№ 5-524/20 (публиковать)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
14 сентября 2020 года г. Ижевск
Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Дергачева Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мой Дом» (ООО УК «Мой Дом»), ИНН 1841068009, ОГРН 1161832083710, дата регистрации 27.12.2016 в Межрайонной ИФНС №11 по Удмуртской Республике, юридический и фактический адрес: УР, г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 285, офис 8,
УСТАНОВИЛ:
Должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее также – Управление Роспотребнадзора по УР) в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мой Дом» (ООО УК «Мой Дом») составлен протокол об административном правонарушении от 28.05.2020 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
В судебном заседании представитель административного органа – Управления Роспотребнадзора по УР Шевнина Т.В., действующая на основании доверенности, настаивала на привлечении юридического лица к административной ответственности по ст.6.5 КоАП РФ по обстоятельствам, изложенным в протоколе по делу об административном правонарушении, считает необходимым взыскать штраф.
В судебном заседании представитель ООО УК «Мой Дом» Касимова Р.И., действующая по доверенности, вину в совершении правонарушения признала, просила заменить штраф на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, поскольку ООО УК «Мой Дом» является субъектом малого предпринимательства.
Выслушав объяснения представителя административного органа, изучив материалы дела, судом установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
В судебном заседании установлено, что на основании поступившего обращения гражданина (вх. 2351-ж от 20.02.2020г.), проживающего по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, 259 на наличие грызунов (крыс, мышей) в местах общего пользования - в подъезде, подвале, Управлением Роспотребнадзора по УР возбуждено дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 07.04.2020г.
По результатам экспертного заключения с фотоматериалами по результатам санитарно- эпидемиологической экспертизы № 910 от 22.04.2020г., полученного от ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике», установлено:
В подвальных помещениях жилого дома № 259 по ул. Удмуртская в г. Ижевске обнаружены места складирования строительного и бытового мусора; часть крышек загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках не имеют плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками; входные двери в мусороприемные камеры не снабжены уплотненным притвором;
В подвальных помещениях жилого дома № 259 по ул. Удмуртская в г. Ижевске места прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах не герметизированы, на дверях мусороприемных камер отсутствуют устройства и конструкции, обеспечивающие их самостоятельное и плотное закрывание.
В подвальном помещении (в проекции 3-го подъезда) жилого дома № 259 по ул. Удмуртская в г. Ижевске, при проведении 09.04.2020 санитарно-эпидемиологического обследования зафиксирован факт обнаружения трупа грызуна (домовой мыши), в механическую ловушку отловлен 1 экземплярдомовой мыши, в пылевых ловушках зарегистрированы следы пребывания грызунов (домовых мышей) в подвальных помещениях жилого дома № 259 по ул. Удмуртская в г. Ижевске. Не представлены документы по контролю эффективности дератизационных мероприятий; не проводятся регулярные обследования с целью определения заселенности объекта грызунами.
При проведении санитарно-эпидемиологического обследования с фотосъемкой присутствовал председатель ООО УК «Мой Дом» Кузнецов Н.К. (доверенность от 01.03.2020г. б/№).
По результатам экспертизы были выявлены нарушения:
ст. 11, 24, 39 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
п.п. 8.2.1., 8.2.3., 9.1., 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»: при наличии мусоропровода в жилом здании люки мусоропроводов должны располагаться на лестничных площадках. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный притвор, снабженный резиновыми прокладками; вход в мусороприемную камеру должен быть изолирован от входа в здание и другие помещения; входная дверь должна иметь уплотненный притвор; при эксплуатации жилых зданий и помещений не допускается захламление, загрязнение и затопление жилых помещений, подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания, по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация);
п.п. 3.3., 3.8., 3.11., 3.17., 3.18. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизационных мероприятий»: юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечивать регулярное обследование и оценку состояния объектов с целью учета численности грызунов, определения заселенности объектов и территории грызунами, их технического и санитарного состояния; инженерно-технические мероприятия по защите объекта от грызунов включают: использование устройств и конструкций, обеспечивающих самостоятельное и плотное закрывание дверей; устройство металлической сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды; проведение мероприятий по ликвидации нор грызунов, устранению трещин (отверстий) в фундаменте, полах, стенах, потолках; герметизацию с использованием металлической сетки мест прохода коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях; санитарно-гигиенические мероприятия включают работы по поддержанию санитарного состояния на объектах в рабочих и подсобных помещениях, подвалах, на территории, прилегающей к объектам, контроль эффективности истребительных мероприятий осуществляют на основании учетов численности грызунов в объектах или на территории до начала обработки и через 30 дней после ее окончания; эффективной считается дератизация, обеспечивающая отсутствие грызунов на объекте в течение не менее трех месяцев со дня проведения дератизации при условии выполнения на объекте защитных санитарно-технических и санитарно- гигиенических мероприятий;
Согласно п.1.1. Договора управления жилым многоквартирным домом от 21.08.2018 года № У 259 по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, дом № 259 с приложениями 1-7: предметом настоящего договора является соглашение сторон, по которому Управляющая компания оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме № 259, расположенном по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская;
Согласно п.1.4 Договора, цель заключения настоящего договора - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме;
Согласно п. 2.1 Договора, управляющая компания обязана организовывать работы (услуги), связанные с содержанием и ремонтом общего имущества многоквартирного дома, в порядок, утвержденном собственниками и в объеме собранных от них денежных средств по настоящему договору, в соответствии с «Техническим регламентом содержания общего имущества» (Приложение № 3 к договору), являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора.
На момент проведения административного расследования профилактические мероприятия по содержанию мест общего пользования, оборудования, защите объекта от грызунов в местах общего пользования жилого дома № 259 по ул. Удмуртская в г. Ижевске выполняются не в полном объеме.
Таким образом, управляющая компания несет ответственность за обеспечение безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с санитарными нормами и правилами.
Согласно ст. 44 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года (далее также – Закон №52-ФЗ) Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
На основании Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ №569 от 15.09.2005г., Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и на транспорте.
Согласно ст.11 Закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В соответствии с ч.3 ст.39 Закона №52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п.1 ст.29 Закона №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Статьей 55 Закона №52-ФЗ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарного законодательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с ст.6.5 КоАП РФ, предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ст.2.1 КоАП РФ).
При управлении многоквартирными жилым домом по адресу: г. Ижевск, ул. Удмуртская, д. 259а и при оказании жилищно-коммунальных услуг ООО УК «Мой Дом», не исполняет свои обязанности по выполнению требований Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее Федеральный закон) и требований санитарных норм и правил п.п. 8.2.1., 8.2.3., 9.1., 9.2. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.п. 3.3., 3.8., 3.11., 3.17., 3.18. СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизационных мероприятий», что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4. КоАП РФ - нарушение санитарно- эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Вина ООО УК «Мой Дом» в вышеуказанных нарушениях состоит в том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения санитарных правил, но им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований.
Факт совершения правонарушения и вина юридического лица в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений у суда не вызывает.
Таким образом, суд, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, приходит к выводу о наличии в действиях ООО УК «Мой Дом» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, равно как обстоятельств, отягчающих вину юридического лица, судом не усматривается.
В качестве смягчающих обстоятельств относится признание вины юридического лица и устранение нарушений по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований.
Время совершения административного правонарушения: 22.04.2020.
В силу ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.
Относительно подлежащего назначению наказания суд указывает следующее.
Санкцией статьи 6.4 КоАП РФ в качестве наказания указано для юридических лиц - наложение административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Вместе с тем, в соответствии с указанной нормой, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В соответствии с ч. 2 ст.4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются: повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Вместе с тем, доказательств реальной угрозы жизни и здоровью населения вследствие допущенных нарушений санитарных требований административным органом не представлено.
Рассматривая доводы ООО УК «Мой Дом» о применении в качестве административного наказания предупреждение, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч. 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учётом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, поскольку объектом правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, оснований для применения к ООО УК «Мой Дом» положений ст. 4.1.1.1 либо ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется. ООО УК «Мой Дом» не предпринял всех зависящих от него действий для соблюдения требований санитарного законодательства. Совершенные им нарушения создают угрозу жизни и здоровью граждан, в чем проявляется значительная общественная опасность данного правонарушения.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ООО УК «Мой Дом» реальной возможности соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что назначение наказания в виде административного приостановления деятельности является преждевременным, поскольку более мягкий вид административного наказания (штраф) обеспечивает достижение цели административного наказания, а именно охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным назначить ООО УК «Мой Дом» наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, указанный размер является минимальным размером штрафа, предусмотренным санкцией ст.6.4 КоАП РФ для юридического лица.
На основании изложенного, руководствуясь гл. 29 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Мой Дом» (ООО УК «Мой Дом»), ИНН 1841068009, ОГРН 1161832083710, дата регистрации 27.12.2016 в Межрайонной ИФНС №11 по Удмуртской Республике, юридический и фактический адрес: УР, г. Ижевск, ул. Коммунаров, д. 285, офис 8 - признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Реквизиты уплаты штрафа:
Получатель: УФК по Удмуртской Республике (Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике);
ИНН 1835064045, КПП 184101001,
Банк-ОТДЕЛЕНИЕ НБ Удмуртской Республики г. Ижевска;
БИК 049401001, Счет — 40101810922020019001,
КБК 141 116 010610100031140, ОКТМО 94701000 - г. Ижевск.
УИН 14104180008100039750
ЕИП 2001841068009183101001
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.В. Дергачева