Решение по делу № 2-319/2019 от 25.02.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес>                                                                         06 марта 2019 года

Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:

председательствующего судьи Дадакова С.С.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республики и ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» о признании права на перерасчет сумм возмещения вреда здоровью причиненного в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и взыскании задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), Министерству труда, занятости и социального развития Чеченской Республикии ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>», с иском о признании права на перерасчет сумм возмещения вреда его здоровью причиненного в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и взыскании задолженности. Истец просит признать право на перерасчет сумм возмещения вреда, причиненного здоровью в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС с учетом его заработка. Взыскать в его пользу с Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) за счет казны РФ задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в размере 4 832 524 (четыре миллиона восемьсот тридцать две тысячи пятьсот двадцать четыре) руб. Обязать ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» ежемесячно выплачивать ему, начиная с ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда здоровью в размере 67015 (шестьдесят семь тысячи пятнадцать) руб. Обязать ГУ «Отдел труда исоциального развития <адрес>» ежемесячную сумму возмещения вреда индексировать в дальнейшем, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В обосновании исковых требований истец указал, что в период с 28.04.1987г. по 18.07.1987г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-ти километровой зоне отчуждения.

Инвалидность 2-ой группы впервые установлена ДД.ММ.ГГГГ с полной потерей трудоспособности связанная с аварией на ЧАЭС, с учетом времени получения «увечья», даты установления инвалидности и нормативных актов, определяющих размер возмещения по случаю утраты трудоспособности, с ДД.ММ.ГГГГ должны были выплачивать возмещение вреда здоровью, причиненного утратой трудоспособности рассчитанное из его фактического заработка.

Министерством труда и социального развития Чеченской Республики, удостоверение инвалида вследствие аварии на Чернобыльской АЭС серии Б было выдано 2-го ноября 2010 г. С ноября 2010 года Министерством труда и социального развития Чеченской Республики ФИО2 назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в фиксированном размере. Однако, Министерство труда, занятости и социального развития ЧР, сформировано в 2000 году, а работу по назначению и выплате возмещения вреда здоровью начало только с 2002 года. Выдача удостоверения серии Б неоднократно откладывалось по независящим от него причинам. И Было выдано только по решению Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. В связи, с чем выплаты не производились.

В судебном заседании ФИО2 поддержал исковые требования и пояснил что, в соответствии со ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» в редакции Федерального Закона № 179-ФЗ от 24.11.1995г., вступивший в силу со ДД.ММ.ГГГГ, ему, начиная с момента признания его инвалидом и получения удостоверения, признанного инвалидом, должна была быть гарантирована выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью.

При этом пояснил суду, что учитывая вред, причиненный чернобыльской катастрофой, является вредом реально невосполнимым и неисчисляемым, и невозможно полное по объему его возмещение. Но, во всяком случае, размер возмещения должен обеспечивать лицам, пострадавшим в результате этой катастрофы, такой уровень жизни, при котором - в сопоставлении с доходами граждан по стране в целом - не ставились бы под сомнение само их право на возмещение вреда и принцип уважения достоинства личности исходя из конституционных принципов справедливости (статьи 1 и 7 Конституции Российской Федерации) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (статья 19 Конституции Российской Федерации), в том числе независимо от профессиональной принадлежности, должностного положения этих лиц и, соответственно, от уровня их заработной платы. В связи, с чем возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному социальному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно - правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19 и 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. И тот факт, что задержка во времени выплаты государственного долга по возмещению вреда, нанесенного здоровью чернобыльцев, фактически означает снижение надлежащего уровня и условий жизни, "отсрочку" необходимого лечения больных и инвалидов - чернобыльцев в течение длительного периода, что имеет для них необратимые последствия. Ответчик, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд), надлежаще извещенный о месте и времени разбирательства дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей не явки суд не известил.

Представитель Министерства труда, занятости и социального развития ЧР ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал по тем основаниям, что назначение и выплата ФИО2 возмещения вреда произведено правильно, в соответствии с действующим законодательством.

Требования истца о признании права на перерасчет сумм возмещения вреда здоровью причиненного в результате ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и взыскании задолженности с применением индексов потребительских цен не соответствует нормам действующего законодательства и постановлению Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Право на перерасчет от заработка после ДД.ММ.ГГГГ отсутствует, так как норма закона, позволявшая производить такой перерасчет с указанной даты утратила силу. В настоящее время законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность исчисления суммы в возмещение вреда из среднемесячного заработка, так как данная норма, ранее содержавшаяся в пункте 25 части первой статьи 14 Закона РФ от 15. 05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» законодателем изъята из данного закона и юридически не существует, что не может быть правовой основой для принятия судом решения о расчете после ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ не найдено оснований для признания неконституционным изъятия из названного закона нормы об исчислении суммы возмещения вреда из заработка ранее назначенных сумм возмещения вреда на основании изъятой после ДД.ММ.ГГГГ из Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» нормы. В названном постановлении Конституционного Суда РФ речь идет только о сохранении ранее назначенных (до ДД.ММ.ГГГГ) сумм в возмещение вреда, в том числе исчисленных из чернобыльского заработка. Целью этого сохранения является недопущение снижения уровня сумм возмещения вреда здоровью, установленных до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с недействующей в настоящее время редакцией.

Исследовав материалы дела, выслушав выступления сторон в судебных прениях, суд находит исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Участие ФИО2 в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с 28.04.1987г. по 18.07.1987г., подтверждается военным билетом серии НД выданным <адрес> военным комиссариатом ЧИАССР от 04.05.1982г.

Инвалидность впервые установлена ДД.ММ.ГГГГ 2-й группы с полной потерей трудоспособности, подтверждается выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК -299 сроком до 1-го декабря 1998 года.

Повторно дата последующего переосвидетельствования – ДД.ММ.ГГГГ, справка серии ВТЭ-299 -бессрочно.

Из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что представитель ГУ медико-социальной экспертизы признала ошибку формулировки в выданной ФИО2 справке об установлении инвалидности от 1997 года, однако уточнила что, исправление допущенной ошибки не представляется возможным в связи тем что они не располагают данными о лицах, получивших инвалидность до 2000 года.

На основании указанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 получил удостоверение инвалида, получившего и перенесшего лучевую болезнь вследствие аварии на ЧАЭС серии Б от ДД.ММ.ГГГГ. А так же назначена ежемесячная фиксированная сумма возмещения вреда здоровью. Указанное решение ответчиком не обжаловано и вступило в законную силу. Представленная к расчёту справка о заработке от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается записью в трудовой книжке серии АТ-2594058. В соответствии со статьей 16 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ) на рабочих и служащих, а также военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получивших профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, распространяются компенсации и льготы, предусмотренные статьей 14 настоящего Закона. Следовательно, право на получение возмещения вреда, причиненного здоровью, у истца возникло с момента установления ему инвалидности по правилам статьи 14 Федерального Закона. На день установления инвалидности действовал пункт 25 статьи 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ).

Согласно указанной редакции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется, исходя из условного месячного заработка, без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда.

Применение указанной нормы, действовавшей на день установления инвалидности редакции представителем ответчика не оспаривается.

Возражения ответчика, заключающиеся в том, что возможность расчета возмещения вреда из среднемесячного заработка исключается, так как норма, содержащаяся в пункте 25 части первой статьи 14 Закона в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №179-ФЗ законодателем изъята из данного закона и юридически не существует с ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельными, не учитывающими конкретные обстоятельства по делу.

Общеизвестным является тот факт, что с начала 90-х годов деятельность государственных органов и организаций на территории Чеченской Республики была приостановлена, с 1994 до 2001 года проходили боевые действия, что объективно исключило возможность истца на реализацию своих прав на получение компенсации возмещения вреда в связи с наступившей инвалидностью.

Из объяснений представителя ответчика, усматривается, что деятельность Министерства, связанная с выплатой компенсаций чернобыльцам была начата только с января 2002 года.

При таких данных суд приходит к выводу, что требования истца являются требованиями о правильном расчете сумм возмещения вреда.

Верховный Суд РФ в определении судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ (дело -В07-48) указал следующее: «разрешая спор об индексации сумм возмещения вреда, причиненного здоровью за период с 2002 года по 2004 год, суд первой инстанции исходил из того, что согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 31-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и в статью 2 Федерального закона «о внесении изменений и дополнений в Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», которому придана обратная сила, размеры выплат гражданам ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, а поэтому требования истца об индексации указанных сумм с 2002 года пропорционально росту прожиточного минимума по субъекту Российской Федерации удовлетворению не подлежат».

Однако, произведенная индексация с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы, основана на неправильном толковании норм материального права и противоречит правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О, где указано, что при разрешении вопроса о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции РФ), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда РФ о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы.

Так, суду следовало сопоставить размеры, подлежащих уплате таким гражданам компенсационных сумм в рамках соответствующего периода, рассчитанных на основе показателей прожиточного минимума субъекта Российской Федерации. В том случае, когда при рассмотрении дела будет установлено, что применение нового критерия индексации (уровня инфляции) компенсационных выплат гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), то надлежит исходить из необходимости применения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Исходя из смысла указанного определения Верховного Суда РФ, возражения ответчика направлены на ухудшение правового положения истца по сравнению с другими гражданами. Базовый закон от ДД.ММ.ГГГГ не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно неполученных пострадавшим сумм возмещения вреда, причиненного егоздоровью вследствие авариина ЧАЭС, и эта задолженность образовалась не по вине истца.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 3-го ноября 2006 года -О к требованиям о взыскании недополученных суммвозмещения вреда, причиненногоздоровью вследствие авариина ЧАЭС, абзац 4 ст. 208 ГКРФ не применяется. При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, о взыскании единовременной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в период с 2-го ноября 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в размере 4 832 524 (четыре миллиона восемьсот тридцать две тысячи пятьсот двадцать четыре) руб. и выплате с ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда здоровью в размере 67015 (шестьдесят семь тысячи пятнадцать) руб. При расчете ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью взят заработок истца перед установлением инвалидности. В расчет взят последний период работы за 12 месяцев за период с 01.12. 1993г. по 01.11.1994г.

Таким образом, на момент рассмотрения дела судом произведен расчет ежемесячной денежной компенсации возмещение вреда здоровью, следующим образом:

Заработок за период с 01.12.93г по ДД.ММ.ГГГГ год составляет 24269: 12=2022х 1.27х1,259х1,05х1,048х1,045х1,2х1,1=4908

С 01.07.00г. по 31.12.00г.4608х1,581=7759х6=46557

С 01.01.01г. по 31.12.01г.    7759 х 1.515 = 12306 х 12 = 147679

С 01.01.02г. по 31.12.02г.    12306 х 1.26 = 15506 х 12 = 186076

С 01.01.03г. по 31.12.03г.    15506 х 1.2 = 18607х 12 =223286

С 01.01.04г. по 31.12.04г.    18607х 1.35=25119х 12 =301433

С 01.01.05г. по 31.12.05г.    25119 х 1.11 = 27882 х12 =334591

С 01.01.06г. по 31.12.06г.    27882 х 1.09 = 30392 х 12 =364704

С 01.01.07г. по 31.12.07г.    30392 х 1.08 = 32823х 12 =393880

С 01.01.09г. по 31.12.09г.    36269х 1.13 =40983х 12 = 491807

С 01.01.10г. по 31.12.10г.    40983х 1.1 =45082х2=90164-11959=78205

С 01.01.11г. по 31.12.11г.    45082 х 1.065=48012х 12=576144-79128=497016

С 01.01.12г. по 31.12.12г.    48012х1.06=50892х 12=610712-83880=526832

С 01.01.13г. по 31.12.13г.    50892х1.055=53691х12=644292-88488=555804

С 01.01.14г. по 31.12.14г.    53691х1.05=56375х12=676506-92916=583590

С 01.01.15г. по 31.12.15г.    56375х1.055=56375х12=676500-98028=578472

С 01.01.16г.по 01.02.16г.    56375х1=56375-8693=47682

С 01.02.16г. по 31.12.16г.    56375х1,055=59475х11=654225-96623=557602

С 01.01.17г по 01.02.17г.    59475х1=59475-9173=50302х1=50302

С 01.02.17г по 31.12.17г.    59475х1,054=62686х11=689553-100903=588650

С 01.01.18г по 31.12.18г.    62686х1=62686-9423=53263х1=53263

С 01.02.18г. по 31.12.18г.    62686х1,025=64253х11=706783-103653=603130

С 01.01.19г по 01.02.19г.    64253х1=64253-9443=54810х1=54810

С 01.02.19г по 01.03.19г.    64253х1,043=67015-9849=57166х1=57166

Итого; 78205+497016+526832+555804+583590+578472+47682+557602+50302

        +588650+53263+603130+54810+57166=4 832 524

Единовременная задолженность составляет всего; 4 832 524 (четыре миллиона восемьсот тридцать две тысячи пятьсот двадцать четыре) руб.

Ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью с 1-го марта 2019 года -67015 (шестьдесят семь тысячи пятнадцать) руб.

В ходе рассмотрения дела Истцом заявлено ходатайство об обращении решения суда к незамедлительному исполнению. Под незамедлительным исполнением понимается исполнение решения суда, не вступившего в законную силу. Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может попросьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление егоисполнения можетпривести кзначительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Принимая во внимание существо спора, иные установленные в судебном заседании обстоятельства, полагает, возможным обратить решение суда в полном объеме к немедленному исполнению.

В соответствии с п.19 части первой ст. 333.36 НК РФ, освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в защиту государственных и общественных интересов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд.

Р Е Ш И Л:

Взыскать в пользу ФИО2 с Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) за счет казны РФ задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в размере 4 832 524 (четыре миллиона восемьсот тридцать две тысячи пятьсот двадцать четыре) руб.;

Обязать ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» ежемесячно выплачивать начиная с ДД.ММ.ГГГГ сумму возмещения вреда здоровью в размере 67015 (шестьдесят семь тысячи пятнадцать) руб.;

Обязать ГУ «Отдел труда и социального развития <адрес>» ежемесячную сумму возмещения вреда индексировать в дальнейшем, исходя из уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Обратить решение в части взыскания в пользу ФИО2 с Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) за счет казны РФ задолженность за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью в размере 4 832 524 (четыре миллиона восемьсот тридцать две тысячи пятьсот двадцать четыре) руб. к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики через Ленинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий                                     С.С. Дадаков

2-319/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Исраев Шаид Абуязитович
Ответчики
Государственное учреждение "Отдел труда и социального развития Ленинского района г. Грозного
Министерство труда и занятости социального развития ЧР
Федеральная служба по труду и занятости РФ
Суд
Ахматовский районный суд г. Грозный Чеченской Республики
Дело на странице суда
leninsky.chn.sudrf.ru
30.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.03.2020Передача материалов судье
30.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2020Судебное заседание
30.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2020Дело оформлено
30.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее