Решение по делу № 2-2522/2019 от 29.08.2019

57RS0022-01-2019-002763-34 Дело № 2-2522/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2019 года                              город Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Ендовицкой Е.В.,

при секретаре Касторновой О.Ю.,

с участием – представителя истца администрации г.Орла по доверенности ФИО1 представителя ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области по доверенности ФИО2

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация г. Орла обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что решением Советского районного суда г. Орла от 07.10.2018 на администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить Аношиной Е.Л. благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, на состав семьи один человек, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ), а в случае отсутствия жилых помещений общей площадью 33 квадратных метра из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека может быть увеличен не более чем на 12 квадратных метров. Решение вступило в законную силу после апелляционного обжалования 22.05.2019. На основании решения суда службой судебных приставов-исполнителей межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области 19.06.2019 возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП. Письмом администрации г.Орла от 01.07.2019 сообщено службе судебных приставов о невозможности исполнения должником требований исполнительного документа, в пятидневный срок, по независящим от него объективным обстоятельствам. 28.06.2019 администрация г. Орла обратилась в Советский районный суда г. Орла с заявлением о предоставлении должнику отсрочки исполнения решения суда до 31.12.2019. Определением суда от 05.08.2019 в удовлетворении заявления администрации г. Орла об отсрочке отказано. 19.08.2019 администрацией г.Орла на определение подана частная жалоба. 15.08.2019 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации г. Орла исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое поступило к должнику 22.08.2019. Одновременно постановлением от 15.08.2019 установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 16.09.2019.

В обоснование заявленных требований, истец ссылается на Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым дополнительные гарантии прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по предоставлению жилых помещений и расходные (финансовые) обязательства по ним отнесены к государственным обязанностям субъекта РФ, а также на Закон Орловской области от 06.12.2006 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствии с которым финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Одновременно истец указывает, что Законом Орловской области от 03.12.2018 № 2289-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год для муниципального образования «Город Орел» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

На 2019 год предусмотрены денежные средства в размере 139 582,0 тыс.руб., в том числе, 95 822,0 тыс.руб. - на исполнение судебных решений, которых недостаточно для закупки квартиры для Сергиенко Т.В., поскольку в списке вынесенных и неисполненных решений суда она значится под (номер обезличен).

Доведенные лимиты осваиваются должником в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Администрацией города Орла проведены электронные аукционы, по результатам которых заключены муниципальные контракты.

Вместе с тем, доведенные лимиты финансовых средств на 2019 год администрацией города Орла осваиваются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанные обстоятельства не позволяют в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить решение суда от 07.12.2018 о предоставлении Аношиной Е.Л. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Полагая, что администрацией г. Орла были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, истец просил суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 15.08.2019, в размере 50 000 руб.

Судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены к участию по делу Аношина Е.Л., судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котякова С.И.

В судебном заседании представитель истца администрации г.Орла по доверенности ФИО1 исковое заявление поддержала по изложенным в нем основаниям, просила освободить администрацию г.Орла от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель ответчика УФССП России по Орловской области по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, поскольку те обстоятельства, на которые ссылается администрация г. Орла, не могут быть признаны достаточным основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Основанием для вынесения в отношении администрации г. Орла постановления о взыскании исполнительского сбора является то, что должником не было исполнено в установленный законом срок решение суда. Полагала, что администрацией г. Орла не было совершено своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, что свидетельствует о наличии в его действиях вины, в связи с чем, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

В судебное заседание третьи лица Аношина Е.Л., судебный пристав - исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котякова С.И., не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит исковые требования администрации города Орла подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 9 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Решением Советского районного суда г. Орла от 07.12.2018 удовлетворены исковые требования Аношиной Е.Л. к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения, на администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить Аношиной Е.Л. благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, на состав семьи один человек, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ), а в случае отсутствия жилых помещений общей площадью 33 квадратных метра из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека может быть увеличен не более чем на 12 квадратных метров (л.д. 6-8).

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Орловского областного суда от 22.05.2019 решение Советского районного суда г. Орла от 07.12.2018, с учетом дополнительного решения от 07.03.2019 изменено в части, указано о возложении на администрацию г. Орла обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 ст.3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ в редакции Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2108-ОЗ с изменениями от 03.12.2018, в остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации г. Орла – без удовлетворения (л.д. 12-15).

19.06.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. на основании исполнительного листа ФС № 027111452 от 05.06.2019, выданного Советским районным судом г. Орла, возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию г. Орла предоставить Аношиной Е.Л. благоустроенное жилое помещение в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения, на состав семьи один человек, общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ), а в случае отсутствия жилых помещений общей площадью 33 квадратных метра из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека может быть увеличен не более чем на 12 квадратных метров, в отношении должника: администрации города Орла в пользу взыскателя: Аношиной Е.Л., с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней (л.д. 16).

Как следует из представленных сторонами по делу доказательств, постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником 25.06.2019, что не оспаривалось представителем администрации г. Орла в судебном заседании.

28.06.2019, то есть в пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, администрация г. Орла обратилась в Советский районный суд г. Орла с заявлением об отсрочке исполнения решения Советского районного суда г. Орла от 07.12.2018 по иску Аношиной Е.Л. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения.

Определением суда от 05.08.2019 в удовлетворении заявления об отсрочке администрации г. Орла отказано.

Поданная администрацией г. Орла на указанное определение суда частная жалоба определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда оставлена без удовлетворения, определение Советского районного суда г. Орла от 05.08.2019 – без изменения.

15.08.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И., в связи с не исполнением должником администрацией города Орла исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП вынесено постановление в отношении администрации г. Орла о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (л.д. 18), которое поступило к должнику 22.08.2019. Одновременно постановлением от 15.08.2019 установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 16.09.2019.

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Обращаясь с настоящим иском в суд, администрация г. Орла ссылается на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием вины администрации города Орла, поскольку ею были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда от 07.12.2018 по иску Аношиной Е.Л. не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия бюджетных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из бюджета Орловской области, что, по мнению истца, является основанием для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.

Проверяя обоснованность заявленных администрацией города Орла требований и доводов, на которых они основаны, суд полагает, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно подтверждается, что должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном Советским районным судом г. Орла, предметом исполнения по которому является предоставление благоустроенного жилого помещения в г. Орле из специализированного жилищного фонда Сергиенко Т.В.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что администрация г. Орла как орган местного самоуправления действует в рамках переданных государственных полномочий на основании закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий администрацией города Орла осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пункту 5 статьи 126 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (пункт 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 01 января 2014 года приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.Как установлено в судебном заседании, на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в администрации города Орла, а также в отношении которых приняты судебные решения, в бюджете Орловской области на 2019 год предусмотрены денежные средства в размере 139 582,0 тыс.руб., в том числе, 95 822,0 тыс.руб. - на исполнение судебных решений.В настоящее время Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла ведется работа по приобретению жилых помещений через электронные аукционы.Администрацией города Орла проведены электронные торги, по результатам которых заключены 10 муниципальных контрактов на приобретение по договорам долевого участия в строительстве 40 жилых помещений на общую сумму 60 601 137,09 руб.: муниципальный контракт №4 от 04.04.2019 (приобретение 1 жилого помещения в д. 11 по ул. Кузнецова г. Орла) муниципальный контракт №5 от 04.04.2019 (приобретение 1 жилого помещения в д 11 по ул. Кузнецова г. Орла), муниципальный контракт №6 от 04.04.2019 (приобретение 20 жилых помещений в д. 37 по ул. Гайдара г. Орла), муниципальный контракт №7 от 29.04.2019 (приобретение 1 жилого помещения в д. 11 по ул. Кузнецова г. Орла), муниципальный контракт №8 от 08.05.2019 (приобретение 1 жилого помещения в д. 37 по ул. Гайдара г. Орла), муниципальный контракт №9 от 14.05.2019 (приобретение 3 жилых помещений в д. 11 по ул. Кузнецова г. Орла), муниципальный контракт №10 от 14.05.2019 (приобретение 4 жилых помещений в д. 11 по ул. Кузнецова г. Орла), муниципальный контракт №11 от 14.05.2019 (приобретение 3 жилых помещений в д. 11 по ул. Кузнецова г. Орла), муниципальный контракт №12 от 14.05.2019 (приобретение 3 жилых помещений в д. 11 по ул. Кузнецова г. Орла), муниципальный контракт №13 от 15.05.2019 (приобретение 3 жилых помещений в д. 37 по ул. Гайдара г. Орла). По условиям муниципальных контрактов жилые помещения должны быть переданы в муниципальную собственность не позднее 01.12.2019.Аукционы не состоялись по 2 лотам, в связи с отсутствием заявок на участие в торгах и 2 лота были отменены. В июне 2019 размещено 5 электронных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа путем участия в долевом строительстве на сумму 65 327 456,25 руб., из которых один признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок на участие в торгах, по четырём определены победители - АО «УКС г. Орла» и ООО «Холикон-Инвест». Несостоявшиеся электронные аукционы будут объявлены повторно.Кроме того, администрация г. Орла письмом № 2/9745,2/9747 от 01.07.2019 уведомляла МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области о невозможности исполнить решение суда по иску Аношиной Е.Л. в установленный срок, в котором указывала, что выделенных муниципальному образованию «Город Орёл» на 2019 год денежных средств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно для закупки квартиры Аношиной Е.Л., поскольку в списке вынесенных и неисполненных решений суда она значится под №89. Доведенные лимиты осваиваются должником в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Должником предпринимаются все реальные, зависящие от него меры, однако исполнить требование исполнительного документа о предоставлении в установленный срок жилого помещения Аношиной Е.Л. не представляется возможным по независящим от администрации города Орла обстоятельствам. Как установлено судом, все доведенные лимиты бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2019 году администрацией г. Орла освоены, дополнительных финансовых средств муниципальному образованию «Город Орёл» выделено не было.В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом. В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона. На основании ч. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Как следует из ч. 1 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения статьи 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный пятидневный срок реально исполнить решение суда администрация г. Орла не могла вследствие объективных причин, вызванных отсутствием финансирования в необходимом объеме и тем, что администрация г. Орла не может влиять на объем выделяемого субъектом РФ финансирования администрации г. Орла для осуществления переданных государственных полномочий, а также необходимостью соблюдения порядка приобретения жилья, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, администрация г. Орла своевременно принимала меры по надлежащему исполнению решения суда по иску Аношиной Е.Л. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения, обращалась в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда, неоднократно направляла обращения о выделении необходимых денежных средств, своевременно проводила конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

При таких обстоятельствах требования администрации города Орла об освобождении от взыскания исполнительского сбора суд находит подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить администрацию города Орла от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 15.08.2019 в рамках исполнительного производства (номер обезличен)-ИП в размере 50 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме – 15.10.2019.

Судья Е.В. Ендовицкая

2-2522/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация г. Орла
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области
Другие
судебный – пристав исполнитель МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Орловской области – Котякова С.И.
Аношина Елизавета Леонидовна
Аношина Е.Л.
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
29.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2019Передача материалов судье
30.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2019Судебное заседание
08.10.2019Судебное заседание
15.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.10.2019Дело оформлено
16.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2020Передача материалов судье
05.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Судебное заседание
05.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее