Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
город Каменка Пензенской области 10 октября 2017 года
Судья Каменского городского суда Пензенской области Мисулин М.М., с участием:
представителей ОАО «Студенецкий мукомольный завод» – Трусова С.Б. и Черницова А.А.,
представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области – Тереховой Е.О. и Поричанской В.А.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «Студенецкий мукомольный завод» Ужова А.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области от 31 августа 2017 года, которым
открытое акционерное общество «Студенецкий мукомольный завод» (ОАО «Студенецкий мукомольный завод»), зарегистрированное и фактически находящееся по адресу: Пензенская область, Каменский район, ст. Студенец, улица Станционная, 1, ...
признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей,-
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Пензенской области от 31 августа 2017 года ОАО «Студенецкий мукомольный завод» признано виновным в совершении правонарушении, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при следующих обстоятельствах.
При проведении в период с 01 по 24 августа 2017 года плановой выездной проверки было выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: деятельность при обращении отходов III класса опасности (отработанных масел) и транспортированию отходов I – IV классов опасности предприятием осуществляется без специальной лицензии.
Генеральный директор ОАО «Студенецкий мукомольный завод» Ужов А.В. обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит вышеуказанное постановление о назначении административного наказания отменить и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, мотивируя тем, что на предприятии разработан и подписан руководителем приказ (регламент) об использовании моторного масла, после слива с двигателей автотранспорта и специальной техники, в редукторах транспортирующих механизмов (норий, ленточных транспортеров). Только после слива с редукторов масло превращается в отход как «масло моторное, отработанное», а следовательно, деятельность по использованию масла в редукторах, в данном случае, не является деятельностью по обращению с отходами (потому, что на этапе использования его в редукторах - это не отход) и не подлежит лицензированию.
Довод того, что моторное масло, после его использования, подлежит удалению из двигателя, является доказательством отнесения его к отходу - несостоятелен, так как в самом Федеральном законе № 89-ФЗ термин «удаление» не раскрывается. Лингвистическое толкование данной нормы права может завести в тупик, поскольку в русском языке есть много значений этого слова и разные словари дают различные толкования существительного «удаление» и, соответственно, глаголов «удалять»/«удалить». В ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» (п. 3.1.26) есть такое определение: «удаление отходов — последний этап технологического цикла отходов, на котором производят разложение, уничтожение и/или захоронение отходов I—IV классов опасности с обеспечением защиты окружающей среды». Однако здесь речь идет уже не о веществах или предметах, а об отходах, при этом удаление рассматривается как последний этап технологического цикла отходов.
В части транспортирования отходов утверждение инспектора о имеющем месте факте транспортирования отходов является домыслом инспектора, так как в обоснование этого довода не приведено ни одно доказательство.
В судебном заседании представители ОАО «Студенецкий мукомольный завод» Трусов С.Б. и Чернецов А.А., действующие на основании доверенностей, доводы жалобы поддержали.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области Терехова Е.О. и Поричанская В.А., действующие на основании доверенностей, жалобу подлежащей удовлетворению не признали, просили постановление о назначении ОАО «Студенецкий мукомольный завод» административного наказания в виде штрафа оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Кроме того добавили, что при проведении в период с 01.08.2017 по 24.08.2017 плановой выездной проверки в отношении ОАО «Студенецкий мукомольный завод» было выявлено несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: деятельность по утилизации отходов III класса опасности (отработанных масел) и транспортированию отходов I – IV классов опасности предприятием осуществляется без специальной лицензии.
Нарушены: ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно п. 3.1 ГОСТ 21046-2015 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия» отработанные нефтепродукты – это нефтепродукты, утратившие в процессе использования эксплуатационные свойства и слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей или их утилизации.
ОАО «Студенецкий мукомольный завод» разработаны паспорта отходов на отработанные моторные и трансмиссионные масла, в которых указано, что они образуются от эксплуатации автотранспорта и имеют в своем составе углеводороды, т.е. являются нефтепродуктами.
В соответствии с п. 8.1 ГОСТ 21046-2015 масла, слитые из картера двигателя, относятся к группе масел моторных отработанных.
Таким образом, отработанное моторное масло является отходом после его слива с двигателя, а не после слива с редуктора.
Повторное использование отработанного моторного масла для смазывания движущихся частей транспортеров, заливки в редуктора и гидравлических систем грузовых автомашин и техники, является в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизацией отходов, т.е. использованием отходов, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклингом).
Наличие на предприятии приказа (регламента) об использовании моторного масла, после слива с двигателей автотранспорта и спец. техники, в редукторах транспортирующих механизмов (норий, ленточных транспортеров) подтверждает осуществление на предприятии утилизации отходов III класса опасности, которая в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит лицензированию.
В ходе проведения проверки ОАО «Студенецкий мукомольный завод» был предоставлен договор с МУП «Каменское ЖКХ» от 01.04.2016, в котором указано, что ТБО вывозится по факту только со ст. Студенец. Таким образом, для установления кто и куда вывозит отходы с площадок (агроцехов «Кевдинский» и «Головинщинский») были взяты объяснительные от сотрудников предприятия, которые подтверждают факт транспортирования отходов.
Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях сокрытие, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 3.1 ГОСТ 21046-2015 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия» отработанные нефтепродукты – это нефтепродукты, утратившие в процессе использования эксплуатационные свойства и слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей или их утилизации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.
В силу п. 30 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно ч.3.1 ст. 23 Федерального закона от 29.12.2014 № 458 – ФЗ, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 июля 2016 года. После 1 июля 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Вина ОАО «Студенецкий мукомольный завод» подтверждена протоколом об административном правонарушении № 03-085/2017 от 24 августа 2017 года, актом проверки № 003871 от 24 августа 2017 года, актом обследования территории на предмет соблюдения природоохранных требований от 15 августа 2017 года, копиями паспортов отходов 1-4 классов опасности, договором на оказание услуг по утилизации бытовых отходов, заключенному между МУП «Каменское ЖКХ» и ОАО «Студенецкий мукомольный завод», объяснениями ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО14.
Все доказательства оценены должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 26. 11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Действия ОАО «Студенецкий мукомольный завод» по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях квалифицированы правильно.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Студенецкий мукомольный завод» соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в срок, установленный для данной категории дел, предусмотренный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволивших полно, объективно и всесторонне рассмотреть дело, должностным лицом допущено не было.
Наказание юридическому лицу назначено в соответствии с положениями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах, установленных законом.
Доводы о том, что, на предприятии разработан и подписан руководителем приказ (регламент) об использовании моторного масла, после слива с двигателей, и что данный вид деятельности не подлежит лицензированию, являются не состоятельными и опровергается вышеприведёнными нормативными актами, а так же доводами изложенными представителями Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пензенской области,
– Тереховой Е.О. и Поричанской В.А., не согласится с которыми основании не имеется.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья-
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.2 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░. ░░.25.1 - 25.5.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 10-░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░»
░░░░░
░.░.
░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ «____» ______________________ ░░░░
░░░░░
░.░.
░░░░░░░░░