Дело №2-151/2023
УИД 46RS0027-01-2023-000140-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» сентября 2023 года пос. Черемисиново
Черемисиновского района
Курской области
Черемисиновский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Залозных Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Извековой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сиукаева Гиви Заурьевича к Потребительскому обществу «Черемисиновское» о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сиукаев Г.З. обратился в Черемисиновский районный суд <адрес> с иском к ответчику Потребительскому обществу «Черемисиновское», в котором просит признать за ним право собственности в порядке приобретательной давности на объект недвижимости: жилой <адрес>, общей площадью 77,9 кв.м, кадастровый №, расположенный по <адрес> пгт. <адрес> (далее по тексту решения – жилой дом, объект недвижимости).
Требование мотивировано тем, что в 1991 году Сиукаеву Г.З., как работнику Хлебокомбината Черемисиновского райпо <адрес>, для проживания был предоставлен жилой <адрес> (ранее №), общей площадью 36,5 кв.м (в настоящее время в связи с реконструкцией 77,9 кв.м), по <адрес>, относящийся к жилищному фонду названного Хлебокомбината (копия решения не выдавалась, документы о предоставлении жилого дома не сохранились). С 1991 года Сиукаев Г.З. владеет указанным объектом недвижимости непрерывно, добросовестно, открыто как своим собственным, несет обязанности собственника данного имущества. В течение всего срока владения жилым домом (более 30 лет) претензий от других лиц, прав на него никто не предъявлял, споров в отношении него не заявлялось. Истец, полагающий, что вправе требовать признания за ним права собственности в силу приобретательной давности на жилой дом, не имеет возможности оформить во внесудебном порядке право собственности на названный объект недвижимости ввиду отсутствия правоустанавливающих документов.
Определением суда от 22 августа 2023 года к участию в гражданском деле в качестве третьего лица привлечена супруга истца – Сиукаева М.Я.
Истец Сиукаев Г.З., представитель ответчика Потребительское общество «Черемисиновское», третье лицо Сиукаева М.Я., представитель третьего лица Администрации п. Черемисиново Черемисиновского района Курской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Истец Сиукаев Г.З. в письменном заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, указав, что исковое требование поддерживает.
Представитель ответчика – председатель Потребительского общества «Черемисиновское» Пикалова Л.А. в письменном заявлении указала, что требование Сиукаева Г.З. о признании за ним права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности признает, просила дело рассмотреть без участия представителя ответчика.
Представитель третьего лица Администрации п. Черемисиново Черемисиновского района, третье лицо Сиукаева М.Я. в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, Сиукаева М.Я. указала на отсутствие возражений относительно удовлетворения искового требования Сиукаева Г.З.
Руководствуясь ст.167 УПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, проверив обоснованность изложенных в исковом заявлении доводов, исследовав материалы дела в их совокупности, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Согласно п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Кроме того, в силу п.3 ст.218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющего собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Так, п.1 ст.234 ГК РФ предусмотрено, что лицо – гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
На основании ст.11 Федерального закона от 30.11.1994 года №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» действие ст.234 ГК РФ (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 01.01.1995 года и продолжается в момент введения в действие части первой ГК РФ.
В п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности;
владение имуществом как своим означает владение не по договору. По этой причине ст.234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Из указанных выше норм закона и разъяснений пленумов следует, что приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь при условии добросовестности, открытости, непрерывности и установленной законом длительности такого владения.
При этом, по смыслу ст.ст.225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество (п.16 указанного постановления Пленумов).
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности (абз.2 п.19 названного постановления Пленумов).
Давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
С учетом изложенного, приобретательная давность является самостоятельным законным основанием возникновения права собственности на вещь, которое не подменяет собой иные предусмотренные в п.2 ст.218 ГК РФ основания возникновения права собственности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что право собственности на жилой <адрес>, площадью 36,5 кв.м., кадастровый №, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГГГ, год завершения строительства - 1955 год, не зарегистрировано, статус записи об объекте недвижимости «актуальные, ранее учтенные» (Выписка из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
До 2001 года номер указанного <адрес>, о чем указано в Выписке от ДД.ММ.ГГГГ из постановления главы муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении нумерации домов и названий улиц в <адрес>».
Сведения об объекте недвижимости - земельном участке по указанному адресу, о зарегистрированных правах на него в ЕГРН отсутствуют (уведомления об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений от 24.08.2023 года, 05.09.2023 года).
Согласно материалам дела, спорный объект не относится к федеральной собственности, к собственности субъекта или к муниципальной собственности, права каких-либо лиц на него не зарегистрированы, как равным образом, не зарегистрированы какие-либо права на земельный участок, на котором он расположен.
В архивном фонде проектного института «Курскгражданпроект», в проектной документации за 1945-1991 годы, в архивном фонде Департамента архитектуры и градостроительства <адрес>, в проектной документации за 1954-1997 годы не имеется проектно-сметной документации на жилой дом; в документах архивного фонда «Исполнительный комитет <адрес> Совета депутатов трудящихся <адрес>», в протоколах заседаний исполкома за 1955 год отсутствуют сведения о разрешении на строительство и вводе в эксплуатацию жилого дома (ответ ОКУ «<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда).
Согласно техническому плану здания, подготовленному 13 июня 2023 года кадастровым инженером Алимовой Н.И. (заказчик кадастровых работ Сиукаев Г.З.) на основании технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, жилое здание, 1955 года завершения строительства, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Черемисиново, <адрес>, кадастровый №, имеет площадь 77,9 кв.м. <адрес> жилого дома – 36,5 кв.м., указанная в техническом паспорте на жилой дом, составленном по состоянию на 26.10.1987 года, изменилась и в настоящее время составляет 77,9 кв.м. в связи с реконструкцией жилого дома (постановление от 28.09.1998 года №35 главы Администрации п. Черемисиново, согласно которому Сиукаеву Г.З. разрешено строительство пристройки к жилому дому; план размещения пристройки к жилому дому, утвержденный главным архитектором; разрешение №39 от 28.09.1998 года на пристройку к жилому дому, выданное начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации района).
Сиукаев Г.З. с 1991 года проживает, а с октября 1993 года зарегистрирован по адресу нахождения названного объекта недвижимости (копия паспорта на имя Сиукаева Г.З., выписка из похозяйственной книги №8 с указанием лицевого счета №20, согласно которой истец проживает с женой Сиукаевой М.Я.), несет расходы по его содержанию, оплате жилищно-коммунальных услуг (справка Щигровского территориального участка ООО «Газпром межрегионгаз Курск» от 18.04.2023 года, лицевые карты потребителя за периоды апрель 2004 года – апрель 2023 года, справка АО «Атомэнергосбыт», с января 2014 года по апрель 2023 года МУП «Водоканал сервис»).
Заявляя рассматриваемое требование, истец в их обоснование указал на то, что приобрел указанный жилой дом в 1991 году путем предоставления его Хлебокомбинатом Черемисиновского райпо Курской области для проживания, с этого времени он непрерывно, открыто и добросовестно владеет названным объектом недвижимости как своим собственным, несет расходы по его содержанию, за весь период пользования жилым домом претензий к нему со стороны иных лиц не предъявлялось, также не предъявлялось требований о прекращении права пользования жилым домом.
Потребительское общество «Черемисиновское» (ответчик по делу) является правопреемником Хлебокомбината Черемисиновского (протокол №6 заседания совета потребобщества «Черемисиновское» от 03.11.1998 года, из которого следует, что реорганизация Хлебокомбината Черемисиновского произведена путем присоединения к потребобществу на единый баланс).
Документов, из которых бы следовало, что истцу, как работнику Хлебокомбината, безвозмездно был передан жилой дом, не имеется.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ председателя Совета Потребительского общества «Черемисиновское» на запрос суда на балансе Потребительского общества «Черемисиновское» жилой <адрес> и земельный участок по этому же адресу не состоят; стоял ли данный объект недвижимости на балансе Хлебокомбината Черемисиновского райпо <адрес> сведений нет, при присоединении Хлебокомбината в Потребительскому обществу «Черемисиновское» данный объект недвижимости не передавался.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства в совокупности с предоставленными по делу доказательствами, суд считает доказанным факт длительности (более 30 лет), открытости и непрерывности владения истцом жилым домом, исполнения им обязанностей собственника этого имущества и несения расходов по его содержанию, то есть характер владения истцом указанным жилым домом соответствует критериям, предусмотренным ст.234 ГК РФ.
Установив факт добросовестного, открытого и непрерывного владения Сиукаевым Г.З. жилым домом как своим собственным (то есть не по договору), принимая во внимание, что доказательств, опровергающих доводы иска, не представлено, учитывая, что ответчик и иные лица каких-либо прав на жилой дом на момент рассмотрения спора не заявляли, возражений по существу рассматриваемого спора не высказывали, суд приходит к выводу о том, что заявленное требование о признании права собственности на жилой дом в силу приобретательной давности подлежит удовлетворению.
По смыслу абз.2 п.1 ст.234 ГК РФ отсутствие государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество не является препятствием для признания права собственности на это имущество по истечении давностного срока. Судебный акт об удовлетворении иска о признании права собственности в силу приобретательной давности является основанием для регистрации права собственности в ЕГРН (пункты 20, 21 постановления Пленумов №10/22).
Частью 2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░ 77,9 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░. <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ «2» ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░