стр. 173а г/пошлина 00 руб.
Судья Доильницын А.Ю.
Докладчик Брагин А.А. Дело № 33а-3024/19
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
от 6 мая 2019 года город Архангельск
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Кузнецова Ю.И.
судей Брагина А.А., Рудь Т.Н.
при секретаре судебного заседания Мироненко М.С.
с участием прокурора областной прокуратуры Загвоздиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Карпенко Владимира Александровича на решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 6 марта 2019 года, которым постановлено:
«административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» – удовлетворить.
Установить в отношении Карпенко Владимира Александровича, **.**.**** года рождения, уроженца ************, административный надзор на срок 2 (два) года, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить в отношении Карпенко Владимира Александровича на период административного надзора административные ограничения:
обязательной явки для регистрации 4 (четыре) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующего дня;
запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа и распитие алкогольной продукции».
Заслушав доклад судьи Брагина А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 21 ОУХД-2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – исправительное учреждение) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Карпенко В.А., указав в обоснование требований, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у него оканчивается 30 апреля 2019 года, он имеет неснятую и непогашенную судимость за совершенное преступления небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором, что в силу закона является основанием для установления административного надзора. В связи с чем просило установить Карпенко В.А. административный надзор на срок погашения судимости, а также установить ему на этот период административное ограничение в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком и запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов.
Административный ответчик Карпенко В.А. в судебном заседании выразил несогласие с административным иском.
Участвующий в деле прокурор Волков В.А. дал заключение об обоснованности заявленных административных исковых требований.
Суд принял указанное решение, с которым не согласился Карпенко В.А., просит его отменить. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что основания для установления административного надзора отсутствуют, кроме того установленные ограничения будут препятствовать его трудовой деятельности.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Волков В.А. просил оставить ее без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступившие на нее возражения, заслушав заключение участвующего в деле прокурора Загвоздиной Н.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ).
В силу п. 2 ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений. Административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление последнего административного ограничения является обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Карпенко В.А. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору и.о. мирового судьи судебного участка № 12 Вологодской области (с учетом постановления Вельского районного суда Архангельской области от 15 июня 2017 года, постановления Котласского городского суда Архангельской области от 12 марта 2018 года), которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 158 УК РФ, ему назначено наказание на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ в виде лишения свободы сроком на 1 год 10 месяцев с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. При назначении указанного наказания Карпенко В.А. в качестве отягчающего наказание обстоятельства учтено наличие у административного ответчика рецидива преступлений.
Решением Котласского городского суда Архангельской области от 2 сентября 2014 года в отношении административного ответчика установлен административный надзор сроком до 20 ноября 2017 года.
Преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 158 УК РФ, совершены Карпенко В.А. 6 июня 2015 года, 11 ноября 2015 года и 10 декабря 2015 года.
Таким образом, преступления, за совершение которых Карпенко В.А. в настоящий время отбывает наказание в виде лишения свободы, совершено им в период нахождения под административным надзором.
Карпенко В.А. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений в период нахождения под административным надзором при рецидиве преступлений. В связи с чем вывод суда первой инстанции о необходимости удовлетворения требований административного истца в части установления Карпенко В.А. административного надзора является обоснованным.
Кроме того, суд пришел к выводу о необходимости установления административного надзора на срок два года, с возложением административных ограничений в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 22.00 часов до 6.00 часов следующего дня, запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа и распитие алкогольной продукции.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласна, поскольку он соответствует требованиям закона, фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Согласно ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений небольшой тяжести, судимость погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
Срок административного надзора установлен Карпенко В.А. в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ, согласно которым административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, и лица, указанного в ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Оснований для снижения срока административного надзора, который соответствует приведенным выше положениям материального закона, не имеется.
Количество явок в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, определено судом в пределах, установленных п. 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ, и с учетом обстоятельств дела является разумным.
Установленный судом первой инстанции Карпенко В.А. срок административного надзора, как и административные ограничения, согласуются с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Устанавливая административные ограничения, суд правомерно учел данные о личности осужденного, степень общественной опасности совершенных им преступлений, поведения в местах лишения свободы, характеризующие сведения.
Примененные к административному ответчику меры административного надзора (административные ограничения) не носят произвольного характера, направлены на выявление, устранение причин и условий, способствующих совершению Карпенко В.А. преступлений или административных правонарушений, а также оказание на него воспитательного воздействия в целях недопущения совершения этих правонарушений или антиобщественного поведения, позволят более эффективно способствовать его исправлению.
Не может служить основанием для отмены решения суда довод апелляционной жалобы Карпенко В.А. о том, что в результате установления административного надзора создается препятствие в его трудоустройстве. Указанные обстоятельства не предусмотрены законом в качестве исключающих применение административного надзора. В материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие невозможность трудоустроиться в связи с установленными судом административными ограничениями.
Кроме того, административный ответчик не лишен возможности в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 64-ФЗ, в течение срока надзора обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Обстоятельства, имеющие значение, установлены судом правильно, исследованным доказательствам оценка дана в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Плесецкого районного суда Архангельской области от 6 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карпенко Владимира Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И. Кузнецов
Судьи А.А. Брагин
Т.Н. Рудь