В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-2085/2022№ 2а-2559/2021
Строка 025а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ19 апреля 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего - судьи Кобзевой И.В.,
судей Калугиной С.В., Меремьянина Р.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Устюжанина Яна Владиславовича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области,
по апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 декабря 2021 года.
(судья районного суда Шумейко Е.С.)
Заслушав доклад судьи Воронежского областного суда Кобзевой И.В., объяснения Устюжанина Я.В., представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области по доверенности Мясникова В.Г., представителя УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России по доверенностям Лучинкина С.С., судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда
У С Т А Н О В И Л А :
Устюжанин Я.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области.
Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России.
В обоснование своих требований истец указал, что, находясь в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в периоды с 23 июня 2019 года по 23 ноября 2019 года, с 24 января 2020 года по 10 мая 2020 года, с 5 августа 2020 года по 1 октября 2020 года, он содержался в жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство условиях.
Административный истец, считая свои права нарушенными, просил суд:
- признать нарушенными условия содержания Устюжанина Я.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в периоды с 23 июня 2019 года по 23 ноября 2019 года, с 24 января 2020 года по 19 мая 2020 года, с 5 августа 2020 года по 1 октября 2020 года;
- признать незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области по необеспечению Устюжанина Я.В. полноценным рационом питания при этапировании из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области 23 ноября 2019 года, 19 мая 2020 года, 1 октября 2020 года;
- взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области компенсацию за нарушение условий содержания Устюжанина Я.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в размере 330 000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 9 декабря 2021 года требования Устюжанина Я.В. удовлетворены частично, постановлено: признать необеспечение надлежащих условий содержания Устюжанина Я.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в период содержания с 24 июня 2019 года по 23 ноября 2019 года, с 24 января 2020 года по 15 мая 2020 года, с 5 августа 2020 года по 1 октября 2020 года; взыскать с УФСИН России по Воронежской области за счет средств казны Российской Федерации в пользу Устюжанина Я.В. компенсацию за ненадлежащие условия содержания Устюжанина Я.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в размере 150 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано (т.3 л.д.125-132).
В апелляционной жалобе представителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России по доверенностям Поповой И.К. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения по делу об отказе в удовлетворении заявленных требований (т.3 л.д.158-165).
Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Устюжанин Я.В. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, согласно камерной карточке: 23 июня 2019 года в камере № 5/5; с 24 июня 2019 года по 23 ноября 2019 года, с 24 января 2020 года по 15 мая 2020 года, с 05 августа 2020 года по 14 сентября 2020 года, с 23 сентября 2020 года по 01 октября 2020 года в камере № 142; с 15 мая 2020 года по 19 мая 2020 года в камерном помещении № 19, с 15 сентября 2020 года по 23 сентября 2020 года в камерном помещении № 137 (т.1 л.д. 109-110,111).
Из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области Устюжанин Я.В. 23 ноября 2019 года, 19 мая 2020 года и 1 октября 2020 года этапировался в ИК-14 ГУФСИН России по Новосибирской области.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования Устюжанина Я.В. в части признания необеспечения надлежащих условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в периоды содержания с 24 июня 2019 года по 23 ноября 2019 года, с 24 января 2020 года по 15 мая 2020 года, с 5 августа 2020 года по 1 октября 2020 года; взыскании в пользу Устюжанина Я.В. компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 150 000 рублей, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", проанализировав обстоятельства, установленные по делу, пришел к выводу о том, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области не были обеспечены надлежащие условия содержания Устюжанина Я.В., поскольку не были созданы надлежащие бытовые условия применительно к обеспечению санитарной нормы площади помещения из расчета на одного человека, а также требований гигиены и санитарии.
При этом суд не установил нарушений требований, установленных СНиП 23-05-2010 и СанПиН 2.2/2/1/1/1278 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», в спорные периоды, а также не выявил нарушений в части обеспечения Устюжанина Я.В. в спорный период времени индивидуальным спальным местом, постельными принадлежностями и столовой посудой, комплектации камер мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода. Также не установил фактов, свидетельствующих о непредоставлении истцу права на прогулки.
Отказывая в удовлетворении требований Устюжанина Я.В. в части признания незаконными действий ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области по необеспечению истца полноценным рационом питания при этапировании из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области 23 ноября 2019 года, 19 мая 2020 года, 1 октября 2020 года, суд первой инстанции, проанализировав обстоятельства, установленные по делу, пришел к выводу о том, что Устюжанин Я.В. был обеспечен необходимым продуктовым довольствием, права и законные интересы Устюжанина Я.В. действиями ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в этой части нарушены не были.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласна, так как они сделаны на основании всесторонне исследованных доказательств и установленных обстоятельств, которым суд в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дал надлежащую правовую оценку.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации.
Таким образом, условия содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы статьей 7 указанного выше закона отнесены к местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Согласно части 1 статьи 15 названного закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин). Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 17 указанного закона и части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
В пунктах 14 и 17 постановления Пленума от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" Верховный Суд Российской Федерации указал, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статья 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что в период содержания Устюжанина Я.В. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области прокуратурой выявлялись нарушения закона, касающиеся ненадлежащего материально-бытового содержания заключенных под стражу и осужденных. По данным фактам вносились соответствующие акты прокурорского реагирования (т.1 л.д. 14).
Из ответа прокуратуры Воронежской области от 27 мая 2021 года № 17-144-2021 на жалобу Устюжанина Я.В. (т.1 л.д. 32) следует, что в период 2019-2020 годов прокуратурой Воронежской области выявлялись нарушения закона, связанные с необеспечением надлежащих условий содержания осужденных и заключенных под стражу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области, в том числе, в указанных Устюжаниным Я.В. камерах. По данным фактам вносились акты прокурорского реагирования.
Из представлений прокуратуры Воронежской области от 21 октября 2019 года № 17-09-2019/371, от 25 декабря 2019 года № 17-09-2019/470 следует, что значительная часть камер не отвечает требованиям гигиены и санитарии, находится в неудовлетворительном состоянии (т.1 л.д. 140-143,144-148). Содержащиеся в изоляторе лица не обеспечены установленной нормой санитарной площади не менее 4 квадратных метров на одного человека в 59 камерах в отношении 400 заключенных. В функционирующем в условиях переполнения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в камерах, в том числе, № 137, заключенные не были обеспечены индивидуальными спальными местами, норма санитарной площади не обеспечивалась в 53 камерах, в 16 камерах приходилось менее 3 квадратных метров (в том числе в камере №142).
В результате проведенной проверки состояния и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных установлено, что практически все камеры ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области не отвечают требованиям гигиены и санитарии, их стены и потолки поражены грибком, имеются протеки от воды, отслоение штукатурки и краски.
Заместителем прокурора Воронежской области 23 декабря 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении в связи с неисполнением обязанности по выполнению санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Постановлением заместителя руководителя Роспотребнадзора по Воронежской области № 20000162 от 4 февраля 2020 года должностное лицо ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области Татаринцев Ю.В. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из мотивировочной части постановления об административном правонарушении, проверкой камер содержания лиц в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области установлено, что значительная часть камер в нарушение статьи 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ не отвечает требованиям гигиены и санитарии, находится в неудовлетворительном состоянии и требует ремонта. В камерах, в том числе № 142, нарушено гигиеническое покрытие стен, имеются следы потеков, отмечено отслоение штукатурки, антисанитарное состояние санузлов и умывальников. Частично нарушенная целостность стен не позволяет осуществить проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, чем нарушены требования статьи 24 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ.
Аналогичные нарушения отражены в представлениях прокуратуры от 22 января 2020 года и от 5 октября 2020 года № 17-09-2020/279 (т.1 л.д. 152-155, т.2 л.д. 228-233).
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о ненадлежащих условиях содержания административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области в период его нахождения в камерах №137 и № 142, выразившихся в несоответствии условий содержания с учетом необеспечения нормы санитарной площади на одного человека, а также несоответствии камер № 137 и № 142 требованиям гигиены и санитарии, являются верными.
При этом судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы административного истца о недостатке света и свежего воздуха в камерах, отсутствии индивидуального спального места, постельных принадлежностей, столовой посуды, неукомплектованности камер мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода, а также о неосуществлении прогулок и необеспечении необходимым продуктовым довольствием в период этапирования из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области по мотивам, изложенным в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которыми у судебной коллегии не имеется.
Суд первой инстанции, определяя компенсацию, подлежащую взысканию за нарушение условий содержания Устюжанина Я.В., пришел к выводу о необходимости взыскания 150 000 рублей, в связи с несоответствием условий содержания Устюжанина Я.В. с учетом необеспечения нормы санитарной площади на одного человека, а также несоответствием камер № 137 и № 142 требованиям гигиены и санитарии, в которых административный истец содержался длительные периоды.
Судебная коллегия с таким выводом районного суда согласна, так как он сделан на основании всестороннего исследования доказательств и установленных обстоятельств по делу, размер компенсации определен с учетом объема и периода нарушения прав истца и с учетом разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации.
Вместе с тем с выводом суда первой инстанции о взыскании компенсации с УФСИН России по Воронежской области за счет средств казны Российской Федерации судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В силу подпункта б пункта 2 части 7 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих и о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 227 настоящего Кодекса, а также дополнительно содержать в резолютивной части в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В силу пункта 7 указанного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, согласно действующему законодательству обязанность по компенсации за ненадлежащие условия содержания подлежит возложению на ФСИН России, в связи с чем доводы апелляционной жалобы административных ответчиков о необоснованности решения суда первой инстанции в части взыскания присужденной компенсации с УФСИН России по Воронежской области заслуживают внимание.
Кроме того, в силу части 9 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению с указанием на взыскание компенсации с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации и на обращение решения суда к немедленному исполнению.
Доводы апелляционной жалобы в части пропуска административным истцом срока на обращение в суд с настоящим исковым заявлением, не могут повлечь отмену оспариваемого решения, поскольку районным судом срок для обращения в суд административному истцу восстановлен при тщательном исследовании обстоятельств его пропуска, оснований не согласиться с выводами суда в этой части у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы апелляционной жалобы несостоятельны и не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, которое вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 декабря 2021 года изменить, указав на взыскание компенсации с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации и на обращение решения суда к немедленному исполнению.
В остальной части решение Центрального районного суда г. Воронежа от 9 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Воронежской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Воронежской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
судьи коллегии: