Решение по делу № 8а-7581/2020 [88а-7754/2020] от 22.09.2020

Дело № 2а-5383/2020,

     № 88а-7754/2020

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Владивосток                                 11 ноября 2020 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 ноября 2020 года.

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Зиганшина И.К.

судей Ровенко П.А., Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Слепцовой Е.-М.Ю. к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления и о возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Слепцова Е.-М.Ю. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска (далее – Департамент) о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и о возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 21 февраля 2020 года им подано уведомление о планируемом строительстве или реконструкции индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 696 кв. м., из земель населённых пунктов, разрешённое использование: под индивидуальное жилищное строительство, расположенном по адресу: <адрес> с приложением необходимых документов.

Уведомлением от 3 марта 2020 года Департамент указал Слепцовой Е.-М.Ю. на недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером поскольку в соответствии с проектом планировки и межевания территории квартала «Хатын-Юрях» городского округа «Город Якутск», утвержденного распоряжением Окружной администрации города Якутска от 14 августа 2017 года № 1334-р, данный земельный участок учтён под ведение огородничества, а также запроектирован в санитарно-защитной зоне газораспределительной станции «Хатынг-Юрях».

По мнению административного истца, данное уведомление Департамента противоречит действующему земельному и градостроительному законодательству, а также нарушает его права и законные интересы, в связи с чем Слепцова Е.-М.Ю. просила суд: признать незаконным и отменить соответствующее решение Департамента, возложив на административного ответчика обязанность выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на основании заявления от 21 февраля 2020 года и представленных документов.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2020 года, административные исковое заявление Слепцовой Е.-М.Ю. удовлетворено: признано незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 3 марта 2020 года ; на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

22 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Департамента, поданная 17 сентября 2020 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Участвующие в деле лица, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

    Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.

В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.

Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2020 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под термином «строительство» понимается создание зданий строений и сооружений.

Согласно пункту 5.1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территории городского округа.

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьёй.

С 4 августа 2018 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ) утратили силу части 9 – 9.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые ранее предусматривали обязанность получения разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года № 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вправе подать на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направить в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (часть 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, уполномоченный орган по результатам рассмотрения представленных документов и при наличии оснований, предусмотренных в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации вправе в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве направить заявителю уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, Слепцова Е.-М.Ю. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 696 кв. м., категория земель: земли населённых пунктов, виды разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>. Право собственности административного истца на данный объект недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 3 декабря 2019 года за регистрационным .

Земельного участок с кадастровым номером <адрес> находится в территориальной зоне Ж-2А (зона для индивидуального жилищного строительства на территории города Якутска), градостроительный регламент которой в качестве основного вида разрешённого использования земельных участков площадью от 0,045 га до 0,12 га предусматривает их использование «для индивидуального жилищного строительства».

21 февраля 2020 года Слепцова Е.-М.Ю. обратилась в Департамент с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома или об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ей земельном участке.

3 марта 2020 года административный ответчик направил административному истцу уведомление № 343 о несоответствии указанных в его уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В качестве оснований принятого решения Департамент ссылался на сведения проекта панировки и межевания территории квартала «Хатын-Юрях» городского округа «город Якутск», утверждённого распоряжением Окружной администрации города Якутска от 14 августа 2017 года № 1334р, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером учтён под ведение огородничества; кроме того, административный ответчик ссылался на запроектирование земельного участка с кадастровым номером в санитарно-защитной зоне газораспределительной станции «Хатынг-Юрях».

Признавая обжалуемое уведомление Департамента от 3 марта 2020 года незаконным, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия), указал в решении, что со стороны уполномоченного органа местного самоуправления в нарушение требований статьи 62 КАС РФ не было представлено доказательств законности принятого решения.

Так, принадлежащий на праве собственности Слепцовой Е.-М.Ю. земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-2А, при этом, вид его разрешённого использования соответствует градостроительному регламенту данной территориальной зоны, которая предназначена для индивидуального жилищного строительства. В свою очередь, доказательств нарушения градостроительных норм и правил при размещении объекта индивидуального жилищного строительства на соответствующем земельном участке в материалы дела не представлено, акционерное общество «Сахатранснефтегаз» согласовало Слепцовой Е.-М.Ю. размещение объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером .

Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает приведённые выводы нижестоящих судов обоснованными.

В силу положений пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки, которые могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

    Границы территориальных зон и градостроительный регламент для каждой территориальной зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункты 2 и 3 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В данном случае заявленная Слепцовой Е.-М.Ю. цель использования принадлежащего ей на праве собственности земельного участка соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Ж-2А, определенному Правилами землепользования и застройки городского округа «город Якутск», которые утверждены нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА.

На карте градостроительного зонирования должны в обязательном порядке отображаться, среди прочего, границы зон с особыми условиями использования территорий (части 2 и 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 – зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац второй статьи 1). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного федерального закона, а также приложению 1 к данному закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы земельных участков в пределах охранных зон при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878 (далее – Правила). Пунктом 2 Правил установлено, что они действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.

На земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), включая запрет на строительство объектов жилищно-гражданского и производственного назначения (подпункт «а» пункта 14 Правил).

В то же время, указанные в пункте 14 Правил ограничения (обременения) подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 21 Правил).

Согласно пункту 18 Правил решение об утверждении границы охранных зон и наложении ограничений (обременений) на входящие в неё земельные участки является основанием для проведения кадастровых работ по формированию частей земельных участков, входящих в охранную зону, их государственному кадастровому учёту с присвоением учётных кадастровых номеров в Едином государственном реестре земель и государственной регистрации обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако со стороны Департамента не было представлено решений о наложении соответствующих ограничений (обременений) на земельный участок с кадастровым номером и о внесении таких ограничений в Единый государственный реестр недвижимости.

Напротив, из содержания представленной административным истцом в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что сведения о нахождении земельного участка с кадастровым номером в границах зон с особыми условиями использования территории отсутствуют; ограничения прав и обременения указанного объекта недвижимости не зарегистрированы.

Доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые свидетельствовали бы о незаконности принятых по делу судебных актов, по существу эти доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций. Вместе с тем соответствующая позиция уже была исследована нижестоящими судами и верно отклонена в решении и апелляционном определении.

Таким образом, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, дали им надлежащую правовую оценку и постановили законные и обоснованные решение и апелляционное определение. Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на оценке исследованных судами доказательств, верном применении норм материального и процессуального права. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

    решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска – без удовлетворения.

    Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-7581/2020 [88а-7754/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Слепцова Ева-Мария Юрьевна
Ответчики
МКУ Департамент градостроительства ОА г. Якутска
ОА города Якутска
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Ровенко Павел Анатольевич
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
11.11.2020Судебное заседание
11.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее