Дело № 2-24/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Корткерос 15 января 2018 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Федотовой М.В.,
при секретаре Камалендиновой В.С.,
с участием истца Глок Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глок Г.В. к ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Корткеросского района» о компенсации расходов к месту отдыха и обратно,
установил:
Глок Г.В. обратилась в суд с иском, с учетом его уточнения, к ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Корткеросского района» (далее Центр) об обязании ответчика выплатить сумму в размере 4640,88 руб., в том числе 4155,00руб., как доплату за поменянный билет «<адрес>», в связи с изменением рейса «<адрес>», комиссию за обработку платежа в размере 485,88руб. за рейс «<адрес>».
В обоснование требований истец в заявлении указала, что является работником Центра с <дата>. Правом на компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно пользовалась в 2015 году. <дата> были приобретены 3 электронных авиабилета на себя и двоих детей по маршруту <адрес>. Через некоторое время авиакомпания «Победа» известила об изменении рейса «<адрес>», вылет которого был перенесен с 13.00 час <дата> на 17.55 час. <дата>, в связи с чем на следующий рейс по маршруту «<адрес>» (<дата> с 17.05час) она с детьми не успевала. <дата> истец поменяла на этот рейс билеты с доплатой 4155 руб. <дата> ответчику представлено заявление о возмещении компенсации расходов к месту отдыха и обратно, однако работодатель не согласился с выплатой доплаты в размере 4155 руб. и комиссии за обработку платежа в размере 485,88 руб. за рейс «<адрес>».
В судебном заседании истец Глок Г.В. уточненные требования поддержала в полном объеме. Суду показала, что в 2017 г. ездила с двумя детьми отдыхать в <адрес>, по приезду сдала авансовый отчет, который не устроил работодателя, взамен потребовал составить другой на общую сумму 79439,0 руб., в т. ч. включающего полученный перед отпуском аванс, куда не вошли спорные суммы. Сумму, которую в авансовый отчет работодатель не включил следующие: 185 руб. на каждого, а также финансовые последствия по 1000 руб. за каждого в виде платы при изменении условий перевозки, и 200руб. на каждого, уплаченных истцом в счет платы за услуги авиаперевозчика, и 485,88 руб. - комиссия за обработку платежа. Пояснила, что ей пришлось произвести обмен билетов по маршруту <адрес> из-за задержки рейса <адрес>, в связи с чем возникли данные не включенные суммы. Также работодатель считает, что в стоимость билета не входит такса за оформление авиабилета на бланке в размере 185 руб. на каждого.
Центр надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил, просил дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, рассмотрев представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно ст.37 (ч.5) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни; оплачиваемый ежегодный отпуск.
Условия и порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, а также гарантии и компенсации работникам при его предоставлении закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации.
К числу таковых относится и компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которая предоставляется в целях обеспечения указанным работникам отдыха и оздоровления в более благоприятных природно-климатических условиях.
Согласно ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Аналогичные правила предусмотрены ч.7 ст.33 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Из выписки ЕГРЮЛ следует, что Центр является бюджетным учреждением Республики Коми.
Постановлением Правительства РК от 28.07.2005 N 212 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющихся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми" утвержден «Порядок предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми" (далее Порядок), регулирующий вопросы предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющимся работниками организаций, финансируемых из республиканского бюджета Республики Коми (далее - работники), и неработающим членам их семей (мужу, жене, а также несовершеннолетним детям). Компенсация расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов (далее - компенсация) назначается и выплачивается работнику по основному месту работы. Назначение и выплата компенсации работнику осуществляются работодателем (организацией, финансируемой из республиканского бюджета Республики Коми) (далее - работодатель), в случае если работник находился, в том числе в ежегодном оплачиваемом отпуске. Компенсация назначается и выплачивается исходя из фактической стоимости проезда, но не выше стоимости проезда воздушным транспортом - в салонах "эконом-класса", автомобильным транспортом (за исключением личного) - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. При проезде к месту использования отпуска и обратно несколькими видами транспорта работнику компенсируется общая сумма расходов на оплату проезда в пределах норм, установленных п. 8 настоящего Порядка. В стоимость проезда к месту использования отпуска и обратно работника и неработающих членов его семьи и стоимость провоза багажа включаются и подлежат оплате стоимость проезда железнодорожным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) к (от) железнодорожной станции (вокзала), пристани, аэропорту, автовокзалу при наличии документов, подтверждающих данные расходы, расходы за пользование постельными принадлежностями, обязательные страховые сборы, услуги по предварительной продаже (бронированию) билетов, сборы за оформление билетов, за исключением дополнительных услуг (доставка билетов на дом, сбор за сданный билет, стоимость справок транспортных организаций о стоимости проезда, сборы за пребывание в залах ожидания повышенной комфортности и другие). Выплата компенсации производится не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска работника исходя из примерной стоимости проезда на основании письменного заявления работника и решения работодателя. Окончательный расчет производится по возвращении работника из отпуска на основании представленных им в течение трех рабочих дней со дня выхода на работу билетов, других подтверждающих документов. При использовании работником электронного билета компенсация выплачивается в случае проезда воздушным транспортом - при предоставлении посадочного талона и маршрута/квитанции.
Судом установлено, что Глок Г.В. является работником Центра с <дата> по настоящее время. Правом на компенсацию расходов по проезду к месту отдыха и обратно пользовалась в 2015 году.
Право истца на компенсацию расходов стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в <дата> году ответчиком не оспаривается.
<дата> истцом были приобретены 3 электронных авиабилета на себя и двоих несовершеннолетних детей ФИО1, <дата>, и ФИО2, <дата>., по маршруту «<адрес>», дата вылета-<дата>, дата прилета – <дата>.
Согласно приказу Центра от <дата> ХХХ Глок Г.В. выдан аванс в сумме 24000руб. по компенсации расходов на оплату проезда за период работы <дата> г.г. к месту отдыха и обратно.
<дата> истцом был представлен ответчику авансовый отчет для оплаты проезда к месту отдыха и обратно по маршруту «<адрес>» на сумму перерасхода 60079,88 руб., в подтверждение чему представлены работодателю истцом соответствующие проездные билеты, что не оспаривалось сторонами по делу.
Однако данный авансовый отчет не принят к обработке.
Тогда же, <дата>, истцом был представлен ответчику испрашиваемый авансовый отчет ХХХ, согласно которому общая сумма израсходованных средств указана в размере 79439,0 руб., сумма перерасхода, без учета полученного ею ранее аванса, - 55439 руб. При этом, истцом Глок Г.В. предоставлены ответчику все оригиналы документов на сумму 84079,88 руб. по маршруту «<адрес>».
Данный отчет принят к учету, утвержден ответчиком и вся сумма по нему выплачена истцу.
Как установлено судом, ответчиком не приняты к оплате: такса за оформление авиабилетов на бланках в размере 185 руб. за каждый билет, т.е. 555руб., а также финансовые последствия в виде сбора за обмен авиабилетов в случае его обмена более, чем за 24 часа до вылета рейса, по 1000 руб. за каждый билет, т.е. 3000руб., и сбор за обмен авиабилетов на сайте авиакомпании по 200руб. за каждый билет, т.е 600руб., и комиссия за обработку платежа по забронированному электронному билету от <дата> в размере 485,88 руб. по маршруту «<адрес>» на <дата>, а всего 4640,88руб.
Не согласившись с отказом ответчика в выплате указанных выше сумм, истец Глок Г.В. обратилась в суд.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что рейс по маршруту «<адрес>», вылет которого был запланирован авиакомпанией на <дата> в 13.00 час. фактически осуществлен <дата> с 17.55 час. Из <адрес> в <адрес> семья возвращалась фактически <дата>, тогда как по электронным билетам их рейс в данном направлении был запланирован авиакомпанией и истцом забронированы билеты на <дата> с 17.05 час.
Факт обмена истцом авиабилетов по маршруту «<адрес>» на себя и детей с <дата> на <дата>, не опровергается ответчиком.
Суд, оценив первоначально приобретенные и замененные электронные билеты, установил, что в представленных истцом работодателю оригиналах билетов авиаперелета при переоформлении билетов истцом уплачены: такса за оформление авиабилета на бланке по электронному билету от <дата>, забронированному на <дата> по маршруту «<адрес>», в размере 185 руб. за каждый билет (PS), а также финансовые последствия по электронным многоцелевым документам (квитанциям) от <дата>, в частности: в виде платы за услуги авиаперевозчика по обмену авиабилета через сайт в размере 200руб. за каждый билет и в виде платы при изменении условий перевозки - по 1000 руб. за каждый билет.
Размер сбора за обмен авиабилетов в случае его обмена более, чем за 24 часа до вылета рейса, взимается в размере 1000 руб. на основании приказа ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» от <дата> ХХХ. За обмен авиабилетов на сайте авиакомпании взимается сбор в размере 200 руб. за каждый билет, что установлено приказом ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» от <дата> ХХХ.
Учитывая положения п. 9 Порядка, сборы за обмен авиабилетов в случае его обмена более, чем за <...> часа до вылета рейса, и обмен авиабилетов на сайте авиакомпании, за исключением таксы за оформление авиабилета на бланке за каждый билет и услуг по предварительной продаже (бронированию) билетов, не входят в стоимость проезда.
На основании вышеизложенного, с учетом положений Закона РК от 28.07.2005 №212, отсутствия со стороны ответчика в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, суд считает действия ответчика незаконными в части невыплаты истцу расходов за взысканную с неё таксу за оформление авиабилетов на бланке за каждый билет и за услуги по предварительной продаже (бронированию) билетов, в связи с чем требования истца об обязании ответчика выплатить сумму в размере 4640,88 руб., в том числе 4155,00руб., как доплату за поменянный билет «<адрес>», в связи с изменением рейса «<адрес>», комиссию за обработку платежа в размере 485,88руб. за рейс «<адрес>», подлежат удовлетворению частично в общей сумме 1040,88руб.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая вышеизложенное, частичное удовлетворение судом исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, регулирующего размер госпошлины при обращении в суд с исковым заявлением имущественного характера, не подлежащего оценке, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета МР «Корткеросский» госпошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
решил:
иск удовлетворить частично.
Обязать ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Корткеросского района» выплатить Глок Г.В. сумму в размере 1040,88 руб., в том числе 555,00руб., в счет таксы за оформление авиабилета на бланке, и 485,88руб. в счет комиссии за обработку платежа при оказании услуг по предварительной продаже (бронировании) билетов на рейс «<адрес>».
В остальной части отказать.
Взыскать с ГКУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Корткеросского района» в доход бюджета муниципального района «Корткеросский» государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Федотова М.В.
В окончательной форме решение изготовлено: 22.01.2018.