Решение по делу № 2-2709/2021 от 12.08.2021

Дело № 2-2709/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 года                                                                       г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего: судьи Истягиной Н.М.,

при секретаре Унщиковой К.Э.,

с участием гражданского истца Семенова Н.В.,

представителя гражданского истца - Ходаковского С.В.,

представителя ответчика – ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю - Новиковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Семенова Н.В. к ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю о признании действий незаконными возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Семенов Н.В. обратился в Ленинский районный суд города Севастополя к начальнику центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконным действия (бездействия) начальника Центра выраженные в отказе о включении в трудовой стаж сведений о работе в СОШ №15 г. Севастополя в период с 15.08.2005 года по 23.08.2007 года и направления соответствующего запрос в адрес директора СОШ №15 о предоставлении документального подтверждения периодов работы и факта уплаты страховых взносов в Украине в указанный период, возложении обязанности на начальника Центра включить в трудовой стаж сведения о работе в СОШ №15 г. Севастополя в период с 15.08.2005 года по 23.08.2007 года, возложении обязанности на начальника Центра направить соответствующий запрос в адрес директора СОШ №15 г. Севастополя о предоставлении документального подтверждения периодов работы и факта уплаты страховых взносов в Украине в период с 15.08.2005 года по 23.08.2007, возложении обязанности начальника Центра произвести перерасчёт пенсии по старости, которая выплачивалась с 22.05.2014 года с учетом внесенных изменений в трудовой стаж периода работы с 15.08.2005 года по 23.08.2007 года.

Исковые требования мотивированы тем, что Семенов Н.В постоянно проживал в городе Севастополе начиная с 1985 года. 22.05.2014 года ему был установлена пенсия по старости. Однако в страховом стаже работы не был учтен период его работы в СОШ №15 в г. Севастополе. На его обращения от 25.06.2021 года о включении указанного периода работы в страховой стаж, начальником Центра предоставлен ответ с отказом во включении указанного периода в страховой стаж. Истец полагает, что оспариваемый отказ нарушает его права закрепленные в п.4 ст.5 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».

Поскольку административным истцом был избран способ защиты своего права путем возложения обязанности включить в страховой стаж определенный период работы, а также возложить обязанность произвести перерасчет пенсии, определением от 13.09.2021 года суд согласно положениям ст. 16.1 КАС РФ перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства, В качестве соответчика привлечен Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе, которое в последующем в порядке правопреемства заменено на Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Севастополю.

В судебном заседании истец и его представитель настаивали на доводах изложенных в иске, просили его удовлетворить.

Представитель ответчика Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Севастополю возражала против удовлетворении исковых требований по основаниям изложенным в возражениях, указывая что оспариваемый ответ предоставлен истцу в рамках рассмотрения обращения гражданина, ответчик не осуществлял каких-либо действий, нарушающих права истца.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно ч. 1-3 ст. 11 Федерального Конституционного Закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 «О принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общая сумма материального обеспечения неработающих пенсионеров из числа граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года.

Частью 6 ст. 11 вышеуказанного закона установлено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.

Таким образом, вышеуказанным законом гарантированы права граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанных гражданами Российской Федерации или приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 01.01.2015 предусмотрено, что данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии.

В соответствии с п. 8. ч. 6. ст. 7 Федерального законаот 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и п. 22 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п, документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, являются документами, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении размера пенсии учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент, который определяется путем суммирования индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 1 января 2015 года.

Начиная с 1 января 2002 года трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования для формирования индивидуального пенсионного коэффициента.

    Согласно положениям части 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» базой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал — учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу названного Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Материалами дела подтверждается, что Семенов В.Н. является гражданином РФ на основании паспорта серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ ТП в <адрес>, код подразделения , с отметкой о регистрации ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что решением начальника ГУ УПВ (РФ) в <адрес> Семенову Н.В. 21.05.2014 года установлена пенсия на общих основаниях по старости.

С 01.04.2015 истец является получателем страховой пенсии по старости в Отделении Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Севастополе.

Семенов Н.В. обратился к ответчику с заявлением о включении в страховой стаж сведений о его работе в СОШ№115 г. Севастополя.

Данное обращение рассмотрено в порядке обращения граждан и истцу 09.07.2021 № С-692-14 направлен ответ в котором разъяснено о невозможности применения положений Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».

Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При этом, периоды работы по найму после 1 января 2002 года (вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая деятельность. Указанные периоды работы на территории государства участника Соглашения подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.      законодательство Российской Федерации и нормы Соглашения не предусматривают исчисление размера пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных с 1 января 2002 года, исходя из заработной платы и страховых взносов, уплаченных в пенсионные фонды иностранных государств.

Размер страховой пенсии в отношении пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года может быть рассчитан с учетом заработной платы и трудового стажа, приобретенного на территории Украины, имевшего место до указанной даты, а с 1 января 2002 года — только с учетом, начисленных (уплаченных) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Учет периода работы Семенова Н.В. с 15.08.2005 года по 23.08.2007 годане может повлиять на размер пенсии истца в связи с отсутствием уплаты страховых взносов за указанные периоды работы, поскольку индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый при исчислении пенсии за данные периоды, равен нулю, и, соответственно, не влияет на изменение размера пенсии.

Доводы истца о распространении на него положений ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» и соответственно нарушения его пенсионных прав ответчиком, суд признает несостоятельными, поскольку нормы данного закона имеют целью сохранение прав, приобретённых гражданами проживающими на территории города федерального значения г. Севастополя в соответствии с законодательствами Украины.

При этом, данные нормы не распространяются на лиц приобретших гражданство Российской Федерации до 18.03.2014 года, поскольку указанные граждане имели право формировать свои пенсионные права в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 20.04.2017 года №820-О.

С учетом установленных судом обстоятельств, ответчиком, правомерно отказано в применении положений Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств – участников Соглашения осуществляется в соответствии с нормами Федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона № 400-ФЗ, а также нормами подзаконных нормативно-правовых актов, принятых в целях реализации вышеназванных Федеральных законов, в частности, Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее – Правила), в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Согласно статьи 10 Соглашения, государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Указанные периоды работы на территории государства участника Соглашения подтверждается справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии с п. 15 Указания Министерства социальной защиты населения РФ от 18.01.1996 г. N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР" (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996 г., регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, предоставляемые из государств - бывших республик СССР должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вышеизложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все необходимые реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом форма документа может быть произвольной.

В качестве документов, подтверждающих трудовой (страховой) стаж и заработок могут приниматься: справки, оформление компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства-участника соглашения. Международное соглашение содержит положение о том, что компетентные учреждения (органы) сторон принимают меры к устранению обстоятельств, необходимых для определения права на пенсию и ее размеры (ст. 10 Соглашения).

Таким образом, периоды работы в государстве Украина:

по 31.12.1990 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж по тем же правилам, что и работа в Российской Федерации;

с 01.01.1991 по 31.12.2001 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии предоставления документов, которые полностью соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и при условии их подтверждения компетентными органами государства Украина;

с 01.01.2002 засчитываются в общий трудовой (страховой) стаж при условии подтверждения справкой об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование, выданной компетентными органами Украины.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий. Разделом II названных правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно п. 11 Правил от 02.10.2014 N 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из материалов дела, следует, Семенов Н.В. также был документирован паспортом гражданина Украины с 05.12.1985 года был зарегистрирован по адресу <адрес>.

Согласно записям трудовой книжки семенов с 15.08.2005 года по 23.08.2007 года работал в должности преподавателя физической культуры СОШ №15.

В соответствие со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

С учетом изложенного, стаж работы Семенова Н.В. в СОШ №15 г. Севастополя подлежал зачислению в общий страховой стаж истца поскольку данные о нем подтверждены сведениями в трудовой книжке истца.

Изучив представленные суду доказательства, оснований для признания обжалуемого действия (бездействия), возложения обязанности произвести перерасчет пенсии, направить запрос в СОШ№15 г. Севастополя, суд не усматривает, так как в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав истца со стороны ответчика, принимая во внимание заявительный характер рассмотрения заявления о перерасчете пенсии, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Семенова Н.В. в данной части не обоснованы и не подлежат удовлетворению. Вместе с тем, суд полагает обоснованными требования о включении в общий страховой стаж работы Семенова Н.В. в СОШ №15 г. Севастополя за период с 15.08.2005 года по 23.08.2007 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Семенова Н.В. к ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю удовлетворить частично.

Обязать ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю включить в страховой стаж Семенова Н.В. период времени работы в СОШ №15 г. Севастополя в период с 15.08.2005 года по 23.08.2007 года.

В остальной части исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд города Севастополя.

    Мотивированный текст решения изготовлен 18.11.2021 г.

Председательствующий:                                                 Н.М. Истягина

2-2709/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Семенов Николай Владимирович
Ответчики
ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе
Начальник центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе
Другие
Ходаковский Сергей Владимирович
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Дело на сайте суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация административного искового заявления
16.08.2021Передача материалов судье
17.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
20.10.2021Судебное заседание
12.11.2021Судебное заседание
18.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее