РЕШЕНИЕ по делу 2-352/2015
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Крутинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Э.М. Свита,
с участием помощника прокурора Крутинского района Сайтгалиной С.А.,
представителя ответчика Зоммер С.Ф.,
при секретаре Свиридовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29.06.2015 года в р.п. Крутинка исковое заявление прокурора Крутинского района в интересах Портнягина В.С. к Администрации Рыжковского сельского поселения о признании бездействия незаконным и обязательстве оформить право собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Крутинского района, обратившись в суд, в обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения жилищного законодательства в деятельности Администрации Рыжковского сельского поселения, было установлено, что СПК «"..."» передал в администрацию Рыжковского сельского поселения жилищный фонд социального использования, в том числе квартиру, расположенную в <адрес> в которой проживает Портнягин В.С. До настоящего времени право собственности на названную квартиру ответчиком не оформлено, тем самым нарушаются права Портнягина В.С. на пользование и распоряжение жильем. Прокурор обратился в порядке ст. 45 ГПК РФ с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Портнягина В.С., обратившегося в прокуратуру с заявлением о защите нарушенных социальных прав, в том числе обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; требуя признать бездействие Администрации Рыжковского сельского поселения в части не оформления в собственность жилого помещения незаконным и обязав ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право собственности на указанное жилое помещение.
Помощник прокурора Крутинского района Сайтгалина С.А. в судебном заседании заявленные требования подтвердила по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Портнягин В.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Глава Рыжковского сельского поселения ФИО1 в качестве ответчика в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что оформлению права собственности на переданный от СПК «"..."» жилой фонд препятствует отсутствие необходимых для этого денежных средств.
Суд, выслушав представителей истца и ответчика, оценив представленные доказательства, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно части первой ст.212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу части первой 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12. 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Как следует из п.1 приложения № 3, применительно к рассматриваемым правоотношениям, к объектам муниципальной собственности относится жилищный фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации).
Частью первой ст.49 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов. А также имущественные права муниципальных образований.
Согласно части первой ст. 51 названного Закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления
Пунктом 4 ст.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
При этом, граждане, занимающие жилые помещения по договору найма или аренды в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно статье 6 названного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти и местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с ч.1 статьи 60 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона-собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне- гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Из части первой статьи 30 ЖК РФ следует, что собственник жилого помещения осуществляют права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Судом установлено, что Соглашением между Администрациями Крутинского муниципального района и Рыжковского сельского поселения было заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ответчику переданы полномочия по заключению договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Решением Совета Рыжковского сельского поселения (53-я сессия второго созыва) № от ДД.ММ.ГГГГ названное Соглашение было утверждено.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Рыжковского сельского поселения был передан от СПК «"..."» жилищный фонд, в том числе и квартира, расположенная по адресу: <адрес>
Согласно имеющемуся в деле объяснению Портнягина В.С., его заявлению, он утерял документы на право проживания в жилом помещении, в котором в настоящее время с семьей проживает, а ответчик не оформляет право собственности на это жилое помещение. Названное обстоятельство нарушает его жилищные права, лишает его права на приватизацию.
В силу ч.1 ст. 556 ГК РФ, передача недвижимости продавцом и принятии её покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Положениями ч.2 ст.223 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, при этом такая регистрация проводится на основании заявления сторон договора.
В соответствии с частью первой ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом регистрации подлежит, в том числе право собственности.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что без регистрации права собственности на занимаемое им жилое помещение, невозможно использование Портнягина В.С. его права на приватизацию жилья, то есть бездействием ответчика существенно нарушаются его жилищные права.
В силу ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, и путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Срок исполнения решения, указанный прокурором, признан ответчиком, и по мнению суда является оптимальным.
По смыслу ч.1 ст.103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-196 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: