Дело 2а-596/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2019 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Васильеве Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары к Мадееву Евгению Валерьевичу о взыскании задолженности по пени по страховым взносам,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары обратилась в суд с административным иском к Мадееву Е. В. о взыскании задолженности по пени по страховым взносам в общей сумме 3 112, 17 руб. Требования мотивированы тем, что административный ответчик дата года зарегистрирован в ИФНС по г.Чебоксары в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, дата года прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя. Являлся плательщиком страховых взносов. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование произведена им с нарушением установленных законодательством сроков. В связи с несвоевременной уплатой на сумму недоимок по взносам в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ были начислены пени в указанном размере. Направленное требование от 09 января 2017 года, по которому предложено уплатить имеющуюся задолженность в срок до 01 апреля 2017 года, в добровольном порядке им не исполнено. Просят взыскать с ответчика указанную сумму, восстановить срок обращения в суд с данными требованиями.
Административный истец - Инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Чебоксары явку представителя в судебное заседание не обеспечила, представив заявление о рассмотрении дела без участия представителя.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Судебное извещение возвращено по истечении срока хранения.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд, изучив представленные в дело письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС РФ).
С принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ, с 1 января 2017 года на налоговые органы возлагаются, в том числе, функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, а также взысканию недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года, а Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования» с 01 января 2017 года утратил силу.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона N 212 от 24.07.2009 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно требованиям указанного Федерального закона, плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1. и 1.2. настоящей статьи (ч. 1 ст. 14); и обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы (п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ).
Календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ч. 4). За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 ФЗ).
Частью 15 статьи 15 было закреплено, что в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 ФЗ).
Согласно статье 25 указанного Федерального закона, пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Мадеев Е. В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с дата года по дата года и зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации - Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Чебоксары Чувашской Республики в качестве страхователя с присвоенным регистрационным номером в органе контроля за уплатой страховых взносов, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в указанный период административный ответчик являлся плательщиком страховых взносов в ПФ РФ и взносов в ФФОМС.
Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование произведена им с нарушением установленных законодательством сроков. В связи с несвоевременной уплатой на сумму недоимок по взносам в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ были начислены пени. ИФНС по г. Чебоксары, выявив, что за данным плательщиком числится (выявлена) задолженность, административному ответчику выставлено требование от 09 января 2017 года № ----- об уплате в срок до 01 апреля 2017 г. начисленных пени по страховым взносам: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии – ------ руб.; на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии – ------ руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года прочие начисления – ------ руб.
Требование до настоящего времени не исполнено, в связи с чем административный истец обратился в суд с иском о взыскании задолженности с ответчика, при этом, ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления.
В случае, когда физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, прекращена его деятельность, взыскание производится в соответствии со ст. 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом.
Как указано выше, требованием об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 09 января 2017 года был установлен срок исполнения до 01 апреля 2017 г.
Следовательно, срок подачи административного иска истекал 01 октября 2017 года.
ИФНС по г. Чебоксары обратилась в суд с иском о взыскании задолженности по пени по страховым взносам 10 декабря 2018 г., то есть с пропуском шестимесячного срока, установленного законом.
Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено и не приведено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине, тогда как в соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 5 ст.180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку не имеется оснований для восстановления ИФНС по г. Чебоксары срока обращения в суд по данному спору, соответственно, не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании с административного ответчика задолженности по пени по страховым взносам.
Согласно п.п. 4 п.1 ст.59 Налогового кодекса РФ принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, является основанием для признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами.
Руководствуясь ст. ст.175-180, ст. 289 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Чебоксары к Мадееву Евгению Валерьевичу о взыскании задолженности по уплате пени по страховым взносам в общем размере 3 112 руб. 17 коп., в том числе: на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату накопительной пенсии – 24,74 руб.; на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии – 2 559,41 руб.; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере федеральный фонд ОМС до 01 января 2017 года прочие начисления – 528,02 руб. - отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которых был разрешен, в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья И.Н. Сидорова