «<адрес>» <адрес> <адрес> <адрес> (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ). Администрацией МО СП «<адрес>» фактически осуществляется водопользование указанным ГТС.
ДД.ММ.ГГГГ Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой И.о. главы МО СП «<адрес>» было внесено представлено об устранении нарушений закона, а именно по итогам проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и охраны ГТС, прокуратурой района установлено, что МО СП «<адрес>» не организовано проведение обследования ГТС, предшествующего разработке декларации безопасности, в нарушение требований закона критерии безопасности и правила эксплуатации ГТС не разработаны, не обеспечена подготовка и аттестация специалистов по вопроса безопасности ГТС.
Согласно ответа МО СП «Заводское» от ДД.ММ.ГГГГ на представление Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, следует, что принято решение об обращении к главе МО «<адрес>» с вопросом о выделении денежных средств для проведения преддекларационных исследований, ведутся переговоры с АО «<адрес>» о проведении соответствующих исследования, ведется разработка нормативно-правового акта, определяющего правила эксплуатации ГТС, аттестация специалистов по вопросам безопасности при эксплуатации ГТС запланирована на 3 квартал 2018 года.
Согласно письма МО СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ главе МО «<адрес>» Администрация МО СП «<адрес>» просит оказать финансовую помощь для выполнения мероприятий по определению размера вреда, который может быть причинен жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС в размере <данные изъяты> руб.
Согласно письма Врио Главы МО СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Восточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору, представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, принято решение о изыскании денежных средств для реализации мер по устранению выявленных нарушений закона.
Согласно письма МО СП «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ Восточно-Байкальскому межрайонному природоохранному прокурору, Администрация МО СП «<адрес>» поставила на учет пруд – накопитель на <адрес> и в январе 2012 г. получила на него право собственности, данное ГТС не включено в Реестр ГТС, декларация безопасности ГТС не разрабатывалась. Финансовые и материальные резервы на обслуживание ГТС отсутствуют.
Согласно ответа на запрос АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ стоимость работы по предоставлению коммерческого предложения на выполнение декларирования безопасности ГТС – дамб обвалования в <адрес> РБ составляет <данные изъяты> руб.
Согласно технического паспорта на пруд-накопитель на <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ, ГТС расположено в <адрес>, имеет инвентарный №, приложен схематичный план.
Согласно кадастрового паспорта на пруд-накопитель на <адрес>, ГТС имеет объем <данные изъяты> куб.м.
Согласно письма Бурятского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Межрайонному природоохранному прокурору от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что образован пруд-накопитель на <адрес>, который является основным источником поверхностных вод, русло реки проходит по рассматриваемому водному объекту, построен шлюз-регулятор, который фактически работает.
Судом изучены фотографии пруда-накопителя на реке <адрес>.
Таким образом, поскольку собственником (Администрацией МО СП «<адрес>») гидротехнического сооружения – пруда-накопителя на реке <адрес>, вопрос о реализации полномочий безопасности указанного ГТС не разрешен, и доказательств, свидетельствующих о предпринятых достаточных и полных мер для разрешения вопроса о проведении обследования, предшествующего разработке декларации безопасности в отношении ГТС, наличия расчета вероятного вреда в случае аварии гидротехнического сооружения, согласованного в установленном порядке с Министерством природных ресурсов <адрес>, и разработанных критериев безопасности гидротехнических сооружений, а также правил его эксплуатации, согласованных с органами Ростехнадзора, доказательств по подготовке и аттестации специалистов администрации по вопросам безопасности ГТС не представлено, равно как и не представлен доказательств подтверждающих право пользования водным объектом, суд полагает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению.
Суд, учитывая обстоятельства дела, мнение участников процесса, а также действия, которые следует совершить ответчику в целях устранения допущенных нарушений, считает, что разумный срок для устранения недостатков следует установить в 9 месяцев со дня вступления в решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО СП «<адрес>» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации МО СП «<адрес>», выразившееся в непринятии мер к реализации полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда-накопителя на реке <адрес>).
Обязать Администрацию МО СП «<адрес>» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исключить осуществление полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>) в отсутствие права пользования водным объектом – рекой <адрес>.
Обязать Администрацию МО СП «<адрес>» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать проведение обследования, предшествующего разработке декларации безопасности в отношении гидротехнического сооружения (пруда – накопителя на реке <адрес>), произвести расчет вероятного вреда в случае аварии и согласовать его с Министерством природных ресурсов <адрес>.
Обязать Администрацию МО СП «<адрес>» в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения, а также правила его эксплуатации, согласовать указанные правила с органами Ростехнадзора, организовать подготовку и аттестацию специалистов Администрации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Тарбагатайский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение изготовлено 19 июня 2020 года.
Судья Ильина М.Т.
СОГЛАСОВАНО
Судья Ильина М.Т.