Судья Лиджаева Д.Х. Дело № 33-566/2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2017 г. г. Элиста
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Пюрвеевой А.А.,
судей Цакировой О.В. и Лиджиева С.В.,
при секретаре Пичко С.Н.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Педеровой (Хамуровой) Г.А. к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о взыскании единовременной компенсационной выплаты по апелляционной жалобе представителя третьего лица – Федерального фонда обязательного медицинского страхования Мальцевой В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 04 апреля 2017 г.
Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Нимгировой И.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на жалобу истца Хамуровой Г.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Хамурова Г.А. (ранее Педерова) обратилась в суд с указанным иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия (далее – Минздрав Республики Калмыкия, Министерство).
В обоснование заявленных требований указала на то, что 31 декабря 2015 г. Министерство заключило с ней договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб. как медицинскому работнику, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. До настоящего времени единовременная компенсационная выплата по договору ей не перечислена в связи с отсутствием бюджетных ассигнований.
Учитывая изложенное, просила суд взыскать с Минздрава Республики Калмыкия в свою пользу единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб. в равных долях по 500 000 руб. за счет бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) и за счет средств республиканского бюджета, расходы по оплате государственной пошлины – 300 руб.
В судебном заседании истец Хамурова Г.А. иск поддержала.
Представитель ответчика Нимгирова И.Н. иск не признала.
Представители третьих лиц – ФФОМС, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия и Министерства финансов Республики Калмыкия в судебное заседание не явились.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 04 апреля 2017 г. иск Педеровой (Хамуровой) Г.А. удовлетворен. С Минздрава Республики Калмыкия в пользу Педеровой (Хамуровой) Г.А. взыскана единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000 руб., из них: 500 000 руб. за счет средств ФФОМС и 500 000 руб. за счет средств бюджета Республики Калмыкия. С ответчика в пользу истца взысканы расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель третьего лица – ФФОМС Мальцева В.А. просит решение суда отменить и принять новое решение ввиду неправильного применения норм материального права и определения обстоятельств, имеющих значение по делу. Суд не учел, что предоставление в 2017 году компенсационной выплаты медицинскому работнику, прибывшему на работу в сельский населенный пункт в 2015 году и заключившему договор о предоставлении такой выплаты в 2016 году, противоречит закону. Указывает, что в ФФОМС не поступала заявка на предоставление иного межбюджетного трансферта для предоставления единовременной компенсационной выплаты Педеровой Г.А.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя иск Педеровой (Хамуровой) Г.А., суд первой инстанции исходил из возникновения у истца как медицинского работника права на получение единовременной компенсационной выплаты по договору о предоставлении такой выплаты.
С таким выводом суда следует согласиться.
В силу ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об обязательном медицинском страховании), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.
Как видно из ч. 12.2 ст. 51 Закона об обязательном медицинском страховании, иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить данный договор в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 455 от 11 декабря 2015 г. утвержден Порядок предоставления в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, имеющим высшее образование, прибывшим (переехавшим) в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок» (далее – Порядок).
Согласно пунктам 1, 3, 4, 7, 13 Порядка единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей (далее – выплата) предоставляется медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта (далее – медицинские работники) и заключившим договор с Министерством здравоохранения Республики Калмыкия. Финансовое обеспечение выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и средств бюджета Республики Калмыкия. Выплата перечисляется медицинскому работнику в течение 30 дней со дня заключения договора.
По смыслу приведенных норм медицинский работник должен соответствовать критериям, по которым ему предоставляется единовременная компенсационная выплата, имеющая целью привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты для восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений. Она призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания. Обязательными условиями для получения компенсационной выплаты являются заключение трудового договора между медицинским работником и государственным или муниципальным учреждением здравоохранения и договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Из материалов дела видно, что 16 сентября 2015 г. Хамурова Г.А. принята на работу в Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Приютненская районная больница» на должность врача-терапевта дневного стационара на неопределенный срок. 31 декабря 2015 г. Минздравом Республики Калмыкия с Педеровой (Хамуровой) Г.А. заключен договор № 17 (л.д. 7) о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты.
Следовательно, у Хамуровой Г.А. как медицинского работника, прибывшего в 2015 году на работу в сельский населенный пункт, возникло право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб.
Согласно п. 2.2 договора Министерство обязано перечислить сумму выплаты на лицевой счет медицинского работника в течение тридцати дней со дня заключения договора.
Судом установлено, что Хамурова Г.А. единовременную компенсационную выплату не получила ввиду отсутствия у Минздрава Республики Калмыкия бюджетных ассигнований.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости взыскания с Минздрава Республики Калмыкия в пользу Хамуровой Г.А. невыплаченной ей единовременной компенсационной выплаты.
Довод апелляционной жалобы о том, что у истца не возникло право на получение такой выплаты, является необоснованным, поскольку основан на неправильном толковании норм материального права и противоречит обстоятельствам дела.
Как правильно указал суд в решении, обязанность по предоставлению Хамуровой Г.А. компенсационной выплаты вытекает из договора № 17 от 31 декабря 2015 г., который заключен в установленном законом порядке и не оспорен.
Отсутствие поступивших в ФФОМС заявок на предоставление межбюджетных трансфертов для единовременной компенсационной выплаты Хамуровой Г.А. также не является основанием для отказа в предоставлении такой выплаты.
В вышеприведенных нормативных актах не предусмотрено, что указанная выплата не будет производиться в случае получения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации недостаточного финансирования на выплату компенсаций.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Законодатель, закрепляя право граждан на получение социальных выплат и определяя условия их назначения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила. Однако при этом не должно ухудшаться положение тех лиц, которые на основании ранее действовавших норм приобрели или должны были приобрести соответствующее право. Эти лица вправе рассчитывать на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств. Иное означало бы отказ государства от выполнения своих обязательств, что подрывает доверие граждан к его действиям.
Таким образом, отсутствие соответствующей заявки на получение межбюджетных трансфертов не может нарушать законные права и интересы истца Хамуровой Г.А. на получение единовременной компенсационной выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 04 апреля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица Мальцевой В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи: О.В. Цакирова
С.В. Лиджиев