Дело № 2-3080/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 мая 2024 года город Махачкала
Советский районный суд гор. Махачкалы в составе председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре с/з Ахмедовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» о понуждении ответчиков срубить деревья возле гаражей,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, мотивированным тем, что ФИО2 является членом потребительского автокооператива «ФИО7» и ей принадлежат гаражи 115-118 в этом кооперативе.
Возле этих гаражей растут три дерева, которые мешают эксплуатировать гаражи.
Обратившись в администрацию города и МКУ УЖКХ, предоставлено разрешение на то, чтобы срубить эти деревья за свой счет. Указано, что вырубка деревьев на частной собственности не производится.
Однако с указанным ФИО2 не согласна, считает, что Ответчики должны самостоятельно организовать вырубку указанных деревьев за счет местного бюджета города Махачкалы, поскольку такие деревья находятся на муниципальной территории и мешают использовать имущество истца в полной мере.
Просит суд обязать ответчиков срубить деревья возле гаражей 115, 116, 117, 118 потребительского автокооператива «ФИО8» за счет средств местного бюджета.
Истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, своих представителей не направил, о причинах неявки не сообщил.
В судебном заседании представитель администрации г. Махачкалы ФИО5 и представитель МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» ФИО6 просят суд отказать в удовлетворении иска, указывая на то, что указанная территория не относится к муниципальной собственности, она принадлежит кооперативу и истице ФИО2, поэтому она должна самостоятельно организовать вырубку деревьев возле собственных гаражей.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К вопросам местного значения городского округа Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ относит утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организацию благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организацию использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа (пункт 25 части 1 статьи 16).
Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена также к вопросам местного значения городского округа (пункт 2 статьи 7).
Согласно п. 3 ст. 261 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц.
В Разъяснении по вопросу возможности вырубки аварийного дерева на территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности (Информация Рослесхоза от 19.04.2018) указано, что законодательство РФ о зеленых насаждениях не может устанавливать разрешительный порядок рубки насаждений на земельных участках, находящихся в частной собственности. Такой порядок может быть установлен только в отношении зеленых насаждений, находящихся на государственных или муниципальных земельных участках. Учитывая изложенное, на земельном участке, принадлежащем на праве частной собственности, возможно совершение любых действий в отношении дерева, растущего на территории такого земельного участка, в том числе и его вырубка.
Из представленных документов также следует, что земля под гаражами, принадлежит автокооперативу, в связи с чем, на муниципалитет города Махачкалы не может быть возложена обязанность по вырубки деревьев.
Указанную вырубку должна осуществить истица ФИО2 и гаражный автокооператив «ФИО9».
В этой связи, в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО2 к администрации г. Махачкалы и МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» о понуждении ответчиков срубить деревья возле гаражей 115, 116, 117, 118 потребительского автокооператива «ФИО10» за счет средств местного бюджета – отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан течение месяца со дня принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.
Председательствующий А. X. Арсланалиев