АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А-73-113/2009
«03» февраля 2009 года
Арбитражный суд Хабаровского края,
в составе судьи Зверевой А.В., при ведении протокола судебного заседания судьёй
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Отдела государственного надзора (инспекция) Хабаровского края и ЕАО ДМТУ Ростехрегулирования
о привлечении индивидуального предпринимателя Сорокина Сергея Юрьевича к административной ответственности по части 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя – Харитонова А.В. доверенность от 29.12.2008 №1.
от лица, привлекаемого к административной ответственности – не явились.
Сущность дела: Отдел государственного надзора (инспекция) Хабаровского края и ЕАО ДМТУ Ростехрегулирования обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Сорокина Сергея Юрьевича к административной ответственности по части 1 статьи 19.19. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель Инспекции на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении. Свои требования заявитель обосновывает нарушением предпринимателем обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке), хранении продукции – светильников.
Предприниматель, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, отзыв не представил.
В соответствии со статьёй 123, частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суд установил:
Отделом государственного надзора (инспекция) Хабаровского края и ЕАО Дальневосточного межрегионального территориального управления Ростехрегулирования, на основании распоряжения начальника отдела государственного надзора (инспекции) Хабаровского края и ЕАО от 14.11.2008 №92, в период с 19.11.2008 по 18.12.2008 проведена проверка по государственному контролю и надзору за соблюдением индивидуальным предпринимателем Сорокиным С. Ю. обязательных требований государственных стандартов к продукции электротехнической, а также соблюдения требований законодательных и иных правовых актов Российской Федерации в области технического регулирования.
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель Сорокин С. Ю., 19.11.2008 в 12 час.00 мин., в торговом центре «Бронко», расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул. Карла Маркса, 166 осуществлял реализацию (поставку), хранение электротехнической продукции:
- светильника напольного трехлампового с нарушением обязательных требований стандартов – пунктов 4.6.1, 4.11 ГОСТ Р МЭК 60598-2-4-99, п.п. 5.2, 10.1, 8.2.1, 8.2.4, 8.2.6 ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003 по показателям безопасности;
- светильника напольного трехлампового, светильника настольного однолампового 1610-51-07, светильника стационарного настенного однолампового «NAMAT» с нарушением обязательных требований п.п. 4.4, 4.5 ГОСТ Р МЭК 60598-2-4-99, п.п. 3.2, 3.4 ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003, п.п. 1.,2 ГОСТ Р 50460-92 ПО МАРКИРОВКЕ, п.п. 3.3. ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003, п. 4.13 ГОСТ 2.601-2006 по содержанию документации.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 18.12.2008 №096.
В ходе проведения проверки Инспекцией произведен технический осмотр указанной продукции, по результатам которого составлен протокол технического осмотра от 19.11.2008. Отобраны образцы продукции для проверки соответствия её требованиям государственных стандартов, составлен акт отбора образцов от 19.11.2008.
В период с 24.11.2008 по 03.12.2008 испытательной лабораторией продукции электрооборудования и машиностроения Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт физико-технических и радиотехнических измерений» Дальневосточный филиал проведены испытания отобранного образца продукции – светильника переносного настольного однолампового, светильника стационарного настенного «NAMAT», светильника переносного напольного трехлампового.
По результатам испытаний составлены протокол №ПЭМ/112Н-08 испытаний на безопасность светильника переносного настольного однолампового код 1610-51-07, протокол № ПЭМ/212Н-08 испытаний на безопасность светильника стационарного настенного «NAMAT» однолампового, тип ОХ1/975, номер 975/25, протокол № ПЭМ512Н-08 испытаний на безопасность светильника переносного напольного трехлампового, без маркировки,
12.01.2009 государственным инспектором отдела государственного надзора (инспекции) Хабаровского края и ЕАО ДМТУ Ростехрегулирования Харитоновой А.В. в отношении предпринимателя Сорокина С. Ю. в его отсутствии при надлежащем извещении составлен протокол № 01, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1,2 статьи 19.19. КоАП РФ, совершенных предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, Инспекция с соответствующим заявлением и материалами административного производства обратилась в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд находит требования Инспекции подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ).
Под стандартом, в соответствии со статьей 2 вышеуказанного закона, понимается документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статьи 46 Федерального закона от 27.12.02 №184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Аналогичные требования закреплены постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 №4 «О национальных стандартах Российской Федерации», зарегистрированным в Минюсте РФ 13.02.2004 №5546, в отношении государственных и межгосударственных стандартов, принятых Госстандартом России до 01.07.2003.
Согласно ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003 «Светильники. Общие требования и методы испытаний» настоящий стандарт устанавливает общие требования к светильникам с электрическими источниками света напряжением не более 1000 В.
В соответствии с пунктом 5.2.10.1 ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003 в светильниках, предназначенных для использования с несъемными гибкими кабелями или шнурами, присоединенными по типу Х, устройство крепления последних должно соответствовать следующим требованиям: пункт - a. по крайней мере одна из деталей устройства должна быть жестко закреплена на светильнике или выполнена заодно с ним.
Пунктом 8.2.1 указанного ГОСТа предусмотрено, что конструкция полностью смонтированного для эксплуатации светильника должна обеспечивать недоступность прикосновения к токоведущим деталям, в т.ч. при открытом для замены ламп или стартеров положении.
Защита от поражения электрическим током должна сохраняться для всех способов и положений стационарных светильников в условиях эксплуатации с учетом ограничений, оговоренных инструкцией по монтажу, а также для всех положений частей регулируемых светильников. Защита должна сохраняться после снятия всех деталей без применения инструмента, кроме ламп и деталей патронов (для байонетных патронов: донышка (крышки контактных зажимов), корпуса; для резьбовых патронов: донышка (крышки контактных зажимов) только для патронов для крепления на шнуре; наружного корпуса).
Согласно пункта 8.2.4 указанного ГОСТа, переносные светильники, присоединяемые к сети несъемным гибким шнуром со штепсельной вилкой, должны иметь защиту от поражения электрическим током, не связанную с монтажной поверхностью.
Клеммная колодка в переносных светильниках должна быть полностью закрыта.
В соответствии с пунктом 8.2.6 ГОСТа Р МЭК 60598-1-2003, крышки и другие детали, обеспечивающие защиту от поражения электрическим током, должны иметь достаточную механическую прочность и надежное крепление, которое не ослабевает при обслуживании светильника.
Как установлено пунктом 4.6.1 ГОСТа Р МЭК 60598-2-4-99, при перемещении, регулировке или установке светильников на опору изоляции гибкость кабелей или шнуров не должна повреждаться.
В соответствии с пунктом 4.11 данного ГОСТа, светильника класса защиты 1, имеющие байонетные патроны для ламп, должны:
1) быть сконструированы так, чтобы цоколь лампы был недоступен для прикосновения стандартным испытательным пальцем, когда светильник собран как для нормального использования, или
2) иметь металлический заземленный патрон.
Как следует из вышеуказанного протокола испытаний, светильник напольный трехламповый не соответствует по показателям безопасности указанным требованиям ГОСТов Р МЭК 60598-1-2003, 60598-2-4-99.
Пунктами 3.2, 3.3 ГОСТа Р МЭК 60598-1-2003 установлены требования к маркировке светильников, а именно: на светильнике должна быть четко и прочно нанесена маркировка на наружной части светильника (за исключением стороны, соприкасающейся с монтажной поверхностью) или внутри его, видимая при замене лампы или снятии детали светильника, на тыльной части светильника, видимая в процессе монтажа светильника, видимая на полностью укомплектованном или смонтированном для нормальной эксплуатации светильнике с установленной в нем лампой – торговая марка (товарный знак изготовителя или наименование ответственного поставщика), нормируемое напряжение в вольтах, нормируемая предельно допустимая температура окружающей среды, если она отличается от 25 С, символы класса защиты, код IP, номер модели или обозначение типа, нормируемая мощность, информация о лампах специального назначения, символы для светильников. Кроме основной маркировки, на соответствующих местах светильника или встроенных ПРА или в инструкции изготовителя, поставляемой со светильником, должны быть указаны дополнительные сведения, необходимые для правильной установки, эксплуатации и технического обслуживания светильника, а именно: допустимая температура окружающей среды, номинальная частота в герцах, рабочие температуры, символы или надписи, схемы соединения, специфические условия, ограничения в использовании или применении ламп-светильников, дополнительно информацию о коэффициенте мощности, типы ламп для светильников, предупреждения, светильник должен быть маркирован символом, указывающим род питающего тока, информацию по эксплуатации светильников. Информация, относящаяся к безопасности, должна быть изложена на языке, принятом в стране.
Согласно ГОСТ Р МЭК 598-2-1-97 «Светильники стационарные. Общего назначения» настоящий стандарт устанавливает требования к стационарным светильникам общего назначения с лампами накаливания с вольфрамовой нитью, трубчатыми люминесцентными лампами и другими разрядными лампами, напряжение питания которых не превышает 1000 В.
Пунктом 1.5 ГОСТа Р МЭК 598-2-1-97 установлены требования к маркировке светильников.
Согласно ГОСТ 8607-82 «Светильники для освещения жилых и общественных помещений. Общие технические условия» настоящий стандарт распространяется на светильники с лампами накаливания и разрядными лампами для освещения жилых и общественных помещений, изготовляемые для нужд народного хозяйства и для экспорта.
Пунктом 2.5 ГОСТа 8607-82 установлено, что срок службы светильников для жилых помещений должен быть не менее 8 лет для светильников с рассеивателями из силикатного стекла и подвесками из хрустального стекла, 6 лет для остальных светильников. Срок службы светильников для общественных помещений должен быть не менее 10 лет. Срок сохраняемости светильников до ввода в эксплуатацию должен быть 1 год для освещения общественных помещений, 1,5 года для освещения жилых помещений. Показатели электропотребления (мощность и количество источников света) и показатели материалоемкости (масса светильников) должны быть указаны в технических условиях на светильники конкретных типов, в эксплуатационном документе. Уровни радиопомех, создаваемые при работе светильников не должны превышать значений, установленных государственными стандартами.
Согласно ГОСТ 17677-82 «Светильники. Общие технические условия» настоящий стандарт распространяется на светильники для внутреннего освещения жилых, общественных помещений, производственных (в т.ч. сельскохозяйственных) зданий и на светильники для наружного освещения, предназначенные для работы в сетях переменного тока напряжением до 1000 В, изготовляемые для нужд народного хозяйства и для экспорта.
Пунктом 8 ГОСТа 17677-82 установлены требования к маркировке, упаковке, транспортированию и хранению указанной продукции, а именно: на корпусе или на одной из несъемных в процессе эксплуатации деталей светильника должна быть нанесена несмываемая отчетливая маркировка по ГОСТ 18620-86, содержащая товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение светильника. Для светильников, на которые невозможно или нецелесообразно наносить маркировку в полном объеме, допускается её сокращение, при этом содержание маркировки должно быть указано в стандартах или технических условиях на отдельные типы или группы светильников. На транспортной таре должна быть нанесена маркировка со следующими манипуляционными знаками: «Осторожно, хрупкое», «Боится сырости», а также должен быть указан способ складирования.
Согласно пункта 4.4. ГОСТа Р МЭК 60598-2-4-99, светильники должны классифицироваться в соответствии с положениями раздела 2 МЭК 60598-1, за исключением переносных напольных и настольных светильников, которые классифицируются как пригодные для непосредственной установки на поверхность из нормально воспламеняющихся материалов.
Согласно ГОСТ 2.601-2006 «Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы» настоящий стандарт устанавливает виды, комплектность и общие требования к выполнению эксплуатационных документов.
Пунктом 4.13 ГОСТа 2.601-2006 предусмотрено, что в эксплуатационных документах поставляемых с изделием, должна содержаться следующая информация: наименование страны-изготовителя и предприятия-изготовителя; наименование и обозначение стандарта или технических условий; основное назначение, сведения об основных технических данных и потребительских свойствах изделия; правила и условия эффективного и безопасного использования, хранения, транспортирования и утилизации изделия; ресурс, срок службы и сведения о необходимых действиях потребителя по его истечении, а также информация о возможных последствиях при невыполнении указанных действий; гарантии изготовителя (поставщика); сведения о сертификате; сведения о приемке; юридический адрес изготовителя; сведения о цене и условиях приобретения изделия.
Нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14., 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4. КоАП РФ, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления контроля и надзора, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ в виде наложения на индивидуальных предпринимателей, согласно статье 2.4. КоАП РФ, административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Сорокин С. Ю. 19.11.2008 в 12 часов 00 минут в торговом центре «Бронко» расположенном по адресу: г.Хабаровск, ул. Карла Маркса, 166 осуществлял реализацию (поставку), хранение электротехнической продукции:
- светильника напольного трехлампового с нарушением обязательных требований стандартов – пунктов 4.6.1, 4.11 ГОСТ Р МЭК 60598-2-4-99, п.п. 5.2, 10.1, 8.2.1, 8.2.4, 8.2.6 ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003 по показателям безопасности;
- светильника напольного трехлампового, светильника настольного однолампового 1610-51-07, светильника стационарного настенного однолампового «NAMAT» с нарушением обязательных требований п.п. 4.4, 4.5 ГОСТ Р МЭК 60598-2-4-99, п.п. 3.2, 3.4 ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003, п.п. 1.,2 ГОСТ Р 50460-92 ПО МАРКИРОВКЕ, п.п. 3.3. ГОСТ Р МЭК 60598-1-2003, п. 4.13 ГОСТ 2.601-2006 по содержанию документации.
Факт правонарушения, совершённого индивидуальным предпринимателем Сорокиным С. Ю. предусмотренного частью 1 статьи 19.19 КоАП РФ, установлен в ходе рассмотрения дела и подтверждается актом проверки от 18.12.2008 №096, актом отбора образцов от 19.11.2008, протоколом технического осмотра от 19.11.2008, протоколами: протокол №ПЭМ/112Н-08 испытаний на безопасность светильника переносного настольного однолампового код 1610-51-07, протокол № ПЭМ/212Н-08 испытаний на безопасность светильника стационарного настенного «NAMAT» однолампового, тип ОХ1/975, номер 975/25, протокол № ПЭМ512Н-08 испытаний на безопасность светильника переносного напольного трехлампового, без маркировки, протоколом об административном правонарушении №01 от 12.01.2009
Вина индивидуального предпринимателя Сорокина С. Ю.. заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных требований государственных стандартов при реализации (поставке, продаже), хранении продукции, чем причинён вред правам и законным интересам потребителей, экономическим интересам Российской Федерации.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, в ходе судебного разбирательства судом не установлено.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Поскольку административный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении не изъял предметы правонарушения, суд не имеет возможности применить конфискацию в виде дополнительного наказания.
Полномочия административного органа по рассмотрению дела и составлению протокола об административном правонарушении, реализованы в соответствии с пунктом 66 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, постановления Правительства РФ от 17.06.2004 №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии», приказом Минпромэнерго России от 09.09.2004 №103 «Об утверждении Положения о Дальневосточном межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии».
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 2.4, 4.1, частью 1 статьи 19.19, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя Сорокина Сергея Юрьевича, 03.10.1954 года рождения, уроженца г. Хабаровска, проживающего по адресу:680000, г.Хабаровск, ул.Джамбула, д. 25-250, зарегистрированного 15.12.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Хабаровска за основным государственным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304272235000046, ИНН 272201938369, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.19. КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 4 000 рублей (четыре тысячи рублей) в доход федерального бюджета.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Хабаровскому краю (ДМТУ Ростехрегулирования); ИНН 2724079048; КПП 272401001; ОКАТО 08401000000; счет получателя: 40101810300000010001; Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск; БИК 040813001; код вида дохода федерального бюджета 11601000010000140; код администратора 172.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.В.Зверева