Судья Галяутдинова Д.И.
УИД 16RS0050-01-2021-005128-78
в суде первой инстанции дело № 2а-3114/2021
в суде апелляционной инстанции дело № 33а-12218/2021 Учет № 176а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 августа 2021 года город Казань
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Куляпина Д.Н.,
судей Гафарова Р.Ф., Шакуровой Н.К.,
при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Р.Э.
с участием прокурора Шайхлисламова Р.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф. административное дело по апелляционной жалобе Шайдуллова Рустема Нурисламовича на решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 мая 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Установить административный надзор, после отбытия наказания, в отношении Шайдуллова Рустема Нурисламовича, <дата> рождения, зарегистрированного по адресу: Республика Татарстан, г<адрес> на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Верховного суда Республики Татарстан от 23.01.2017, за вычетом срока, истёкшего после отбытия наказания.
Срок исчислять с момента постановки осужденного на учёт в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установить ограничение в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, определенные органом внутренних дел.
Установить ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности (в случае официального трудоустройства), либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи.
Установить ограничение в виде запрещения пребывания в местах реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в розлив.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения».
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений прокурора, заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
представитель федерального казенного учреждения Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Татарстан (далее - ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Шайдуллова Р.Н.
В обоснование заявленных требований указано, что приговором Верховного Суда Республики Татарстан от 23 января 2017 года Шайдуллов Р.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации при опасном рецидиве и подвергнут окончательному наказанию в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строго режима. Срок отбывания наказания истек 22 июня 2021 года.
В силу указанных обстоятельств административный истец просил установить в отношении Шайдуллова Р.Н. административный надзор на срок до погашения судимости по вышеуказанному приговору и административные ограничения в виде: запрещения пребывания в определённых местах; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 22 часов до 6 часов; запрещения выезда за установленные судом пределы территории; обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Суд заявленные требования удовлетворил частично, по делу принято решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ставится вопрос об изменении решения суда, автор жалобы просит снизить срок административного надзора до 2 лет и возложить на административного ответчика ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В возражениях заместитель прокурора Набиуллин И.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Шайдуллов Р.Н., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
ФКУ ИК-19 УФСИН России своего представителя в суд не направило о времени и месте настоящего судебного заседания извещено.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Шайдуллова Р.Н., представителя ФКУ ИК-19 УФСИН России.
Судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Административным надзором признается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту – Закон) и устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Из материалов дела следует, что приговором Верховного Суда Республики Татарстан от 23 января 2017 года Шайдуллов Р.Н. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктом <данные изъяты> Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 7 лет лишения свободы. На основании части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения вновь назначенного наказания с наказанием по приговору Арского районного суда Республики Татарстан от 26 июня 2014 года окончательное наказание определено в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 13 мая 2020 года ходатайство Шайдуллова Р.Н. о приведении приговора в соответствии с новым уголовным законом, имеющим обратную силу частично удовлетворено. По приговору Верховного Суда Республики Татарстан от 23 января 2017 года с применением части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенного наказания с наказанием по приговору от 26 июня 2014 года окончательно назначено наказание в виде 7 лет 5 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Согласно приговору, преступление совершено при опасном рецидиве преступлений (л.д.45).
В силу статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации преступление, квалифицируемое указанным приговором, отнесено уголовным законом к категории особо тяжкого.
В соответствии со статьёй 86 Уголовного кодекса Российской Федерации судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за особо тяжкие преступления, погашается по истечении десяти лет после отбытия наказания.
Срок отбывания наказания истек 22 июня 2021 года, Шайдуллов Р.Н. освободился из ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Татарстан.
По месту отбывания наказания Шайдуллов Р.Н. характеризуется отрицательно, поощрений не имеет, имеет тридцать взысканий. Порядок отбывания наказания соблюдает не всегда, имеет нарекания со стороны сотрудников администрации; с 29 ноября 2019 года состоит на профилактическом учёте как склонный к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков. Официально не трудоустроен, с заявлением о трудоустройстве не обращался. Участвует в работах по благоустройству учреждения согласно статье 106 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации под контролем администрации. К трудовой дисциплине и правилам техники безопасности относится халатно.
С учетом изложенного и принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенных поднадзорным лицом преступлений, сведения о его личности, а также в целях предупреждения совершения Шайдулловым Р.Н. новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия для дальнейшей защиты государственных и общественных интересов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости установления в отношении Шайдуллова Р.Н. административного надзора на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Верховного суда Республики Татарстан от 23.01.2017, определив административные ограничения в виде явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в дни, определенные органом внутренних дел, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22.00 часов до 06.00 часов, за исключениями, связанными с осуществлением трудовой деятельности (в случае официального трудоустройства), либо в связи с занятием предпринимательской деятельностью, оказанием медицинской помощи поднадзорному лицу, членам его семьи, запрещения пребывания в местах реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции в розлив.
Предусмотренные законом для этого основания подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
Довод апелляционной жалобы о необходимости снижения срока установленного административного надзора не может быть принят во внимание, поскольку указанный срок установлен судом в точном соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 5 Закона, как в отношении лица, указанного в части 2 статьи 3 названного Закона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» судом устанавливаются временные ограничения прав и свобод лиц, освобожденных из мест лишения свободы, возлагаются определенные обязанности для предупреждения совершения ими преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Органами внутренних дел осуществляется наблюдение за соблюдением лицом, в отношении которого установлены административные ограничения, таких ограничений.
Исходя из изложенного административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона).
Таким образом установление административных ограничений в объеме, определенном судом, не носит произвольный характер, направлено на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, на оказание воспитательного воздействия на Шайдуллова Р.Н. в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения, не ограничивает несоразмерно права поднадзорного лица на труд и семейную жизнь, и, в то же время, будет способствовать эффективному, постоянному и упреждающему контролю за поведением Шайдуллова Р.Н., окажет на него профилактическое воздействие и создаст надлежащие условия для достижения целей административного надзора.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые бы могли привести к отмене решения суда, доводы апеллянта являются необоснованными, не имеющими правового значения, заявлены при неправильном толковании норм материального и процессуального права и без учета конкретных обстоятельств административного дела.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 17 мая 2021 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шайдуллова Р.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 3 августа 2021 года