Левашинский районный суд РД судья А.И. Магомедалиев
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 марта 2016 г. по делу №, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Ибрагимовой А.М., Хираева Ш.М., при секретаре ФИО4, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Левашинского района РД к администрации МО «<адрес>» Левашинского района РД (далее по тексту МО «<адрес>») о признании бездействия незаконным и обязании присвоения автомобильным дорогам общего и не общего пользования местного значения на административной территории муниципального образования в установленном порядке идентификационных номеров и включения автодорог в реестр муниципального имущества, по апелляционной жалобе административного ответчика - главы МО «<адрес>» ФИО6 на решение Левашинского районного суда РД от <дата>, которым постановлено:
- «Признать бездействие администрации МО «<адрес>» незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Возложить обязанность на администрацию МО «<адрес>» устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц:
- присвоив автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения МО «<адрес>» и автомобильным дорогам не общего пользования местного значения поселения МО «<адрес>» идентификационные номера в порядке, установленном Правилами присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров, утвержденными Приказом Минтранса России от <дата> №;
- включив автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения МО «<адрес>» и автомобильные дороги не общего пользования местного значения поселения МО «<адрес>» в реестр муниципального имущества сельского поселения МО «<адрес>» в течение 5-и месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и прокурору Левашинского района РД, в течение 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н.К., объяснение прокурора ФИО5, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Левашинского района РД обратился в суд с указанным иском, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об автомобильных дорогах, в том числе о постановке на кадастровый учет и регистрации прав на автомобильные дороги и занятые ими земельные участки.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства указанные автомобильные дороги местного значения, расположенные на территории муниципального образования, юридически не оформлены, идентификационные номера автомобильным дорогам не присвоены и автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены.
Не исполнение обязанности по оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, поскольку денежные средств на ремонт и обслуживание автомобильных дорог не могут быть выделены. Данное обстоятельство может привести к ненадлежащему обслуживанию автомобильных дорог и угрожать безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Судом первой инстанции постановлено приведенное решение, с которым не согласился административный ответчик - глава МО «<адрес>» ФИО6
В поданной им апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Указывается, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Данный вопрос местного значения на территории МО «<адрес>» решается органами местного самоуправления муниципального района «Левашинский район» и финансовые средства в 2015 году на ремонт дорог не получены.
В возражениях прокурор Левашинского района РД ФИО7 полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела согласно ст. 308 КАС РФ в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными по делу доказательствами, заслушав объяснение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»).
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги не общего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (части 2,3,4 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно ч. 8 ст. 5 названного Федерального закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 названного Федерального закона к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (в редакции закона, действующей с <дата>).
Автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера. Идентификационные номера присваиваются: органами местного самоуправления поселений - автомобильным дорогам местного значения поселений и органами местного самоуправления муниципальных районов - автомобильным дорогам местного значения муниципальных районов. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления (ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ»).
Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» (в редакции закона, действовавшей до <дата>) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в том числе относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов России к полномочиям органов местного самоуправления.
В действующей с <дата> редакции закона, полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные в ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» отнесены к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.
В тоже время в ст. 13 названного Федерального закона, Федеральным законом от 28.11.2015 № 357-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена часть 2 (действующая с <дата>), согласно которой полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта России за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством России федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» содержание автомобильных дорог автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ»).
Судом установлено, что указанные выше автомобильные дороги юридически не оформлены, идентификационные номера не присвоены, в реестр муниципального имущества не включены.
Судебная коллегия признает данный вывод суда правильным, поскольку соответствует содержанию исследованных судом доказательств, нормам материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апеллянта о нарушении норм материального права в связи с тем, что согласно положениям ст. 14 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ не относятся к вопросам местного значения сельского поселения, являются несостоятельными.
Так, п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 0610.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относится, также - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 0610.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» несмотря на отсутствие в перечне вопросов местного значения сельского поселения п. 5 ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона, указывается, что законами субъекта России и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Исходя из изложенного, положения ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускают закрепление за сельскими поселениями вопроса местного значения городского поселения, касающегося дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона, в случае указания об этом в Законе субъекта Российской Федерации.
Таким законом в период разрешения спора судом, являлся Закон РД от 29.12.2004 № 43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан», действовавший в период рассмотрения дела судом, согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 которого к вопросам местного значения поселения (без указания - городского или сельского поселения) относилась в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 308-309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи