Дело № 07 июля 2022 года
78RS0015-01-2021-008190-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Игнатьевой А.А.
при секретаре Суваровой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефименковой Тамаре Сергеевны к Орловой Наталье Анатольевне, Руновой Елене Валерьевне, Пашковой Елене Владимировне, Леонтьевой Ольге Геннадьевне, Альмаметову Адиль Шамильевичу о признании недействительными протокола, решений общего собрания членов ЖСК.
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в Невский районный суд Санкт – Петербурга иском к Орловой Н.А., Руновой Е.В., Пашковой Е.В., Леонтьевой О.Г. Альмаметову А.Ш., с учетом уточнения требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просила признать недействительным решение общего собрания собственников многоквартирного дома, проводимого в форме очно-заочного голосования оформленное протоколом № 1 от 01.07.2021 года, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание собственников многоквартирного дома, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого были приняты решения об избрании председателя и секретаря, счетной комиссии, выборе способа управления многоквартирным домом – ЖСК №. Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, <адрес>, состоит из двух частей, часть (квартиры с №) возведено в 1975 году за счет средств членов ЖСК № и находится в их управлении ЖСК 800, примыкающее здание построено в 1975 года за счет средств членов ЖСК № и находится в управлении членов ЖСК № (квартиры с 672-959), указанные здания согласно документам, имеющимся в ЖСК № были построены и введены в эксплуатацию как самостоятельные объекты недвижимости. Истец участия в собрании не принимал, о проведении собрания, нарушены порядок подготовки и созыва общего собрания по инициативе правления ЖСК №, принятое решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям действующего жилищного законодательства, поскольку управление вышеуказанным домом с учетом специфики его постройки двумя разными кооперативами должно осуществляться посредством управления управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья.
Истец Ефименкова Т.С. и ее представитель Сметанин А.Л. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержали, просили об их удовлетворении.
Ответчики Орлова Н.А., Леонтьева О.Г., Рунова Е.В. в судебное заседание не явились о дате судебного заседание извещены, реализовали свое право на представление интересов в суде через представителя Лесючевскую О.Н., которая в судебное заседание явилась, требования не признала, представила отзыв на исковое заявление, который поддержала.
Ответчик Пашкова Е.В. в судебное заседание явилась, требования признала, представила признание иска.
Представитель третьего лица ЖСК № 800 - Сметанин А.Л. в судебное заседание явился, поддержал требования истца.
Ответчик Альмаметов А.Ш. и представитель третьего лица ЖСК 799 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещен, что подтверждается распиской представленной в материалы дела, а также повесткой возвращенной в суд с отместкой «истек срок хранения», ходатайств и документов в обоснование своей позиции не представили, тем сама реализовали свое право на участие в судебном заседании, поскольку в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд - есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а поэтому не является преградой для рассмотрения искового заявления.
Суд, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Организация и деятельность жилищно-строительных кооперативов регулируется нормами главы 11 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в частности, статьями 116 - 119 Кодекса, определяющими правомочность общего собрания членов жилищного кооператива и компетентность органов его управления.
Вместе с тем, к указанным правоотношениям в части, не урегулированной названными нормами, подлежат применению по аналогии положения главы 6 ЖК РФ об общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 9 ст. 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
Жилищно-строительный кооператив, по смыслу части 2 статьи 161 ЖК РФ, является одним из способов управления многоквартирным домом. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 116 ЖК РФ предусмотрено, что высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива (конференция), которое созывается в порядке, установленном уставом кооператива.
Согласно ст. 117 ЖК РФ общее собрание членов жилищного кооператива является правомочным, если на нем присутствует более пятидесяти процентов членов кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, считается принятым при условии, если за него проголосовало более половины членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании, а по вопросам, указанным в уставе жилищного кооператива, - более трех четвертей членов жилищного кооператива, присутствовавших на таком общем собрании.
Решение общего собрания членов жилищного кооператива, принятое в установленном порядке, является обязательным для всех членов жилищного кооператива. Решение общего собрания членов жилищного кооператива оформляется протоколом.
Согласно п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В силу п. п. 1, 3 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
В соответствии с п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
На основании п. п. 1 - 4 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).
Решение собрания не может быть признано судом недействительным по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, если оно подтверждено решением последующего собрания, принятым в установленном порядке до вынесения решения суда. Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено. Решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
Исходя из положений ст. 181.5 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Из разъяснений, содержащихся в п. 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что по смыслу п. 1 ст. 2, п. 6 ст. 50 и п. 2 ст. 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, то есть определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения коллегиальных органов управления юридического лица (собраний участников, советов директоров и т.д.), решения собраний кредиторов, а также комитета кредиторов при банкротстве, решения долевых собственников, в том числе решения собственников помещений в многоквартирном доме или нежилом здании, решения участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что Ефименкова Т.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> (л.д. 39-41 т.1)
В период с 05.04.2021 по 30.06.2021 года состоялось общее собрание собственников многоквартирного дома, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ на котором были приняты следующие решения: выбор председателя годового общего собрания собственников МКД, выбор секретаря, членов счетной комиссии, выбор способа сообщения о проведения годового собрания и внеочередного собрания, о принятых сообщениях, определение места хранения документов, установление сроков проведения собрания, выбор способа управления МКД.
Разрешая заявленные требования, оценив представленные по делу доказательства, суд исходит из того, что общее собрание членов ЖСК-799 было созвано и проведено в соответствии с Уставом ЖСК и действующим законодательством, собрание имело необходимый кворум и разрешило в пределах своей компетенции поставленные на голосование вопросы, а принятые собранием решения не нарушили прав истца или иных лиц, в связи с оснований для удовлетворения требований истца не имеется.
Доводы истца о том, что данный многоквартирный дом не строило ЖСК 799 в связи с чем не может управлять данным домом, а также дом разделен на две части, одной из которой управляет ЖСК 800 с 1975 года, с момента введения в эксплуатацию, а выбор способа управление данным домом - ЖСК-799, противоречит требованиям действующего жилищного законодательства, поскольку управление вышеуказанным домом с учетом специфики его постройки двумя разными кооперативами должно осуществляться посредством управления управляющей организацией, либо товариществом собственников жилья, подлежат отклонению.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ жилой дом является одним из видов жилых помещений.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Частью 1 статьи 43, частью 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) установлено, что с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в соответствии с требованиями Закона о кадастре, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются.
Таким образом, с 1 января 2013 г. для целей осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости проведение технической инвентаризации и изготовление технических паспортов таких объектов недвижимости не предусмотрено действующим законодательством.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе его инвентаризация и паспортизация (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям), который проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пункт 3.21 "ГОСТ Р 51929. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 11 июня 2014 г. N 543-ст, определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Как следует из представленного в материалы дела технического паспорта на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> составленный ГУП «ГУИОН» 22.10.2019, МКД как единый объект состоит из 9 лестниц, площадью 1369,5кв.м, год постройки 1975, общая площадь <адрес> кв.м (л.д. 105 т.1) дом учтен в качестве единого строения и имеет сквозную нумерацию квартир.
Таким образом, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> представляет собой единое строение, имеет 9 подъездов.
Выбор управляющей организации общим собранием собственников помещений многоквартирного дома производится на добровольных началах и управление таким домом может осуществляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления многоквартирным домом), о выполняемых работах и услугах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядке и об условиях их предоставления, о стоимости данных услуг и работ, а также о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством РФ.
Поскольку императивная норма ч. 9 ст. 161 Кодекса не допускает наличие более одного субъекта управления многоквартирным домом, постольку информация о финансовом положении и деятельности такого субъекта должна быть доступна всем заинтересованным в ней лицам.
При таких обстоятельствах, принятое на собрании оспариваемое решение о выборе единого способа управление данным домом - ЖСК-799, не нарушает права истца и нормы жилищного законодательства.
Цели ЖСК 799 и его деятельность предусмотрена в Уставе (л.д.173), из представленных в том числе документов усматривается, что ЖСК 799 заключены договоры с поставщиками услуг на обслуживание многоквартирного дома. Доказательств об избрании собственника способа управления МКД ЖСК 800 в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, суд не принимает признание иска представленное ответчиком Пашковым Е.В. на том основании, что это противоречит закону и нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку инициатором собрания Пашкова Е.В. не являлась, ЖСК 799 также собственники, которые выступили в качестве инициаторов собрания, возражали по заявлению, что исключает применение положений ст. 39 ГПК РФ о признании иска.
Объективных признаков ничтожности решения собрания членов ЖСК, установленных императивными нормами закона, которые могли бы повлечь безусловную отмену решений собрания - из материалов дела не усматривается, решения приняты в рамках компетенции общего собрания. Принятые общим собранием решения не нарушают прав истца, при этом, голосование истца не могло повлиять на принятие решения общим собранием. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Оснований для признания решения недействительным или ничтожным, предусмотренных пунктом 1 статьи 181.4 и статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, не усматривается.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2022 ░░░░.