Дело № 1- 106/2023
Следственный номер № 12201300011000043
УИД 41RS0008-01-2023-000489-11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
с. Усть-Большерецк Камчатский край 11 декабря 2023 года
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Тихенко Т.Ю.,
при секретаре Махмадиевой З.Р.,
с участием помощника прокурора Усть-Большерецкого района Камчатского края Бокова И.А.,
подозреваемого Савченко Н.Н.,
защитника – адвоката Енаке Е.В., представившей удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в закрытом судебном заседании ходатайство руководителя следственного органа - врио начальника СО Усть-Большерецкого МО МВД России Шароновой И.Н. о прекращении уголовного дела и назначении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в отношении
Савченко Н. Н.ча, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в г. <адрес>, гражданина Российской Федерации, невоеннообязанного, имеющего высшее образование, не работающего, не состоящего в браке, имеющего на иждивении малолетнего ребенка, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, с/т Кавказ, <адрес>, не судимого, не содержащегося под стражей по настоящему уголовному делу,
подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 171.1 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Органами предварительного следствия Савченко Н.Н. (работающий в должности капитана рыболовного судна МРС-150-040 в ООО «Колпаковский рыбокомбинат» и осуществляющий свои полномочия, в том числе на основании п.п. 37, 38, подп. 2 п. 44, подп. 10 п. 48 Устава службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации) подозревается в том, что обладая продолжительным опытом работы на судах промыслового флота и достоверно зная и осознавая, что обязательным условием осуществления рыболовства в территориальном море Российской Федерации с использованием рыболовного судна является строгое соблюдение нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования безопасности пищевой продукции, выпускаемой в обращение и связанные с ним требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке пищевой продукции для обеспечения ее свободного перемещения, в том числе: положения п. 9 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и ст. 1 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно которым продовольственными товарами и пищевыми продуктами являются продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу, под обращением пищевых продуктов понимается производство (изготовление), упаковка, реализация, хранение, перевозка и использование пищевых продуктов на территории Российской Федерации; положения Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 162, которым определено понятие продукции из водных беспозвоночных в переработанном (обработанном) виде, которая предназначена для употребления человеком в пищу; положения о недопущении обращения на территории Союза, в том числе на территории Российской Федерации, пищевой рыбной продукции, не соответствующей требованиям Техрегламента Совета УЭК 040/2016 и иных технических регламентов Союза (технических регламентов Таможенного союза) (п. 11 Техрегламента Совета ЕЭК 040/2016); что процессы хранения и перевозки, реализации и утилизации пищевой рыбной продукции, а также ее маркировка должны соответствовать требованиям данного технического регламента (п.п. 54 и 72 Техрегламента Совета ЕЭК 040/2016); положения ч. 3 ст. 5 Технического регламента Таможенного союза от 09 декабря 2011 года № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» о том, что пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственная (пищевое сырье), должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции; что согласно ст. 4 Техрегламента ТС 021/2011, под выпуском в обращение пищевой продукции понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, в том числе на территории Российской Федерации, начиная с изготовителя или импортера; что в соответствии с п. 4 ст. 5 Техрегламента ТС 021/2011 пищевая продукция, не соответствующая требованиям настоящего технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства — члена Таможенного союза; что согласно п.п. 2 и 4 ст. 3 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ, не могут находиться в обороте пищевые продукты, которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений. Такие пищевые продукты признаются некачественными и подлежат экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; что в силу п. 104 Техрегламента Совета ЕЭК 040/2016 и п. 1 ст. 40 Техрегламента ТС 021/2011 уполномоченные органы государств-членов Союза (члены Таможенного союза), в том числе уполномоченные органы Российской Федерации, обязаны предпринять все меры для ограничения и запрета выпуска в обращение на территории Союза (Таможенного союза), в том числе на территории Российской Федерации пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также ее изъятию из обращения, а также, что Приказом Министерства сельского хозяйства России от 18 декабря 2015 года № 646 «Об утверждении перечня продукции животного происхождения, на которую уполномоченные лица организаций, являющихся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями подконтрольных товаров и (или) участниками оборота подконтрольных товаров, могут оформлять ветеринарные сопроводительные документы» утвержден Перечень продукции животного происхождения, согласно которому к подконтрольным товарам относится рыба и прочие водные беспозвоночные, а также готовые продукты из рыбы и ракообразных, в нарушение вышеуказанных положений законодательства, действуя умышленно, в период с 22 июня 2022 года по 23 июня 2022 года дал указание матросам ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 отделить конечности от карапакса краба Камчатского, незаконно выловленного в акватории Охотского моря, извлечь из них мясо и в последующем сварить его, расфасовать по пластиковым контейнерам, после чего заморозить в холодильной установке и хранить до особых распоряжений. Таким образом, Савченко Н.Н. совершил действия по производству варено-мороженного мяса краба Камчатского общим весом 259,42 кг, без нанесения на изготовленную продукцию какой-либо маркировки и информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации. После этого Савченко Н.Н. осуществил перевозку изготовленной продукции в целях сбыта, и в последующем сбыл ее на общую сумму 1 245 216 рублей, что является крупным размером.
Органами предварительного следствия действия Савченко Н.Н. квалифицированы по ч. 3 ст. 171.1 УК РФ – производство, перевозка и хранение в целях сбыта, и сбыт продовольственных товаров без маркировки и нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и нанесение такой информации обязательны.
В ходе предварительного расследования от Савченко Н.Н. поступило ходатайство о прекращении уголовного дела и применении меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (л.д. 96).
29 ноября 2023 года в суд поступило ходатайство руководителя следственного органа - врио начальника СО Усть-Большерецкого МО МВД России Шароновой И.Н. о прекращении уголовного дела в отношении Савченко Н.Н. с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в соответствии со ст. 25.1 УПК РФ.
В судебном заседании подозреваемый и его защитник просили прекратить уголовное дело и уголовное преследование с назначением Савченко Н.Н. меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, поскольку, несмотря на вынесенный Усть-Большерецким районным судом Камчатского края 17 января 2023 года приговор в отношении Савченко Н.Н. по ч. 3 ст. 256 УК РФ, на момент совершения инкриминируемого преступления, он судим не был, преступление совершил впервые, что дает основание утверждать о том, что Савченко Н.Н. впервые привлекается к уголовной ответственности за совершение преступления небольшой тяжести, вину в содеянном признал, штраф по приговору от 17 января 2023 года взыскан, денежные средства от реализации продукции конфискованы, также он произвел благотворительную выплату в пользу КГБУ «Камчатский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в размере 5 000 рублей.
Помощник прокурора не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства и полагал возможным уголовное дело в отношении Савченко Н.Н. прекратить в соответствии со ст. 25.1 УПК РФ, на основании ст. 76.2 УК РФ, освободив его от уголовной ответственности и назначить ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 76.2 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
На основании ст. 25.1 УПК РФ, суд вправе в порядке, установленном УПК РФ, в случаях, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ, прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред, и назначить данному лицу меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 171.1 УК РФ, в совершении которого подозревается Савченко Н.Н., согласно ч. 2 ст. 15 УК РФ относится к категории небольшой тяжести.
В представленных материалах имеются данные, свидетельствующие об обоснованности уголовного преследования Савченко Н.Н., что подтверждается собранными по уголовному делу доказательствами, которые являются допустимыми, относимыми, достоверными, достаточными, собранными в соответствии с требованиями УПК РФ.
Условий, препятствующих прекращению уголовного дела в отношении Савченко Н.Н. с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа, судом не установлено.
По смыслу закона, освобождение от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа при соблюдении условий, предусмотренных ст. 76.2 УК РФ возможно и в тех случаях, когда диспозиция соответствующей статьи УК РФ не предусматривает причинение ущерба или иного вреда в качестве обязательного признака объективной стороны преступления. В таких случаях способы возмещения ущерба и заглаживания вреда должны носить законный характер и не ущемлять права третьих лиц. При этом возможные способы возмещения ущерба и заглаживания причиненного преступлением вреда законом не ограничены.
Как следует из материалов дела, подозреваемый перечислил денежные средства в сумме 5 000 рублей в целях благотворительности в КГБУ «Камчатский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (т. 2 л.д. 101).
Поскольку состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 171.1 УК РФ, является формальным, благотворительную деятельность Савченко Н.Н., осуществленную в пользу КГБУ «Камчатский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд расценивает как заглаживание им причиненного преступлением вреда.
Савченко Н.Н. на момент совершения инкриминируемого ему преступления не судим, впервые привлекается к уголовной ответственности. Приговором Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 17 января 2023 года осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей (т. 2 л.д. 25, 28-36, 72,73).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Савченко ранее не судим, загладил причиненный им вред, инкриминируемое ему преступление относится к категории небольшой тяжести, суд считает возможным прекратить данное уголовное дело, освободив подозреваемого от уголовной ответственности, и назначить ему меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа.
Оснований для отказа в удовлетворении рассматриваемого ходатайства, предусмотренных п. 2 ч. 5 ст. 446.2 УПК РФ, судом не установлено.
Размер штрафа суд определяет по правилам ст. 104.5 УК РФ, с учетом тяжести инкриминируемого преступления, имущественного положения Савченко Н.Н., его семьи, наличия на иждивении малолетнего ребенка, а также с учетом нахождения его в трудоспособном возрасте и возможности получения заработной платы или иного дохода.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Вопрос о вещественных доказательствах разрешен приговором Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края от 17 января 2023 года в отношении Савченко Н.Н., осужденного по ч. 3 ст. 256 УК РФ (т. 2 л.д. 27-36).
Процессуальные издержки в виде сумм, выплаченных адвокату Высоцкой Н.Л. в ходе предварительного расследования в размере 1 646 рублей (т. 2 л.д. 104), а также в виде оплаты труда адвоката Енаке Е.В. за защиту интересов подозреваемого в судебном заседании в размере 7 900 рублей 80 копеек, в соответствии со ст. 132 УПК РФ подлежат взысканию с Савченко Н.Н. С учетом личности подозреваемого, являющегося трудоспособным лицом, оснований для освобождения от уплаты процессуальных издержек, суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 254, 256 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить уголовное дело и уголовное преследование в отношении Савченко Н. Н.ча, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 171.1 УК РФ, на основании ст. 25.1 УПК РФ и в соответствии со ст. 76.2 УК РФ Савченко Н.Н. от уголовной ответственности освободить.
Назначить Савченко Н.Н. меру уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты судебного штрафа:
УФК по Камчатскому краю (МО МВД России «Усть-Большерецкий» л/с 04381483360), ИНН 4108005844, КПП 410801001, БИК 013002402, кор.счёт 40№, р/счет 03№, ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский, ОКТМО 30616000, КБК 18№, УИН 18№.
Установить Савченко Н.Н. срок уплаты судебного штрафа – 30 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу.
Разъяснить Савченко Н.Н., что:
- в случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок судебный штраф отменяется, и лицо привлекается к уголовной ответственности по соответствующей статье Особенной части УК РФ;
- сведения об уплате судебного штрафа необходимо представить судебному приставу-исполнителю в течение 10 дней после истечения срока, установленного для уплаты судебного штрафа.
Взыскать с Савченко Н.Н. в доход федерального бюджета процессуальные издержки в размере 9 546 (девять тысяч пятьсот сорок шесть) рублей 80 (восемьдесят) копеек.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Усть-Большерецкий районный суд <адрес> в течение 15 суток со дня его вынесения.
Председательствующий Т.Ю. Тихенко