УИД 42RS0025-01-2021-000534-82
Дело № 2-418/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Промышленная 24 июня 2021 года
Судья Промышленновского районного суда Кемеровской области Маслова Е.А., при секретаре Долбня Н.В., с участием истца Ореховской Е.И. и ее представителя Подлужного А.А., представителя ответчика Ширшовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ореховской Е. И. к ООО «Чистый город Кемерово» о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
Ореховская Е.И. обратилась в Промышленновский районный суд с иском к ООО «Чистый город Кемерово» о защите прав потребителей.
В исковом заявлении истец свои требования мотивирует тем, что она получила судебный приказ о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <.....> по <.....> год в размере <.....> руб.
По адресу <.....> <.....> пользуется услугами администрации по обращению с твердыми коммунальными услугами.
На официальном сайте ООО «Чистый город Кемерово» указаны банковские реквизиты для оплаты в безналичной форме. Сведений о возможности произвести оплату в наличной форме нет. Нет информации о платёжных агентах, через которых возможно произвести оплату в наличной форме за услуги.
Обязанность заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов установлена: ст. 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ: 4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
ООО «Чистый город Кемерово» не обращалось к Ореховской Е.И. с предложением заключить договор по обработке твёрдых коммунальных отходов.
Иные нормативные документы, не являющиеся Законом РФ, изданные органами исполнительной власти, имеют меньшую юридическую силу и не могут противоречить Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ. Ссылка ответчика на иные нормативные акты, не являющиеся законом, не могут применяться в правоотношениях по обработке твёрдых бытовых отходов, так как Закон РФ имеет большую юридическую силу.
Ореховская Е.И. не владеет информацией о месте (площадке) накопления твердых отходов, потому что он не заключал договор по обращению с твердыми коммунальными отходами. И эти сведения ему не предоставлялись.
Достаточно долгое время Ореховская Е.И. пользуется услугами предоставляемыми Администрацией <.....> по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Ореховская Е.И. направила в ООО «Чистый город Кемерово» заявление от <.....>, в соответствии с ответом №........ от <.....> от ООО «Чистый город Кемерово».В указанном заявление Ореховская Е.И. поставил в известность ООО «Чистый город Кемерово», что не пользуется услугами их компании, и требовала расторгнуть с ней договор об оказании услуг, а так же снять с нее задолженность. Ореховская Е.И. не заключал с ООО «Чистый город Кемерово» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Правоотношения не возникли. Основания для оказания услуг Ореховской Е.И. ООО «Чистый город Кемерово» отсутствуют. Основания для начисления оплаты и требования оплаты с Ореховской Е.И. отсутствуют.
Указывает, что сведения о наличии специальных банковских счетов организаций партнёров ООО «Чистый город Кемерово», которые принимают оплату в виде наличных банковских счетов отсутствуют. Не желая быть пособником нарушений в связи с отсутствием и не использованием специальных банковских счетов при осуществлении наличных денежных операций, за отсутствием информации не имею возможность производить оплату коммунальных услуг по обработке твёрдых отходов. На официальном сайте ООО «Чистый город Кемерово» размещена информация по состоянию на <.....> о пунктах приёма платежей. Исходя из указанной информации у всех перечисленных организаций должны быть специальные банковские счета для осуществления приема наличных банковских платежей.
Однако никакой информации о наличии специальных банковских счетов для приёма наличных платежей у указанных организаций нет.
Действия ООО «Чистый город Кемерово» напоминают <.....>. Когда фактически услуги не оказываются, но начисляется оплата и увеличивается задолженность граждан перед ООО «Чистый город Кемерово», что расценивается как злоупотребление правом в соответствии со статьёй 10 Гражданского кодекса РФ.
Причинённые ответчиком моральные страдания истцу выразились в негативных чувствах: <.....>. Истец оценивает денежную компенсацию морального вреда в размере <.....> рублей.
Истец просит считать договор между Ореховской Е. И. и ООО «Чистый город Кемерово» по обращению с твёрдыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <.....>, незаключенным.
Обязать ответчика ООО «Чистый город Кемерово» аннулировать задолженность по тарифам по обращению с твёрдыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <.....> <.....>.
Обязать ответчика ООО «Чистый город Кемерово» прекратить начислять задолженность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <.....> <.....> <.....>.
Считать отсутствующей задолженность истца Ореховской Е. И. перед ответчиком ООО «Чистый город Кемерово» по состоянию на <.....> в размере <.....> рубля за услугу - обращения с твёрдыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <.....> <.....>.
Обязать ответчика ООО «Чистый город Кемерово» предоставить истцу Ореховской Е. И. подробный расчёт (период начисления, тарифы) предъявленной задолженности в размере <.....> рублей за услугу - обращения с твёрдыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <.....>.
Обязать ответчика ООО «Чистый город Кемерово» предоставить истцу Ореховской Е. И. подробный расчёт (период начисления, тарифы) фактической задолженности за услугу - обращения с твёрдыми коммунальными отходами жилого дома по адресу: <.....> <.....>.
Взыскать с ответчика ООО «Чистый город Кемерово» в пользу истца Ореховской Е. И. <.....> рублей - убытки, причиненные потребителю и подлежащие возмещению за юридическую услугу, оказанную по договору об оказании юридических услуг №........ от <.....>.
Взыскать с ответчика ООО «Чистый город Кемерово» в пользу истца Ореховской Е. И. денежную компенсацию морального вреда в размере <.....> рублей.
От представителя ответчика поступили письменные возражения, в которых просят в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку данная услуга является коммунальной услугой в силу ст. 154 ЖК РФ и является обязательной.
В судебном заседании истец Ореховская Е.И., ее представитель Подлужный А.А., допущенный судом по устному ходатайству истца, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Ширшова Е.Н. иск не признала, поддержала свой письменный отзыв, просила в иске отказать, полагает, что услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является обязательной в силу норм жилищного кодекса.
Суд, заслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в силу нижеследующего.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктом 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правил обращения с ТКО) предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом № 89-ФЗ, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами (статья 2 Федерального закона № 89-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 5 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 20 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ореховской Е.И. принадлежит <.....> часть жилого дома, расположенного по адресу: <.....> <.....> (выписка и ЕГРП).
Департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области <.....> заключено соглашение с ООО «Чистый Город Кемерово» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны "<.....>" Кемеровской области. ООО «Чистый Город Кемерово» присвоен статус регионального оператора сроком на 10 лет.
Как указывает сторона ответчика, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами было размещено на официальном сайте ООО «Чистый Город Кемерово» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://sibtko.ru/zakon, а также в газете Кузбасс от 25.06.2019 №48.
В абз. 2 п. 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, может быть заключён с исполнителем в письменной форме или путём совершения конклюдентных действий.
Поскольку истец в течение пятнадцати рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами не направил региональному оператору заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, с <.....> договоры на оказание услуг по обращению с ТКО заключены региональным оператором ООО «Чистый Город Кемерово» на территории его зоны деятельности «<.....>» Кемеровской области на основании публичного договора, в случае отсутствия направления заявки.
В силу Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат удалению. Для размещения отходов предусматриваются специальные объекты, которые вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО для жителей жилого дома по адресу: <.....> <.....>, место (площадка) накопления ТКО организовано по адресу: <.....>, <.....> <.....>.
Как усматривается из представленных выписок мониторинга ООО "Чистый Город Кемерово" осуществляло вывоз мусора с контейнерных площадок, расположенного по адресу: <.....> <.....>.
Согласно платежным документам ООО «Чистый Город Кемерово», задолженность Ореховской Е.И. за предоставление коммунальной услуги – обращение с ТКО, за период с <.....> по <.....> составляет <.....> руб.
Отказывая в удовлетворении требований о прекращении начисления денежных средств за пользование услугами по вывозу мусора, об обязании снятия обязательства по уплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, суд исходит из того, что в соответствии с п. 8 (17) Правил обращения с ТКО между ООО «Чистый Город Кемерово» и Ореховской Е.И. заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, сбор и вывоз ТКО с контейнерных площадок, закрепленных в районе места жительства истца, региональным оператором ООО "Чистый Город Кемерово" осуществлялся, данная услуга была оказана.
Кроме того, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной, в связи с чем у истца возникла обязанность по ее оплате в порядке, предусмотренном ЖК РФ, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Таким образом, оснований для прекращения и снятия ответчиком начисления оплаты за оказанную услугу по обращению с ТКО не имеется.
Доводы истца о том, что он самостоятельно осуществляет вывоз мусора, в том числе крупногабаритного и строительного, не освобождает его от обязанности уплачивать коммунальные платежи за обращение с ТКО.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Согласно ст.2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ поставщик - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту наличных денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.
Платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.
Согласно п.3 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.
Ссылка истца на то, что ответчик обязан предоставить истцу сведения о платежных агентах, имеющих специальные банковские счета (полное наименование, ЕГРЮЛ или ЕГРИП, юридический адрес, фактический адрес, сведения о специальном банковском счете, графике работы) для осуществления истцом оплаты в наличной форме за услугу – обращения с твердыми коммунальными отходами несостоятельна, поскольку данная информация является общедоступной, содержится на официальном сайте регионального оператора – sibtko.ru. кроме того, просительная часть искового заявления такого требования не содержит и в судебном заседании истец не просила об обязании ответчика предоставить информацию о платежных агентах.
Суд полагает, что истцом не представлено доказательств, отвечающих требованиям закона об их относимости и допустимости, подтверждающих факт самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов. При том, что у потребителя собственника жилого дома есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами. При таких обстоятельствах истец не может быть освобожден от предусмотренной законом обязанности по исполнению условий договора, предусматривающего предоставление услуг, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами, и оплате таких услуг.
Отказывая в удовлетворении исковых требований признании договора незаключенным, о прекращении начисления денежных средств за пользование услугами по вывозу мусора, об обязании снятия обязательства по уплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, суд отказывает и в удовлетворении производных требований о взыскании компенсации морального вреда, расходов на оплату услуг представителя.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ореховской Е. И. к ООО «Чистый город Кемерово» о защите прав потребителей, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд с подачей жалобы через Промышленновский районный суд Кемеровской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, которое будет изготовлено 02 июля 2021 года.
Судья Е.А. Маслова